Колонка Indian: Путь Ducati. 10 лет итальянского присутствия в MotoGP (ч.4)
2008: год защиты титула
Во втором акте пьесы большого противостояния героев поменяли местами – теперь Росси убегал, Стоунер догонял
* * *
Оставшись второй год подряд без главного приза, Доктор серьезно усомнился в перспективности FIAT Yamaha. Проблемы вылезали как монстры в Half-Life – неожиданно, поодиночке или все вместе, затрудняя прохождение уровня (то есть чемпионата). Решив проблему с надежностью двигателя, начинала глючить электроника. Устранив чаттеринг, взрывался двигатель. Запрашивая у Michelin качественную резину, вновь напоминал о себе мотор, сдуваясь на высоких оборотах. Внедрение пневмопривода клапанов закончилось сходом. И так далее.
Став свидетелем триумфа красной команды, Валентино впервые открыто заговорил о возможности перехода в Ducati GP. Второй раз за три года появлялась возможность собрать в одной команде и Стоунера, и Росси. Yamaha не хотела рисковать и специально под него заключила сделку с Bridgestone (новичок Лоренсо оставался на Michelin). На законных основаниях отгородившись от другой половины бокса, Доктор стал долго думать, что же делать со Стоунером…
* * *
График тестов новых прототипов Ducati сдвинулся еще раньше. Если GP7 вышел на трассы в мае 2006-го, то отладка нового GP8 началась уже в феврале 2007-го. Стоунер не успел начать победное шествие по чемпионату, как в Италии Вито Гуарески уже готовил ему технику будущего сезона. В планах работ – ликвидация чаттера и хоппинга (подпрыгивающее заднее колесо на жестком торможении), повышение тяги в среднем и нижнем секторе оборотов. Дизайнеры немного обновили пластик, но в команде не были уверены, хороша ли эта замена. Новый вариант отличался более «тупым» носом и периодически появлялся на GP8 по ходу сезона. Этот вариант будет основным для следующего GP9, так что нетрудно спутать все 3 модификации.
GP8 на презентации. Пока никаких отличий от прошлогоднего варианта
Инженеры готовят красные ракеты для Стоунера и Меландри
Марко еще не знает, на что подписался…
* * *
Год открыла первая ночная гонка в Катаре. Сохранив прежней дату проведения (начало марта), организаторы поняли, что немного просчитались. С заходом солнца в пустыне становится очень холодно, и мартовские ночи в местности, где находилась трасса, для гонки явно не подходили. В апреле по ночам становилось теплее, но сейчас уже нельзя было ничего поделать – нужно было отстреляться и забыть об этом «холодильнике». С тех пор все сезоны MotoGP (кроме 2011) начинались в апреле.
Кейси отстрелялся по максимуму и победил. Сразу за ним приехал Хорхе Лоренсо, обладатель поула и новичок чемпионата. В самом конце гонки другой новичок Андреа Довициозо оттеснил Вале на 5-место.
Следующей остановкой был Херес. Заезд проходит для Стоунера в минорных тонах – он ошибается, прорывается вперед, снова ошибается, снова прорывается, но все уже уехали. После сладкого начала в Катаре 11-место выглядело необъяснимо низким. Но никакой мистики не было, и ответ был получен на следующий день. На испанском треке проводилась серия тестов, в которой принимала участие и Ducati. Попробовав новый вариант настроек, Кейси без проблем показал 3-е время дня. Значит, проблема была решаема. Но был другой дукатист, обеспокоенный по-настоящему. Марко Меландри попал в страшный сон – под ним был чемпионский Desmosedici, а он даже не мог приехать в 10-ку.
Пока что никакого противостояния 27 vs 46 не получается, каждый ведет свой чемпионат. Внимание переключается на Лоренсо – он выигрывает 3-й поул подряд в 3 гонке, и открывает счет победам. Стоунера вблизи португальского подиума не видно – всю гонку он испытывал недостаток темпа и только за несколько кругов до финиша внезапно ускорился, закончив заезд 6-м.
Тенденция была нехорошая. GP8 был тем же GP7, с небольшими улучшениями. Базовые настройки — почти одни и те же. Но если та версия была более грубой, но вполне предсказуемой, то новая начинала проявлять необъяснимый нрав. Избавив байк от чаттера, улучшив приемистость мотора, инженеры опять задели какие-то тонкие струны в механической душе Desmosedici. Но после первых 3 этапов особо волноваться не стоило. Росси тоже не мог пожаловаться на избыток удачи. Более того, глядя на результаты Дани и Хорхе, которые отлично ехали на Michelin, он начал серьезно сомневаться в правильности перехода на Bridgestone. Стоунер даже при таком начале сезона был всего в 7 очках позади. Нужен был более ощутимый разрыв.
И такой шанс для Доктора предоставился в Китае. На этой трассе, позволявшей наглядно оценить скорость и маневренность любого мотоцикла, в 2007 году Ducati удивила скоростью, а Yamaha показала традиционно хорошую управляемость. Когда Росси первым пересек финишную черту, а Стоунер в последний момент проскочил Эдвардса и въехал на 3-е место, прозвенел первый тревожный звонок для всей Ducati GP. Теперь у них не было ни одного явного козыря против конкурентов – ни скорости, ни тем более маневренности. Команда механиков уже не первый раз «не попадала» в настройки. Ситуация грозила ухудшиться и по техническим соображениям. Если японские заводы проводили модернизацию мотоциклов по ходу сезона, то дукатистам приходилось пробираться к финалу сезона на том, что они получили в начале года.
До того надежный Desmo устраивает показательный демарш в ходе заезда в Ле-Мане. Техническая неполадка вынуждает Стоунера заехать на замену байка, Меландри неуютно чувствует себя под моросящим дождем и тоже меняет аппарат. Оба заводских гонщика Ducati Marlboro торжественно приезжают последними… Тем временем весь подиум оккупирован ямаховцами – Росси, Лоренсо и Эдвардсом. Для Кейси ситуация из тяжелой превращается в критическую – позади всего 5 гонок, а он уже отстает от Росси на 41 очко. Но все еще можно отыграть. Оказавшись на самом дне, у Стоунера остается только один путь – наверх.
В Муджелло команда наконец приводит капризный GP8 в чувство. Стоунер снова может биться за победу, но пока что его улов – серебро, отбитое у Педросы. Ошибка на торможении заканчивается потерей первой позиции – ее тут же забирает Вале. Следующим идет этап в Каталонии, где год назад между двумя топ-пилотами была отчаянная дуэль. Дела у №27 определенно идут на поправку – он наконец-то берет первый поул и нацелен сразу взять максимальный темп, но к его удивлению, этот план гораздо лучше срабатывает у Педросы, в определенный момент нарастивший отрыв от Кейси до 8 секунд. В самом конце гонки «благодаря» подъехавшему Росси уплывает и 2-е место.
Ответный удар по позициям Росси Стоунер наносит на традиционной территории итальянца — в Донингтоне. Новый трекшн-контроль Desmo наконец начинает работать более плавно и предсказуемо, теперь он может помогать, а не мешать. Гонка начинается с поула, продолжается доминированием и заканчивается долгожданной победой. Эта цепь поулов и побед продолжает выстраиваться в Ассене (где Валентино устраивает аварию) и Заксенринге. Теперь у Стоунера 4 победы и 4 поула. Он приблизился к Доктору на 20 очков и переломил ситуацию в свою пользу.
В Каталонии Валентино отыгрался за прошлогоднее поражение от Стоунера. Правда, обоих вчистую обыграл Педроса. YZR-M1 в цветах итальянской сборной по футболу — в те дни проходил чемпионат Европы
Второй год подряд британская победа уходит Стоунеру. Присмотритесь к байку — это новый вариант пластика с укороченным носом. Уже не так изящно, как раньше
* * *
Пока что в итоговом зачете перед австралийцем был еще и Педроса, но это уже не имело никакого значения. До конца чемпионата оставалось 8 гонок. Надеяться на то, что Вале вдруг «не поедет», было неразумно – он был в отличной форме, может, лучшей за всю карьеру. YZR-M1 не уступал в скорости и позволял обыгрывать конкурентов на позднем торможении. Стиль, прямо противоположный стилю Кейси, который был вынужден тормозить рано и жестко, задействуя оба тормоза, иначе D16 прилично ехать не желал (в чем раз за разом убеждался бедняга Меландри). Положение в чемпионате не только не оставляло Стоунеру право на ошибку, оно даже не оставляло ему право приезжать вторым – первые места гарантированно бы занимал Росси, по крупицам увеличивая отрыв. Цепь из 8 побед подряд выводила бы №27 в лидеры чемпионата, но с минимальным отрывом. После этого всего одно серебро вновь уравняло бы обоих конкурентов «в ноль». При такой плотности результатов финальная разборка гарантированно бы переносилась в Валенсию. Там Кейси был как дома, Росси наоборот, последние несколько сезонов заканчивал плохо. В общем, надо было выкладываться на 110 процентов, чтобы отстоять титул.
* * *
Впереди была Лагуна Сека. Увидев результаты квалификации, заволновался уже сам Росси. Одержав подряд 3 победы, взяв поул с полусекундным преимуществом перед Вале, Стоунер как будто бы всерьез вознамерился выстроить цепь побед до тех 8 подряд, а то и больше. Тем более, с этим треком у него не было никаких проблем, в отличие от Доктора.
Росси понимал, что в Лагуне нельзя будет просто так взять и обогнать главного дукатиста. Нужно было какое-то нестандартное решение, тактическая уловка, стратегический ход. Интересную мысль высказал Джереми Берджесc. «Кейси не думает о борьбе, он думает только о победе». Тогда на свет появляется практически военный план – вброс дезинформации, усыпление бдительности, смена тактики, скрытые маневры – в общем, все как полагается. Встретившись с журналистами, Росси оценил свои шансы победить как невысокие. Потом на утренней тренировке была опробованы новые настройки, значительно улучившие уверенность Вале в мотоцикле. С последним козырем Доктора Кейси познакомился уже в гонке.
Калифорнийский этап. Неожиданный «сюрприз» для Стоунера
Эту гонку зрители еще долго не могли забыть…
Фактически, суть всего плана Росси сводилась к тому, чтобы «сыграть в Стоунера». Классический сценарий Валентино на сбережение шин и ускорение во второй части заезда был отринут как бесполезный. Нужно было атаковать с самого начала, закрепиться перед Кейси, а там – как повезет. И в этом был смысл – два Стоунера принялись жестко делить холмистую трассу. Обгон в «Штопоре», обгон на остром торможении в глубоком наклоне – первые круги обе стороны палили из главных калибров. Затем острая фаза миновала, и битва вошла в вялотекущую фазу. Кейси решил отложить атаки на потом – прессовать Вале было выгоднее, к тому же его нетипичная тактика могла сработать против него же ближе к концу гонки.
Росси, чуть не свалившийся во время обгона в «Штопоре», рассчитывал на то, что Кейси так же рисковать не будет. Опасными были относительно прямые участки – зона старта-финиша или подъезд к The Cockscrew. 24 круга противостояния в конце концов ударили по нервам обоих – выехав на очередной круг и подъезжая к первому повороту, Вале затормозил раньше обычного. Висевший на заднем колесе Стоунер вовремя не среагировал и кое-как ушел от столкновения, заехав в гравий. Мотоцикл завалился на бок, рядом просвистел Крис Вермюлен… Но Стоунер вернулся в гонку и успел отобрать у своего земляка серебро.
В целом не самый насыщенный сезон вдруг отметился битвой десятилетия. К сожалению, она не была доведена до логичного завершения. Никакого преимущества в гонке Росси создать не получилось, но победа была у него, и ничего изменить было нельзя. На подиуме Кейси пытался улыбаться, но по прибытии в гараж мог больше не притворяться. Шеф-механик Кристиан Габбарини пытался его подбодрить – мол, если бы Росси не срезал повороты и не тормозил перед носом… Но эта реплика только разозлила Стоунера. «Там только моя ошибка», — ответил Кейси. Габбарини понял, какой именно гонщик так взбесил Кейси Стоунера. Гонщика звали Кейси Стоунер…
* * *
После Лагуны наступил летний перерыв. Самое время было перезарядить батарейки и обдумать тактику на следующие гонки. Исход американской битвы ничего не менял, только подрос разрыв между Росси и Стоунером – с 20 до 25 очков.
Выяснение отношений продолжилось на этапе в Брно. №27 и №46 находились просто в другой лиге, уезжая ото всех на секунду после каждого круга. Вале вернулся к своей привычной тактике и шел позади Кейси. Но так продолжалось недолго – на 7-м круге Стоунер внезапно падает в лоу-сайд и в гонку больше не возвращается. Теперь выиграть чемпионат австралийцу почти было невозможно. Следующая гонка в Мизано сюжетно повторила Брно – Кейси в который раз уехал с поула, принялся наращивать отрыв и снова схватил лоу-сайд, попутно повредив руку. Казалось, GP8 перестал капризничать еще несколько месяцев назад, но это было не так. Две «баранки» подряд позволили Вале расслабиться, и теперь дорога к титулу была свободна как ночной проспект.
Брно. Упавший флаг Ducati неожиданно подбирает Тони Элиас и добивается 2 места
В Мизано D16 снова прилег отдохнуть. Видимо, не отоспался в 2007-м
* * *
В двух падениях Стоунера не было бы ничего особенного, если бы не кое-какие обстоятельства.
Младшая команда Pramac (Луис Дантин покинул ее в прошлом году, и теперь она называлась Alice Team), как обычно, мучительно проводила каждую гонку, борясь за минимальные очки. Не только Меландри, но и прамаковцы Сильвен Гвинтоли и Тони Элиас к середине сезона уже съели не один пуд соли. Элиас был обладателем самого эффектного стиля езды в GP, но из-за отсутствия результатов он давно не попадал в кадр. Но судьба дала ему шанс внезапно вернуться «на сцену», причем дважды, и произошло это как раз в Брно и Мизано. Главным героем этих двух гонок стал как раз Тони. В Чехии он стартовал 13-м и прилетел аж на 2-е место. В Мизано еще один подиум – «летящей походкой» преследовал Росси и Хорхе.
Мистическим образом Элиас показал выдающиеся результаты как раз тогда, когда Кейси не добирался до финиша. Но в Индианаполисе, где Стоунер снова нашел общий язык с Desmo, Тони также резко откатился туда же, где и был – в самый хвост.
* * *
Скачкообразные результаты уже дошли и до поулов Стоунера. На новой трассе в Индиане прервалась его впечатляющая серия из 7 поул-позиций подряд. Гонка проходила в штормовых условиях и была досрочно завершена. Валентино тем временем одерживает 5 победу кряду.
На японском этапе состоялась последняя стычка между ними. Что-то изменилось в Стоунере. Или в Desmo. Или все дело было в отличной форме Доктора и его YZR-M1… Но отношения как таковые уже никто не выяснял. Росси на позднем торможении обогнал Кейси и так и не дождался ответа. Итальянец оформляет здесь 6-й титул, но Стоунер расслаблен и поздравляет того с победой. Ему это далось легче, чем самому Вале здесь же, в Мотеги, когда чемпионат выиграл Кейси. Тогда на круге почета Доктор демонстративно проехал мимо, «забыв» пожать руку чемпиону. Впрочем, на подиуме Росси успокоился и исправил это недоразумение.
Мотеги. Последняя стычка в сезоне между двумя лидерами. Впрочем, по сравнению с ураганом в Калифорнии это был легкий ветерок
Пост сдал — пост принял. В Японии снова решилась судьба титула
На церемонии награждения
* * *
Филипп Айленд снова стал местом для разборки между Стоунером и Хэйденом. К большому сожалению американца, он опять упустил победу, но показал очень хороший темп – его рекорд круга был побит только в 2013-м. Показав средний результат в Сепанге, в Валенсии Кейси собирается с мыслями и заканчивает нелегкий год так же, как и начал – уверенной победой.
Простое невезение, череда собственных ошибок и трудный в настройке GP8 не позволили Стоунеру отстоять титул, в то время как Росси обновил абсолютный рекорд по очкам за сезон (373), таким образом, записав в свой актив самый результативный сезон в карьере. По сравнению с 2007-м, золото 2008-го было разыграно в этаком «заочном» стиле. №27 и №46 по ходу чемпионата скрестили шпаги считанное количество раз. Значительно чаще присутствовал другой сюжет – один убегал, другой безуспешно пытался догнать.
Между Стоунером и Росси было не просто соперничество, это было противостояние со странной примесью переплетений отдельно взятых моментов карьеры. Вале ни разу не выигрывал на Лагуна Секе с момента ее появления в календаре (2005 г.) Как он сам признавался – «не мог найти к трассе ключ». Он победил там в 2008-м, на следующий год после Кейси. Шестой титул был оформлен в Мотеги, там же, где этот сделал Стоунер. Как говорится, «на том же месте, в тот же час»… И в будущем их карьеры еще не раз пересекутся.
С другой стороны, 2008-й стал годом квалификаций Стоунера. Австралийцу удалось выдать сплошную цепь из семи первых позиций (с Каталонии до Мизано), к которым позднее добавились поулы Филип-Айленда и Валенсии – итого 9. За последние 20 лет было только 3 гонщика, которые так успешно проводили квалификации. 9 поулов в сезоне было у Кевина Шванца (1989), Мика Дуэна (1995), Валентино Росси (2003), теперь этот список пополнял и Кейси (а в этом году – и Маркес). Абсолютный рекорд Мика Дуэна 1997-го – 12 поулов подряд, пока держался как скала. Тем не менее, 7 успешных квалификаций были наиболее близким показателем к супер-достижению Дуэна. Новый BMW M3 должен был подбодрить вновь лучшего квалифаера.
Многие рекорды трасс 2008-го еще долго оставались непобиты. Рекорд катарского трека Стоунера держится до сих пор.
Боковой зацеп шин становился все более впечатляющим. Это помогло Стоунеру поставить много рекордов в 2008-м
…поэтому без подарка австралийца не оставили (приз лучшему квалифайеру)
* * *
Что все это время делал второй номер Ducati GP? Марко пережил тяжелейший в психологическом плане год. Он как бы был, но его как бы и не было в команде. За весь год Ёж всего трижды побывал в первой десятке, лучшим результатом стала 5-я позиция в Китае. Половину гонок сезона он завершил вне очковой зоны, включая 2 падения. В то время как один заводской дукатист оспаривал лидирующую позицию чемпионата, второй с трудом удержал предпоследнюю – Марко закончил сезон 17-м, на 1 очко опередив самого последнего Энтони Уэста. Даже райдеры сателлитной команды – Сильвен Гвинтоли и Тони Элиас оказались результативнее. Примечательно, что на некоторых этапах лучшие показатели максимальной скорости были как раз у «второго эшелона». Но никто из них не извлек из этого выгоды.
По словам Меландри, никакой поддержи (хотя бы сочувствия) от команды он не получил – та была целиком зациклена на Стоунере. Ливио Суппо говорил чуть ли не о саботаже – итальянец, дескать, даже не пытался адаптироваться под новый байк. Марко был в депрессии и в конце думал только об одном – побыстрее бы закончить сезон и уйти. Его уже ждали в Kawasaki.
Уволенный Капиросси провел первый год в Suzuki, воюя с бешеным мотором и недостатком мощности. При этом он все же мог стабильно приезжать в десятке. Но даже такая результативность очень бы пригодилась Ducati, которая могла второй раз подряд выиграть зачет производителей (Yamaha была ненамного впереди – 402 очка против 321). Но чего не было, того не было…
* * *
Всем быстро стало понятно – #33 в команде задерживать не станут. Нужен был новый второй номер. Желательно, чтобы его стиль езды походил на стоунеровский. Еще лучше, если бы у него были за спиной сильные спонсоры. Так выбор пал на Ники Хэйдена, чьи отношения с Honda вконец разладились. Ники в японской команде стал таким же прозрачным, как Марко – в итальянской. Его можно было не замечать. Когда посреди сезона-2008 Дани потребовал себе Bridgestone (Michelin, до того поставляя вполне приличную резину, вдруг начал варить какую-то бурду), он их тут же получил. Хэйдену сказали докатывать год на том, что есть… Фактически команда за пару лет превратилась в коллектив «Дани Педроса, Альберто Пуч и какой-то американец».
Параллели в стиле Стоунера и Хэйдена провести было можно. У Кейси была профессиональная кроссовая подготовка, до прихода в кольцо он выиграл множество местных внедорожных соревнований, что в какой-то степени помогало ему в управлении Desmo. Тем же мог похвастать и Ники. Американец никогда не отличался плавным стилем езды и предпочитал все делать резко – тормозить, разгоняться, кидать байк в повороты и вытаскивать его из наклонов.
Хэйден все это знал и был преисполнен оптимизма. Могли ли два кроссмена наконец составить непобедимую пару? Это только предстояло выяснить…
В новом году Кейси понял, что Desmosedici иногда может быть слишком своенравным, и с этим ничего не поделать
Дата: 21.01.14
Источник: Все о мире MotoGP