Андреа Ианноне в Suzuki: на уровне Виньялеса или нет?
Не спешите думать, что это самый бессмысленный вопрос, который можно задать при их сравнении. Пусть из чисел в общем зачете следует, что лучших «джиксеристов» 2016 и 2017 годов разделила пропасть, между вкладом Ианноне и выходным итогом все же есть что-то такое, что искажает реальность. Это как скрытая от глаз Темная материя — ее не видно, но ученые считают, что во Вселенной ее полно. У Маньяка близкий случай — есть кое-какие цифры, которые производят другое впечатление, нежели очки и позиции. Давайте присмотримся к ним поближе.
Начнем с предысторий двух гонщиков Suzuki — с межсезонных тестов. Возьмем их лучшие круги с официальных сессий в Валенсии, Малайзии, Австралии и Катаре. Небольшой период Виньялеса в Suzuki начинает уходить в историю, и пожалуй, позабылся факт, как испанец за рулем GSX-RR блистал на предсезонке 2016 года. Чем ближе подходил старт чемпионата, тем крепче смотрелись позиции пилота #25. В противовес ему, пилот #29 выдал обратную динамику: в Валенсии он был рядом с отличниками, в Малайзии даже лидировал два дня из трех, в Австралии Ианноне ощутимо отбросило назад, и в Катаре он от «удара» так и не оправился.
Лучшие круги и общие позиции на предсезонных тестах
День 1 (поз/ + сек) | День 2 (поз/ + сек) | День 3 (поз/ + сек) | |
Валенсия | |||
Виньялес-15 | 4 (+0,16) | 2 (+0,10) | — |
Ианноне-16 | 7 (+ 0,23) | 4 (+0,62) | |
Сепанг | |||
Виньялес-16 | 11 (+1,9) | 11 (+ 1,3) | 10 (+ 1,6) |
Ианноне-17 | 1 | 1 | 11 (+0,67) |
Филлип-Айленд | |||
Виньялес-16 | 2 (+0,70) | 1 | 2 (+ 0,14) |
Ианноне-17 | 3 (+ 0,43) | 12 (+ 1,1) | 12 (+ 1,0) |
Лосаил | |||
Виньялес-16 | 2 (+ 0,4) | 1 | 3 (+ 0,5) |
Ианноне-17 | 10 (+ 0,93) | 12 (+ 1,1) | 12 (+ 0,95) |
Маверик на пороге сезона считался фаворитом, Андреа уже начинал беспокоить, и несмотря на такую разницу, на катарских гонках скорость была выше именно у последнего. И было одно «но»: двухкратная разница между быстрейшими кругами не дала такую же разницу в общем списке лучших кругов. Мало того, оба заняли там позицию №8, то есть результат 2017-го в два раза «дешевле» 2016-го. Финишные места никак не сравнить, так как Ианноне упал в низовку на 11 круге. Важно, что перед аварией он занимал третье место, тогда как год назад Виньялеса не было так близко к лидеру.
Если собрать все отставание по гоночным кругам за первые семь этапов в одну цифру, выйдет следующее: Виньялес в 2016-м проигрывал в среднем 0,69 секунды, Ианноне сейчас проигрывает 0,8 секунды. Будем держать в голове и большой вес провальных гонок во Франции и Каталонии, потому что без них получается совсем другая цифра — 0,55. Отбрасывание медленных кругов скажется на объективности, так что по итальянцу возьмем основную цифру 0,8 — это ухудшение относительно испанца на 11,6%. Теперь бросим взгляд на итоговые позиции, и теперь часть результатов надо забраковать: кроме аварийных, я не стал брать для Ианноне аргентинскую гонку, где 16 место ни о чем не говорит (пилота оштрафовали проездом вдоль гаражей за фальстарт). Таким образом, берем шесть цифр для испанца и четыре для итальянца. Средняя позиция Виньялеса на финише — 4,83, средняя у Маньяка — 10,75.
Позиции на старте и финише
КТР | АРГ | США | ИСП | ФРА | ИТА | КАТ | |
Виньялес-16 | 3 — 6 | 7 — 0 | 5 — 4 | 5 — 6 | 8 -3 | 2 — 6 | 6 — 4 |
Ианноне-17 | 2 — 0 | 12 — 16 | 11 — 7 | 5 — 0 | 17 — 10 | 16 — 10 | 12 — 16 |
Четко видно, что квалификации у Андреа по сравнению с испанцем — это катастрофа. Однако, в Катаре Маньяк стартовал вторым, то есть у них обоих в сравниваемых гонках был первый ряд. Хотя тут прямую параллель никак не провести, ведь в Катаре в этом году не было нормальной квалификации — из-за дождя ее отменили вместе с четвертой тренировкой, и на решетке всех расставили по совмещенным результатам трех прошедших. Возможно, в настоящей сессии Ианноне показал бы что-то близкое к тому, что у него было далее в сезоне. Не будем дальше касаться качества квалификаций, потому что с ними все предельно ясно: горячий круг Ианноне на GSX-RR — его большая головная боль.
Итак, если мерить по соперникам, лучший гоночный круг Ианноне не более чем на 11,6% хуже круга Виньялеса, но он не дает 11,6-процентного ухудшения результата. Главное искажение между входными и выходными цифрами кроется в том, что данное ухудшение на круге (примерно 0,11 с) дает на финише ухудшение в 122%! То есть при сравнимом уровне у Ианноне есть шанс увезти в два раза меньше очков, чем год назад у Маверика, и это если все пройдет неплохо. Никуда не деться и от факта, что в трех случаях потолок итальянца был даже выше.
Лучшие личные круги в гонках и разница с быстрейшими
КТР | АРГ | США | ИСП | ФРА | ИТА | КАТ | |
Виньялес-16 | 8 (+1,015) | 5 (+ 0,452) | 6 (+ 0,797) | 6 (+ 0,906) | 6 (+ 0,510) | 7 (+0,460) | 1 |
Ианноне-17 | 8 (+ 0,574) | 11 (+ 0,548) | 4 (+ 0,338) | 13 (+ 0,704) | 14 (+ 1,585) | 11 (+ 0,561) | 18 (+1,269) |
Эти одна-две десятых с круга идут и от отсутствия общего языка с GSX-RR, и возможно, от общего настроя пилота — гонщик в трудной ситуации может быть как мотивирован, так и расстроен. Вряд ли ситуацию Андреа можно уподобить трудностям Хорхе Лоренсо в Ducati, и даже наоборот — они идут в разных направлениях. Лоренсо начал издалека, с обескураживающих тестов и неудачных первых гонок, и сейчас он медленно прогрызает себе дорогу к подиуму. У Маньяка выходит наоборот — хорошая тестовая скорость посреди предсезонки надломилась (это были тесты в Австралии), и его отбросило от начала десятка к противоположному концу. Вычленить из общего отставания ту часть, которая завязана на голову Ианноне — задача нереальная, но все же есть вероятность, что эмоциональный груз еще чуть-чуть замедляет итальянца, вдобавок к остальному.
А если мотоцикл ведет себя совсем плохо, это «чуть-чуть» может превращаться в ого-го, как это было на Гран-При Каталонии. Неужели гонщик, который не далее как в марте бился за подиум, в июне не может даже попасть в зону очков только по объективным причинам, то есть техническим? Да еще и не без труда отбиться от Сильвена Гвинтоли, который покинул MotoGP в 2008 году и сейчас просто подменяет Алекса Ринса? Сюда можно примеривать разные версии, но я думаю, к истине ближе всего та, которая связана с настроением Ианноне. Давайте скажем проще — его потолок наверняка упал сильнее, чем потолок байка (если тот вообще падал). В Каталонии Ианноне был настолько неконкурентен, что финишировал 16-м. Его быстрейший круг на 1,269 с уступал результату Йонаса Фольгера. Год назад Данило Петруччи с показателем +1,414 приехал девятым и взял семь очков. Вновь почти двухкратная разница…
Ее мы заметим и в зачете. Когда закончилась гонка 2016 года в Каталонии, у райдера #25 было шестое чемпионатное место и 72 балла. Перематываем на год вперед, и наблюдаем #29 на 15 позиции с 21 баллом. Как двойное уплотнение решетки привело к трехкратной разнице по позиции и более чем трехкратной по очкам? Это результат двух аварий Андреа, штрафа в Аргентине, и весьма странного провала в Каталонии (его исключать не будем — пилот без инцидентов добрался до финиша). За те же семь этапов у Маверика была только баранка в Аргентине, поэтому он показал шесть говорящих результатов против четырех у преемника. Вот так настоящий 2,2-кратный разрыв (либо 122%) превратился в 3-кратный. По баллам суть корректировки та же: берем шесть этапов Маверика и четыре Андреа, и видим, как этап стоимостью 12 очков против этапа по 5,25 очка дает разницу в 2,3 раза. Сошлась еще пара чисел.
В отсутствие Ринса судить о GSX-RR можно лишь по Андреа, так как гонщики на замене боевыми не являются. Все-таки интересно оценивать, в какую сторону движутся люди и техника. Проблема Suzuki в том, что ее лучший гонщик и мотоцикл, скорее всего, движутся в разные стороны, даже если мотоцикл относительно других стоит. Год назад Ианноне часто бился за подиумы на Ducati, то же делал и Виньялес в седле Suzuki. Поменяв мотоцикл, #29 первое время производит впечатление, что он сохранит свои позиции, затем это впечатление меняется. Квалификационная скорость сильно страдает, а ядро марафонной динамики такой проблемы лишено. С одной стороны, шапочный взгляд только на гоночные круги всего не покажет, ведь динамика в заезде находится под влиянием износа шин, борьбы с соперниками, работы электроники, и прочего. С другой, анализ больших массивов информации вряд ли добавит к сравнению Ианноне-Виньялес что-то принципиально новое. Главное, виден потолок возможностей, и он оставляет место для оптимизма.
В итоге тяжело выделить истинный уровень Ианноне так, чтобы к этому было не придраться. Про уровень итальянца могут сказать и провалы вроде Ле-Мана и Каталонии, и весьма приличные Гран-При Катара, США и Италии. Да, болтание на границе двух десятков — это далеко от того, что показывают лучшие пилоты MotoGP, но мы имеем дело с почти двухкратным уплотнением решетки по сравнению с 2016-м. Для удобства умножайте прошлогодние финиши Виньялеса на 2, либо делите текущие финиши Ианноне на 2. Удостоверимся на примере США и Италии, и для разнообразия посмотрим на общие отрывы: в первом случае это четвертое место Маверика с 18,4-секундным отставанием против седьмого места Андреа с 15,4-секундным отставанием, во втором это шестое место с 8,6-секундным против десятого с 15,5-секундным. Позиции могут разниться почти в два раза, отрывы — тоже, но не обязательно.
Получается примерно то, о чем я говорил: цифры одновременно ухудшились и остались прежними. Ясно, что с пилота всегда требуют конечный результат, а относительные отрывы больше интересны гоночной бригаде, чем руководству. На этой почве выросли слухи последних недель о том, что Андреа и Suzuki близки к разрыву еще свежего двухлетнего контракта. Менеджер команды Давиде Бривио после Каталонии заверил журналистов MotoGP, что ситуация кем-то сильно преувеличена, да и сам гонщик хочет улучшить свою скорость, не бросая дело на середине.
Ианноне при всех своих проблемах с плохим торможением и сильным буксованием на разгонах сейчас держит уровень своего предшественника, только искажения мешают это увидеть. Ну, с Темной материей тоже все непросто.
Дата: 16.06.17
Источник: Все о мире MotoGP