Мнение: Маверик Виньялес — гонщик из элиты MotoGP? Скорее нет, чем да
Успехи Маверика Виньялеса на Гран-При Великобритании и Австралии подогрели тему «Является ли Виньялес частью элиты MotoGP», и мнения определенной части обозревателей и фанатов чемпионата склонились к варианту, что как минимум у него есть все шансы туда попасть. Я бы сказал, все наоборот, и хочу объяснить, почему.
Под элитой имеется в виду Большая четверка — Марк Маркес, Валентино Росси, Хорхе Лоренсо и Дани Педроса. Трактовать отличие элиты от хорошистов можно по-всякому, и я остановлюсь на такой редкой черте, как способность творить магию. Пускай это звучит антинаучно, но в такое определение я вкладываю реальные спортивные показатели. За два года выступлений в MotoGP Виньялес показал тот минимум, когда можно вполне уверенно отделить класс гонщика от класса мотоцикла. Если после первого сезона абсолютно новый Suzuki GSX-RR делал затруднительным подобное отделение, то теперь кое-что очень даже прояснилось.
Для меня особенный интерес сделать это сейчас, когда только-только закончилась Валенсия и пока идет перерыв до следующего сезона, в котором у испанца будет такой же мотоцикл, как у мультичемпионов Валентино Росси и Хорхе Лоренсо. Чтобы отыскать «экстру» Виньялеса, я сравню особенные моменты этой пары лет с особенными моментами Большой четверки, а так же с моментами Кейси Стоунера, который когда-то был ее частью. По моим представлениям, для причисления к элите нужно какое-то минимальное число волшебных моментов на старте карьеры MotoGP, ведь всех этих райдеров что-то явно выделяло уже в первый сезон.
Так как Виньялес дебютировал в новом проекте Suzuki, который перезапустили после нескольких лет отсутствия в гонках, я взял для сравнения с остальными первые два года #25 — так будет справедливее, потому что вся элита начинала на мотоциклах, проверенных годами и многочисленными победами. Здесь ситуация Виньялеса требует скидки.
Гонщик | Дебют | Место | Очков | Побед | Подиумов | Поулов | СПС* | СПФ** |
Валентино Росси | 2000 | 2 | 209 | 2/16 | 10/16 | 0/16 | 6,5 | 4 |
Кейси Стоунер | 2006 | 8 | 119 | 0/16 | 1/16 | 1/16 | 9,7 | 5,5 |
Дани Педроса | 2006 | 5 | 215 | 2/16 | 8/16 | 4/16 | 6,3 | 4,5 |
Хорхе Лоренсо | 2008 | 4 | 190 | 1/18 | 6/18 | 4/18 | 5,2 | 4,2 |
Марк Маркес | 2013 | 1 | 334 | 6/18 | 16/18 | 9/18 | 2,4 | 2 |
Маверик Виньялес | 2015 | 12 | 97 | 0/18 | 0/18 | 0/18 | 10,2 | 9,8 |
Маверик Виньялес, 2016 | 4 | 202 | 1/18 | 4/18 | 0/18 | 6 | 5,3 | |
*СПС — средняя позиция на старте; **СПФ — средняя позиция на финише |
Валентино Росси, 2000
В пятерке избранных у Валентино Росси имелись наилучшие условия для старта карьеры MotoGP. Его первым инструментом была Honda NSR500, выступавшая с 1984 года и не проигравшая ни одного чемпионата последних шести лет (1994 — 1999). Формально Валентино дебютировал в сателлитной команде Nastro Azzurro, которая фактически являлась вторым заводским проектом Honda после того, что в цветах Repsol.
И так как проект был собран вокруг одного гонщика, напарника у Росси не было, поэтому он получил полное внимание со стороны команды и самой Honda, наряду с гоночной бригадой доминировавшего в 90-х Мика Дуэна, завязавшего со спортом за несколько месяцев до этих событий. Шеф-механик Джереми Берджесс имел в MotoGP крайне богатый опыт побед, начиная с 1987 года — года чемпионства Уэйна Гарднера.
Пожалуй, из первого сезона Росси невозможно выделить несколько особенных моментов — у него особенной была вся вторая половина 2000 года. Показатели первой части чемпионата были вполне типичны для новичка, которому приходилось учиться быстро ездить на двухтактном 500-кубовом прототипе — он падал и еще не до конца представлял, почему в одних случаях удавалось приехать на подиум, а в других — хотя бы приблизиться к нему. В дождевом Донингтоне Росси впервые выиграл крупнокубатурный Гран-При, одолев будущего чемпиона Кенни Робертса-младшего, и в 2000-м он уже не опускал уровень. Тогда Донингтон стоял в начале второй половины сезона, по ходу которой Росси набрал больше всех очков и подиумов.
В летне-осенний период дебютного года Доктор начал регулярно обыгрывать лучших на тот момент гонщиков MotoGP. Он попал на семь подиумов из восьми, в пяти финишировав выше Робертса, и так же в пяти выше Макса Бьяджи. В семи гонках он был успешнее действовавшего чемпиона Алекса Кривье (хотя в 2000-м тот уже редко показывал свой класс), причем все это удавалось делать без поул-позиций.
Таким образом, большая подиумная серия в дебютный год и второе место в чемпионате — главные моменты, сильно выделившие #46 в пелетоне. Еще до завершения сезона Доктор стал самым эффективным гонщиком MotoGP, и это кое о чем говорило.
Марк Маркес, 2013
Марк Маркес тоже начал с уровня максимального благоприятствования: он хоть и не получил чемпионский байк, но его Honda RC213V заводской подготовки выиграла 12 гонок из 18 сезона 2012, а так же десяток квалификаций. В случае с гоночной бригадой испанцу тоже достались специалисты экстра-класса. Если Росси с самого начала работал с командой титулованного Мика Дуэна, то Маркес в первый год был в связке с командой Кейси Стоунера, которой руководил Санти Эрнандес — тоже свой человек в паддоке MotoGP, который не только прошел с Марком младшие кубатуры, но и выиграл чемпионат 1999 года в бригаде Алекса Кривье.
Очевидно, что с первой попытки выиграть титул MotoGP — более чем весомый показатель для причисления к элите, но и это достижение можно разложить на несколько особенных по-особому. Во-первых, гонщик из Испании не постеснялся уже в своей дебютной гонке в Катаре устроить дуэль с Валентино Росси, вместе с которым на подиуме составил компанию Хорхе Лоренсо. Во-вторых, #93 очень быстро — на следующем этапе, — добился хет-трика, когда в Остине выиграл с поула, с попутной установкой гоночного рекорда трека. На подиуме он стоял выше Дани Педросы и Хорхе Лоренсо, бившихся за титул 2012 и 2013 годов. Победа в США дала райдеру возможность тут же возглавить личный зачет.
Во-третьих, он попал в призовую тройку на гонке во Франции, которая стала его дождевым дебютом. После старта с поула Муравей долго не мог найти свой ритм, ошибался, и при всем при этом не допустил ни единого по-настоящему дорогого промаха, и в итоге оказался в призовой тройке. В-четвертых, Маркес идеально воспользовался ситуацией, когда летом травмировались Дани и Хорхе, и выиграл один за другим четыре этапа. За сезон #93 пропустил лишь два подиума, то есть 16 раз из 18 был в числе призеров, включая серию в 10 подиумов подряд.
Кроме титула, он получил статус квалифайера года и, конечно, новичка года. В общем, испанский вундеркинд сразу показал цифры, которые украсят статистику любого гонщика на любой стадии карьеры.
Хорхе Лоренсо, 2008
Исходные данные для старта карьеры MotoGP у Хорхе Лоренсо повторяли условия Росси и Маркеса, но не совсем точно: Лоренсо начал с мотоцикла Yamaha YZR-M1, который два года не выигрывал чемпионат. Кроме того, в премьер-классе его встретила отнюдь не звездная гоночная бригада, которая до этого, в общем, не работала на чемпионов MotoGP. Таким опытом располагал только Рамон Форкада — он был членом гоночной бригады Стоунера в 2006 — 2007 годах, хотя и не в статусе шеф-механика, который получил при Хорхе.
В отличие от Доктора и Муравья, для Спартанца первый год был годом локальных успехов, а не глобальных. Первые три этапа испанец провел на самом высоком уровне — три поула, три подиума, победа на третьей гонке в Эшториле, то есть практически цифры Марка Маркеса. В отличие от соотечественника, Лоренсо чаще терял голову (например, после падения в Каталонии, когда заполучил кратковременную потерю памяти), чем сохранял ее, поэтому излишний риск и травмы прервали эту хорошую изначальную серию, и более в сезоне по-настоящему он не блистал, несмотря на еще пару подиумов. Наука правильной настройки мотоцикла и понимание покрышек дополнили список затруднений, из-за которого страдала стабильность результатов.
Скорость #99 начала материализовываться в стабильно хорошие результаты сезоном спустя, поэтому по данному параметру Виньялеса можно сравнивать именно с Лоренсо: в первый год оба не представляли серьезной угрозы грандам чемпионата, и кроме того, оба проиграли своим напарникам. Тут у Виньялеса уже есть преимущество, так как во второй сезон он уверенно отплатил соседу Алейшу Эспаргаро за первый. Хотя нужна оговорка, ведь быть на уровень выше мультичемпиона Валентино объективно труднее, чем на уровень выше никогда не побеждавшего Алейша.
По сравнению с результатами Маркеса и Росси дебютные цифры Хорхе заметно слабее, особенно с учетом того, что он тоже начал заводским гонщиком. Но с другой стороны, те несколько недель в начале сезона 2008, в которые новичку Yamaha удавалось затмевать действующего чемпиона Кейси Стоунера и Валентино Росси (а также обгонять их в зачете), были декларацией того, что Лоренсо — это не просто «один из».
Дани Педроса, 2006
Даниэль Педроса появился в серии как возможный преемник Алекса Кривье на посту испанского чемпиона MotoGP, и хотя 2006 год чаще вспоминают за победу Ники Хэйдена и упущенный титул Валентино Росси, тот сезон мог стать триумфальным и для него тоже. Испанец из Repsol Honda за эти 10 лет так и не добрался до вершины чемпионата, но из Большой четверки только он и Маркес с порога бросались в титульную гонку.
Приход этого пилота можно назвать частью операции по спасению команды. Перегруппировка сил после потери Валентино сильно затянулась, и блеск Repsol Honda в 2004 — 2005 годах сильно потускнел. В 2004-м райдеры не добыли ей ни одной победы, в 2005-м количество соли на ране не уменьшилось: последнее приобретение — Макс Бьяджи, — тоже не принесло золотых наград, в то время как Ники в конце проиграл бой за второе место Марко Меландри из сателлитного проекта. Для наведения порядка у Дани были следующие условия: шеф-механик Майк Лейтнер, с которым он взял три гранприйных титула 2003 — 2005 годов; звездная команда и, наконец, заводская Honda RC211V, выигравшая один этап за два сезона.
В Хересе Педроса в своей первой гонке оказался на подиуме, с хорошим отрывом опередив Хэйдена в борьбе за второе место. И так как выиграл Лорис Капиросси на Ducati, результат Дани был лучшим для всего лагеря Honda. Давно исключенная из календаря гонка в Шанхае в 2006-м стояла четвертой, и там #26 завоевал свою первую победу, ставшей частью хет-трика с поулом и лучшим кругом. Как всегда промокший насквозь Ле-Ман не изменил традиции, устроив гонщикам проверку мокрым треком. И вновь еще один успешный уик-энд испанца, который обыграл всех в сухой квалификации и финишировал третьим в дождевой гонке. На момент первых пяти этапов в кармане у #26 лежали почти все типы достижений в формате гонки: это и победа, и поулы, и быстрейший круг. Если чего и не доставало, то лидирования на 100% дистанции.
Травма ноги на Гран-При Малайзии замедлила ход Педросы в чемпионате, и за четыре завершающих этапа он упал в личном зачете со второго места на пятое, в том числе «благодаря» своей ошибке в Португалии, когда сбил с колес Хэйдена, так что на момент финала в Валенсии последние теоретические шансы исчезли. Из-за неудач на исходе сезона #26, пожалуй, оказался наименее заметной фигурой 2006-го из числа фаворитов, и все-таки он в свой первый год действительно претендовал на чемпионство в MotoGP, в отличие от Лоренсо и Росси.
Кейси Стоунер, 2006
У Виньялеса есть параллели не только со стартом Хорхе Лоренсо — он напоминает и Кейси Стоунера. По сравнению с четверкой упомянутых райдеров австралиец — настоящий парень из рабочего класса, который словно герой фильма «Миллионер из трущоб» попал в светлое будущее с самого дна. Про дно — преувеличение, но не сильное: это единственный элитный пилот современной эры MotoGP, который дебютировал в сателлитной команде, которая сама дебютировала в MotoGP. Проект LCR до этого выступал только в младших кубатурах, и был он там не самой выдающейся командой, поэтому ни Стоунер, ни команда не привели в премьер-класс мощных спонсоров, и работали на те деньги, что им предоставили небольшие компании из области, например, мотоциклетных комплектующих.
По части техники Стоунер оказался в близкой ситуации к Росси: его байк Honda RC211V постоянно что-то выигрывал независимо от того, был ли он в заводской команде или в сателлитной. Именно на такой технике были взяты чемпионаты 2002 — 2003 годов, а также сателлитные зачеты 2004 — 2005 годов. Гоночная бригада под управлением Кристиана Габбарини сработалась со Стоунером в их совместные малокубатурные годы, поэтому эта связка при переходе не изменилась. В общем, несмотря на идентичные обстоятельства с дебютом Виньялеса (новый гонщик в команде без нужного опыта), у #27 была проверенная основа для добычи хороших результатов, а также окружение из давно знакомых лиц.
Начало карьеры Кейси в премьерном дивизионе — это что-то вроде старта пути Лоренсо с поправкой на реалии частных команд: несколько очень хороших результатов в первой части сезона, и затем встреча со стеной, за которым прогресс остановился и даже в чем-то сменился регрессом. Первым делом нужно упомянуть Гран-При Катара 2006 года — для статистики австралийца он важен тем, что там он со второй попытки занял поул-позицию. На следующей гонке в Турции Стоунер стоял на подиуме, проиграв на последних секундах битву за победу с Марко Меландри. Несколько недель спустя Кейси финишировал четвертым во Франции, в своем первом дождевом заезде.
Еще он боролся за подиум на Гран-При Италии, когда с третьего места запустил свой байк в гравий, и лидировал в начале Гран-При Каталонии, пока снова не допустил вылет с трека. Другая заявка на топ-3 последовала в гонке на калифорнийском треке Лагуна Сека, где итог получился уже знакомым — Стоунер шел внутри первой тройки до своего схода. На этом райдер прошел свой пик дебютного года, и перестал бороться за призы. Несмотря на множество сходов (всего их было шесть), пилот из Австралии в первой части чемпионата стабильно находился в первой пятерке, и несколько раз воевал за самые высокие позиции, что для небогатой сателлитной команды без заводской поддержки весьма и весьма достойно.
У Кейси в 2006 -м был только один старт с первого ряда, как и у Маверика в 2015-м, поэтому здесь их карьеры тоже похожи — и тот, и другой показывали очень неровное качество горячего круга, хотя у испанца нестабильность осталась на второй год.
Список достижений
Итак, на примере Марка и Валентино видно, что элитные показатели хорошо просматриваются уже в первый год, или хотя бы четко просматриваются время от времени, как в случае с Кейси, Хорхе и Дани. На мой взгляд, Виньялес не показал ничего похожего ни за оцениваемый период 2015 — 2016, ни за отдельно взятый 2015-й — год, про который особенно нечего сказать.
Тогда #25 отличился в двух случаях: это Гран-При Каталонии и Гран-При Австралии. На Каталонию пришелся единственный первый ряд испанца, причем до поула Алейша Эспаргаро он не достал всего 0,083 секунды. В Австралии Виньялес показал шестой результат, и вместе с аналогичным по Каталонии он оказался пиком в 2015 году. Довольно хорошие результаты для конкретно взятой ситуации, но можно ли назвать их особенными? По крайней мере, это по-прежнему был первый год GSX-RR, поэтому невозможно точно сказать, сколько в этом было волшебства от гонщика, и сколько — от мотоцикла.
В завершившимся сезоне кандидатов на статус волшебных побольше: тут можно повыбирать из подиумов во Франции, Японии и Австралии, ускользнувшего подиума в Аргентине, победы в Великобритании и быстрейшего круга в Каталонии. Призы во Франции и Японии можно сразу исключить — они достались Маверику после серии сходов и отсутствия нескольких сильных пилотов. Лучший круг в Каталонии смазывается тем фактом, что горячий асфальт не позволил Маверику попасть на подиум — все-таки особенные гонщики могут иногда показывать вещи, которые выше лимитов мотоцикла. Аргентинский эпизод любопытнее, так как в непростой гонке после дождя Маверик ехал третьим за Валентино Росси и Марком Маркесом, пока не упал.
Его дождевые показатели — отдельная тема. За два года райдер не встал на тот уровень, когда планка выступлений держится вне зависимости от условий. Например, Педроса, Росси и Маркес завершили свои первые мокрые гонки на подиуме, Стоунер и Лоренсо в аналогичных случаях были четвертыми. В этом плане пилот Suzuki отстал навсегда: в Великобритании 2015, когда он впервые попал под дождь, был финиш только на 11 позиции. В этом году мокрые этапы в Нидерландах и Германии тоже стали худшими эпизодами в чемпионате. По словам Виньялеса, у Suzuki существуют проблемы с прогревом шин и эффективной работой трэкшна в таких условиях, но опять же, если вести речь об элите MotoGP, то она с первых гонок показывала повторяемость результатов в благополучной среде и не очень. То, что Маверик под дождем застревает где-то на границе первого и второго десятков, сильно контрастирует с его сухими подиумными финишами.
Логично было бы поставить наверх британский эпизод с победой, лучшим кругом и лидированием на всей дистанции. Это первый триумф испанца, но пришелся он на 30 гонку в MotoGP, что, понятное дело, не идет в сравнение с райдерами Большой четверки. При этом условия в заезде были очень подходящими мотоциклу, который хорош именно на еле теплом асфальте. Покрытие Сильверстоуна в час гонки прогрелось до 18 градусов, что поставило пилота Suzuki в очень комфортные условия.
Остается Австралия. Думаю, то третье место и было настоящей изюминкой Виньялеса. Третье место — не первое, но в каком стиле оно было завоевано! Райдер добрался до него аж с 13 места на решетке. Подобным не стыдно похвастаться и Валентино Росси (в той же гонке он показал 15 — 2), поэтому Филлип-Айленд в исполнении Виньялеса — это настоящая «экстра». Как и в Великобритании, воздух был прохладный, чего не сказать про асфальт, который может прогреваться и остывать вопреки логике — например, быть холодным на солнечном участке и теплым на теневом. Виньялес очень быстро ехал по покрытию с температурой 33 градуса, что заметно теплее 18-градусного британского.
Туманность Виньялеса
Стиль гонок Маверика — это вещь-кандидат на включение в научно-фантастический сериал Fringe («Грань»): он вроде бы существует, но очень непросто доступными средствами доказать его существование. По крайне мере, у меня нет аргументов в пользу наличия у него своего характерного стиля. На каждом треке Росси знает с десяток мест, где можно обогнать; Маркес знает, как поймать байк, если тот почти на боку; Лоренсо знает, как отлично стартовать. Но что выделяет Виньялеса? Я отдельно поискал комментарии специалистов и журналистов MotoGP, чтобы определиться с этим вопросом. Это даже забавно, так как я ничего не нашел, кроме расплывчатых фраз, самой четкой из которых была «стиль Виньялеса похож на Маркеса».
Пускай он и умеет в поворотах зависать рядом с мотоциклом в похожей манере, но это скорее общая черта большинства выпускников категории Moto2, которая несколько лет формирует язык тела райдеров нового поколения. Мне интереснее сравнить их гоночную тактику, и вот здесь мне никогда не приходила мысль о каких-то параллелях между Маркесом и Виньялесом. Как не приходила и мысль, что можно выделить примечательного в этой тактике. Как стартует? Как обгоняет? Как обороняется? Просто стартует, просто обгоняет, просто обороняется.
Пилота логично отнести к разряду универсалов, примерами которых являются Дани Педроса и Валентино Росси. В целом, у них нет областей, в которых они на шаг впереди других, но это им не вредит, так как они лишены и явно слабых мест. При этом Росси всегда был известным мастером обгонов, а Педроса не менее известен ускорением на выходе из поворота, так что при всей универсальности у гонщика элитного уровня все равно есть какая-то черта, которую он натренировал до идеала. Может, стиль Виньялеса и напоминает в отдельных деталях лучших в MotoGP, просто за два сезона у него не проявилось ни одной собственной черты. По-моему, у испанца нет ни единой области, в которой он был бы №1.
И если совсем критически подходить к австралийской гонке — этой жемчужине его гранприйной карьеры, — то в обгонах не было той же легкости, которыми отличаются маневры Маркеса и Росси. Виньялес ехал довольно близко к Доктору, и всякий раз расстояние между ними увеличивалось, когда Suzuki #25 упирался в группу пилотов помедленнее. Даже в такой ударный для себя день Маверик не смог переиграть своего будущего напарника, и финишировал за ним.
Прогноз на завтра
У меня нет ощущения, что Виньялес когда-либо войдет в элитный клуб MotoGP — ни в следующем году, ни когда-то еще. Победа в чемпионате возможна, но по чемпионату выигрывали и Ники Хэйден, и младший Кенни Робертс, и Франко Унчини, но выдающимися пилотами их не назвать. И даже с этим «окном» наверняка будет проблема: Маверик присоединился к MotoGP тогда, когда в чемпионате одновременно присутствуют три чемпиона, а также Дани Педроса — сильнейший пилот в истории премьерного класса, которому не вешали на шею золотую медаль.
Уровень конкуренции сейчас ничем не уступает эпохе середины 80-х — начала 90-х. Между прочим, тогда все было настолько серьезно, что даже такие зубры мотогонок, как Уэйн Гарднер и Кевин Шванц, ухватили всего по титулу. Сегодня быть в элите означает постоянно находиться на одном уровне с Маркесом, Лоренсо, Росси и Педросой, и даже просто из-за одного количества топовых пилотов невозможно рассчитывать на чей-то спад. Пока у кого-то спад, у другого — обязательно подъем. Как говорил Андреа Довициозо, для победы в MotoGP мало быть на уровне с первыми — надо быть лучше их.
Результаты Виньялеса в Великобритании и Австралии более чем хороши, и все же для причисления к элитному клубу этого недостаточно. По прошествии двух сезонов у пилота #25 по-прежнему неважные дела с мокрыми гонками, а также с повторяемостью результатов. О классе пилота можно судить по тому, насколько глубоко он падает в неудачный день, и насколько мастерски на уик-энде он готов сгладить острые углы, будь то неудачные настройки или лимиты мотоцикла. Виньялес ничего особенного не показал в гонках, где был горячий или скользкий асфальт. В Лосаиле, Хересе, Муджелло и на Ред Булл Ринге он оказывался только шестым, а ведь это были проблемные уик-энды и для лучших из лучших. Скажем, под флагом заезда на Losail International Circuit испанец оказался за спиной у Педросы, который не только никогда не блистал на этом пустынном треке, но и испытывал большие затруднения конкретно в данной гонке. Или Херес: трио Росси-Лоренсо-Маркес вместе во всеми мучилось от постоянных пробуксовок, однако они терпели-терпели, и оказались на подиуме.
Другая примечательная его черта в том, что за два сезона он не выиграл ни одной квалификации. Трудно не вспомнить Марко Меландри, который выиграл пять гонок, и ни разу за семь с половиной лет не встал на поул. Довольно странная статистика для гонщика, который уже умеет приезжать первым. В этом плане Доктор на старте большого пути тоже показал себя настоящим «двоечником», но так было в первый год, а во второй — уже нет.
Может, я что-то упустил, просто за два сезона я не увидел у #25 способности творить магию. Он — не волшебник, но именно волшебником и надо быть, чтобы регулярно бить первых. С одной стороны, только гонщику известно, насколько ему трудно с мотоциклом, и вообще, мог ли кто-то на его месте сделать больше. С другой, GSX-RR — это уже мотоцикл-победитель, и если его в сухой гонке довели до победы, можно предположить, что теоретически то же самое можно было сделать где-то еще, чего мы так и не увидели. По-моему, чего-то очень похожего мы можем ожидать от испанца в Yamaha: редкие сильные гонки будут часто чередоваться с просто хорошими, а те — с довольно неудачными, и откровенно неудачными, если качество езды в дождь не вырастет.
У Виньялеса впереди минимум два сезона бок о бок с Доктором, и очень вероятно, что не в его пользу закончится хотя бы один. А может, и оба — предпосылки к этому есть. Для того, чтобы обыграть Росси, комбинации «скорость плюс амбиции плюс хороший байк» точно не хватит, потому что в ней должна быть та самая магия, которой Маверик лишен, как я полагаю. Если не акцентироваться на том, что у Доктора огромный опыт и гонок, и титульных кампаний (и на том, что 2016-й был довольно неудачным), будет очевиднее, что сейчас Росси — это просто тот же самый Росси, которого зрители увидели в 2000-м: он быстр, аккуратен, и привозит домой хорошие «утешительные» очки, когда что-то не складывается.
С Маркесом итальянца роднит большой импровизаторский талант, куда относится и большое число мест для обгона, и работа с настройками байка, и эффективное реагирование на изменение условий трека. Когда нужно в холод всеми силами удержать температуру шин, они ее удерживают; когда нужно не допустить перегрева шин в жару, они не допускают. С этой точки зрения Маркес показал выдающееся выступление в Германии, пока летел по намоченному асфальту на сликах, и в Чехии, когда умудрился на почти сухом асфальте не сварить нежные дождевые покрышки. В обоих случаях #93 был на подиуме. Что касается Росси, то в этом году его класс — это заезды в жару на скользком асфальте, как в Хересе и Барселоне: и там, и там #46 настолько аккуратно понижал темп в гонке ради сохранения резины, что соперники так и не смогли удержать его от золота.
У Лоренсо своя магия. То, что делает Спартанец, впечатляет по-своему: он не большой импровизатор, и в каких-либо пограничных условиях (очень жарко или очень холодно) ему чаще трудно, чем легко. И все же он выиграл три чемпионских титула MotoGP, тогда как обычно неуниверсальным гонщикам трудно даются титулы вообще, не говоря про премьерный класс. Стихия #99 — благоприятные погодные условия, которые сложны другим: под солнцем на прогретом асфальте отодвигается предел, на котором можно долго и на максимуме вести мотоцикл, и в этом деле Лоренсо особенно выделяется своей сильной концентрацией внимания, которую в документальном фильме Hitting the Apex сравнивают с концентрацией пилота истребителя. И даже когда Хорхе проводит средние гонки, почти наверняка он берет холшот и держится несколько кругов с лидерами. Способность сразу дойти до своего предела на мотоцикле с полным баком и еле теплыми шинами — одна из основных составляющих его стиля.
Все эти обстоятельства снова и снова приводят меня к мысли, что для этого карточного стола у Виньялеса не припасено ни одного туза, ни единого джокера. Наличие Росси по соседству поможет ему вырасти, но очень сомневаюсь, что бы на порядок. Для гонщика напарник — это всегда его первый соперник, и в этом смысле в 2017 и 2018 годах будет интереснее, где Виньялес окажется относительно соседа, а не относительно трех других членов клуба. Полагаю, при сохранении физической формы и уровня мотивации Доктора Виньялес не сможет оказаться на более высокой позиции в зачете. Единственная надежда испанца — ждать, что Росси сам уронит планку.
* * *
Завершу вводную мысль этой статьи. Пятерка отличников эры MotoGP в дебютный сезон показала в среднем четыре-пять действительно особенных эпизодов. За 2015 — 2016 годы Виньялес «наколдовал» всего три, куда лично я (естественно, каждый может отобрать моменты по-своему) отнесу почти-поул в Каталонии, победу в Британии и марш-бросок в Австралии. В среднем, это полтора эпизода на чемпионат, то есть цифра, в три раза уступающая любому из элитного клуба. Пускай в этом году Маверик несколько раз становился участником больших стычек, кажущаяся близость к территории грандов обманчива: небольшая разница в классе остается, и она останется навсегда.
Могу сильно ошибаться, и если так, то хорошо: чем больше в MotoGP супергонщиков, тем лучше. Но если окажусь прав, то только потому, что в 2016-м все стало очевидно.
Дата: 14.11.16
Источник: Все о мире MotoGP