Колонка Indian: Путь Ducati. 10 лет итальянского присутствия в MotoGP (ч.6)
2010: выход из безвыходной ситуации
Desmosedici GP10 должен был превзойти GP9. Но на деле это оказался Франкенштейн, восставший против своих создателей
Desmo в новом пластике (который появился еще на GP9) обрел более плавные гармоничные очертания. Внешность при этом стала ближе к японским аппаратам
В этом году вместо одного управленца (Суппо) назначили двух новых – один был администратор Алессандро Чикольяни, второй – уже бывший тест-пилот Вито Гуарески, продолживший при этом заниматься техническими аспектами Desmosedici. Два начальника делили одну должность – в Ducati и здесь нашли, чем удивить паддок. Но головной боли у команды в этот раз было много не только из-за новых назначений. В развитии мотоцикла нужно было сделать следующий шаг — небольшой, но важный, когда в ходе разработки GP10 встал вопрос: что дальше – screamer или big-bang? Старая схема, с которой красные прошли всю литровую эпоху, вдруг снова встала на повестке дня. И не просто так – люди, которые могли сравнить литровые версии и новые (тот же Гуарески или Жибернау с Капиросси), хорошо знали, что Desmo с двигателями Twin Pulse были более послушны и предсказуемы, и меньше изнашивали заднюю шину. Поэтому еще в прошлом году была озвучена идея «спуститься» в нижние сектора оборотов, чтобы сделать мотоцикл сильнее на разгонах, и – в который раз – смягчить острые грани его характера.
Оба решения были примерно равнозначны — ни одно из них не могло вернуть преимущество перед Yamaha и Honda. Остаться со «скримером» значило все так же терять мгновения в поворотах и кое-как удерживать позиции на прямых, вернуться к Twin Pulse значило проигрывать на прямых, но не терять в прохождении поворотов. После долгих обдумываний, совещаний, тестов и чесаний затылков всей командой окончательный выбор пал на Twin Pulse. Попутно шла работа над резким повышением надежности, так как новый регламент разрешал 6 двигателей на сезон вместо 18.
Выбор вроде бы был верным – это показали тесты и отличные времена Стоунера. Но так же было и год назад, и два, только титулы при этом удалялись от команды все дальше и дальше. Хотя на это были свои причины, которые, например, обходили FIAT Yamaha стороной, тенденция была четкая, а возможностей ее переломить было все меньше. Единственное значимое изменение, внесенное в очередной D16 – новый порядок поджига топливной смеси. Этого было слишком мало, чтобы снова опередить японцев. Но команда была довольна этими «гигантскими» изменениями, и особо не волновалась, ведь все остальное должен был сделать Стоунер.
* * *
Тем временем, отношения между ним и командой так и не потеплели. В межсезонье Кейси попробовал в последний раз прощупать почву на предмет интереса руководства к своей персоне, и сообщил, что стал задумываться о смене команды. Ему нужна была какая-то зацепка, знак того, что контракт будет продлен и он сможет спокойно готовиться к старту сезона. Реакция последовала противоположная – президент концерна Габриеле Дель Торкио не только потерял интерес к австралийцу, но и стал намекать на возможное появление в команде Росси. В этот возможный сценарий хорошо укладывался тот факт, что у обоих в 2010-м истекали контракты. И чем ближе было лето (период анонсов), тем больше было слухов о новом лидере красной команды. Пока же все оставались на своих местах.
Pramac Team впервые за все время участия в GP наглядно обозначила свой основной профиль работ – производство электростанций, генераторов, которое (естественно) велось на переднем крае борьбы за экологию. Байки были окрашены в мирные бело-зеленые ливреи. Мика Каллио в 2009-м показал относительно неплохую результативность и сохранил свое место в команде, но напарник у него был новый – Алекс Эспаргаро. На этом армия Ducati не исчерпывалась – в MotoGP пришла команда Aspar Racing с Эктором Барберой. В чемпионате снова ехало целых 5 дукатистов.
* * *
В недалеком прошлом Лорис Капиросси несколько раз сталкивался с ситуациями, когда второй дукатист ехал лучше. Но пока ни один напарник не мог обставить Стоунера, да и вряд ли это было возможно, учитывая его результативность за 3 сезона. Тем не менее, первая часть чемпионата – 2010 стала периодом, когда вместо Кейси локомотивом Ducati Marlboro стал Ники Хэйден.
Несмотря на поул в Катаре и уверенность в новом мотоцикле, Стоунер быстро выбывает из гонки, улетев в лоу-сайд. Тем временем Хэйден уверенно держится в лидирующей группе и ведет спор за серебро с Дови. Хотя Desmo выглядит конкурентноспособным, на главной прямой GP10 заметно уступает в максимальной скорости и Ямахам, и Хондам. В конце концов американцу пришлось отдать и 3-ю позицию – откуда ни возьмись прилетел Лоренсо и оттеснил обоих.
Катар. Хэйден начинает год неожиданно хорошо…
…в то время как у Стоунера одно падение следует за другим…
… зато зрители вспомнили подзабытую картинку двух Desmosedici, идущих вместе
Первый испанский этап для Стоунера мало что изменил – он не без труда приехал 5-м, и даже без шансов поспорить с сокомандником. Черная полоса австралийца продолжилась во Франции – там он снова сошел, на этот раз потеряв контроль над задним колесом. Хэйден кладет в копилку еще одно 4-е место. После 3 этапов Хэйден идет в чемпионате 5-м с хорошими перспективами продвинуться выше, в то время как Кейси только 13-й. Промежуточные итоги были таковы – GP10 действительно стал более комфортной машиной, но по душе это пришлось только Хэйдену. Кейси же был в растерянности, так как ситуация с передком перешла все разумные пределы – колесо надо было отлавливать по несколько раз за гонку. Чем быстрее, тем чаще, с риском падения. Более надежная езда перечеркивала всякую приличную результативность. Это был замкнутый круг.
На гран-при Италии серьезно ломается Росси, что оставляет Хорхе Лоренсо просто без соперников. Стоунер с командой на ходу проводят расследование невменяемого характера GP10 и пытаются понять, как выйти из тупика. Эксперментируют с картриджами для вилки – ставят прошлогодние, и это приносит относительный успех. Кейси на последнем круге гонки обходит пару сателлитных Хонд (Меландри и Де Пюнье) и приходит 4-м, это пока его лучший результат. Хэйден наоборот, зарабатывает первую «баранку».
Чемпионат впервые приезжает в Сильверстоун. Лоренсо продолжает победное шествие, в стане Ducati дела идут все так же – Хэйден 4-й и он на позицию выше Стоунера. В Голландии австралийцу удается сделать шаг вперед и заехать на подиум, хотя GP10 все также непредсказуем. Стоунер решает поменьше рисковать и даже отказывается от обгона Педросы, приехавшего 2-м.
В Каталонии 27-й берет еще одну бронзу. К сожалению, новый Desmo устанавливает для него слишком низкий потолок. Более-мирное пилотирование дает только 3-4-5 места, чуть больше скорости дает гарантированный сход. И все же Кейси спокоен – в следующем сезоне ему уже не придется проходить через все это заново. Анонс о его переходе в Honda Repsol стал громким событием, но впереди всех ждали новости и покруче.
№46 и №27 смогли знатно закуситься на немецкой земле. После предпоследнего поворота Доктор был все еще впереди, но Кейси выбрал иную траекторию и смог проскочить его на пути к подиуму
Там же, на Заксенринге, GP10 обзавелся мини-спойлерами, которые должны были хоть как-то пригрузить переднее колесо
Доктор возвращается в чемпионат на Заксенринге, пропустив всего 3 этапа. «Левосторонний» трек не сильно нагружает правую травмированную ногу, так что темп Вале показывает солидный. Поймав уверенность в собственных силах, Росси прибавляет на глазах и дотягивается до Стоунера, который все это время шел впереди. Первый батл сезона 27 vs 46 завершается в стиле старой школы – обгоном в последнем повороте последнего круга, где Кейси вернул утраченную позицию. Тем не менее, это была борьба не за победу и даже не за серебро, только за бронзу. В Германии Дани и Хорхе оказались недосягаемы ни для кого.
Педроса планировал бросить в копилку еще одну победу – на этот раз на Лагуна-Секе. Он сильно начал гонку и мог победить, но сошел. Новым покорителем Лагуны становится Лоренсо, за ним приехал Стоунер и Росси. Хотя Кейси снова остался без победы, он обновил рекорд трассы, который сам же и поставил в 2008-м. Хэйден берет 5-е место, как и год назад.
Еще одну бронзу Стоунер забирает в Брно. Стабильные выступления выводят его на 3-ю позицию чемпионата, но далеко за Лоренсо и Педросой. Начало второго американского этапа для Ники проходит позитивно – он обеспечивает себе старт с 3 места. Но гонка особых дивидендов не приносит ни ему, ни напарнику. 27-й, решив, что с Desmo наконец налажена нормальная связь, пробует активно прессануть Росси, и за этим следует закономерный сход.
Вале, Дани и Хорхе побеждали в Лагуна Секе по одному разу. И только у Хэйдена было сразу две победы (2005-2006)
Стоунер смог поставить новый рекорд трека, но неуверенность в мотоцикле не позволила удержать Лоренсо. А Педроса устранился сам
Индианаполис. Три разных мотоцикла. Можно оценить различные формы маятников
На переднем плане — Хэйден и его GP10 со «старым» пластиком. Позади — Стоунер на «нормальном» варианте
* * *
Лето было богато на громкие анонсы. Все уже знали не только о сильном пополнении Honda Repsol и возвращении Лориса в Ducati, но и о переходе Вале в ту же организацию (почти в ту же – Капиросси на этот раз получал место в Pramac Team). Его уже давно звали в красную команду, чтобы дать старт большому проекту Rossi in rosso. Но если для этого и был правильный момент, то точно не сейчас. Проблемы с мотоциклом уже доводили Кейси до исступления, и это после стольких побед. Никто не мог дать гарантию, что с тем же самым не столкнется новый лидер. Но Доктором двигало другое. Поняв, что Лоренсо задвинуть не получится – ни в спортивном плане, ни в «политическом» – он не придумал ничего лучше, чем повторить эпопею с Yamaha и наладить дела в еще одной команде.
Но обоим гонщикам следовало для начала разобраться с делами в своих нынешних коллективах. Перед гран-при Сан-Марино Росси объявил о полном восстановлении формы, что все и увидели – на этот раз он просто уехал от Стоунера, который в итоге заехал только 5-м. После благополучной первой половины сезона Ники тоже стал терять прыть. В Мизано он отличился только тем, что устроил аварию с Капиросси, испортив ветерану юбилейный 200-й старт в GP.
* * *
Наступал черед нового гран-при Арагона. После многочисленных экспериментов с подвесками и посадкой Кейси оставался там же, где и был – вдалеке от реальной борьбы. Почти год прошел с его последней победы, полгода – с последнего поула. Казалось, выше прыгнуть невозможно, а изменения в двигателе только ухудшили ситуацию – Desmo не только откровенно проигрывал в «верховой» тяге, но и не мог особо отличиться тягой на низах. С Twin Pulse обгонять стало сложнее, хотя он и смягчил характер мотоцикла, что особо понравилось Хэйдену (и это несмотря на то, что оба дукатиста давно привыкли к «скримерам»). Но аппарат традиционно не видел обновлений с начала сезона, гонщики уже не первый раз бились о потолок его возможностей, в то время как заводские японские мотоциклы вообще не останавливались в развитии.
Поэтому в Арагоне команда решилась на отчаянный ход – обнулить все настройки и практически наугад выставить новые. Решили вышибить клин клином – раз уж Desmosedici GP10 затеял собственную игру и был совершенно непредсказуем, то и метод лечения следовало искать в этой же плоскости. Безумный план оказался настолько безумным, что сработал на все 100!
* * *
И вот Стоунер снова на поул-позиции. Гонка проходит по его плану, в котором не было места ни Лоренсо, ни Педросе. Кейс берет победу, а Хэйден на последних метрах отчаянной борьбы с Хорхе забирает бронзу. Дубля у Ducati Marlboro не было давно, с Австралии-2007. Затем Кейси в одни ворота взял вторую победу в Мотеги. Вместе с ним плавно подтягивался и Росси, который в Сепанге решил наказать Лоренсо и победил – тоже всего 2-й раз за сезон.
Вот так начался гран-при Арагона. Стоунер практически сразу уехал из кадра
Заезд окончился дублем Ducati. Это был единственный раз, когда Кейс и Ник вместе побывали на подиуме
Австралийский трек — один из самых любимых у Хэйдена. Но ему все никак не удается привезти высокий результат. На этот раз верный подиум отобрал Валентино
Тем временем у Кейси — 4-я домашняя победа подряд
В Австралии заводские Ducati снова показали себя в отличной форме. Стоунер взял поул и победу, Хэйден до последнего бился с Росси за бронзу, но на финише отстал всего на пол-корпуса. Ники все решительнее подбирался к своей первой победе, но увы, ее так и не последовало. Стартовав в Эшториле 2-м, он потерял темп и лишился шансов на подиум. Португальский трек уже стал настоящей собственностью Лоренсо – 3 победы за 3 года. Ну а Стоунер записывает себе еще один сход.
Валенсийский финал лидеры отыграли по максимуму. В прощальном уик-энде с Ducati Стоунер успел подарить команде еще один поул. В гонке два Desmo пулей рванули со старта и захватили лидерство, но Хэйден на трассе долго задерживаться не стал и вылетел. Зрители стали свидетелями последнего эффектного батла «Стоунер vs Yamaha» в его классическом виде.
Мика Каллио из-за травм выбыл из чемпионата в конце сезона. Карлос Чека был приглашен на замену, но в 2 гонках смог взять только 1 очко. Испанцу не покорился трюк Бэйлиса, исполненный в 2006-м
В Валенсии Лоренсо, Стоунер и Росси решили напоследок отжечь по-максимуму
Самопровозглашенный «новый король MotoGP» ударно провел финальную гонку. Двум другим королям пришлось потесниться
* * *
Второй эшелон Ducati вновь не показал ничего особенного. Барбера, Эспаргаро и Каллио закончили сезон в середине второго десятка. Эктор стал лучшим дукатистом-частником.
* * *
После Валенсии Кейси навсегда прощался с Desmosedici. За эти 4 года он взял титул, 23 победы, 21 поул и установил 20 быстрейших кругов в гонках. Финальный сезон в Ducati стал самым противоречивым для Стоунера. Он начал на аппарате, у которого по-прежнему был нераскрытый потенциал, упал на дно с аппаратом, который никакого потенциала демонстрировать не желал, и закончил с аппаратом, который вновь мог доминировать. И это был один и тот же GP10.
Ники мог назвать свой сезон и удачным, и неудачным одновременно. Он сделал уверенный шаг вперед, но много раз оставался в шаге от подиумов. Арагон стал его единственным существенным успехом этого года.
В начале сезона в Борго Панигале были твердо уверены, что мотоциклу есть куда расти. Но потом пришло понимание, что последняя грань его потенциала гораздо ближе, чем представлялось. В то же время Desmo после незабываемого Арагона наиболее ярко продемонстрировал свою зависимость от настроек. В конце сезона Стоунер снова стал побеждать, и для этого не понадобилось никаких апгрейдов.
Только правильные настройки – это еще не все. Внезапное возвращение Стоунера на вершину вселило в Вале уверенность, что он с опытным настройщиком Джереми Берджесом сможет так же держать Desmosedici в тонусе. Скоро Доктору предстояло самому узнать, что изнутри Ducati GP совсем не такая, как снаружи.
* * *
Twin Pulse не сделал Desmo лучше, зато чаще провоцировал на дрифт
2010-й — период заката отношений Кейси Стоунера и Ducati
* * *
Специально для фанатов Джека Лондона
Дата: 27.01.14
Источник: Все о мире MotoGP