Колонка Indian: Жизнь и судьба Бэна Списа (интервью, ч.2)

Для гонщиков Yamaha Factory сезон 2012 получился очень контрастным: титул для одного, крушение карьеры — для другого.

Вторая часть интервью посвящена дебюту Бэна Списа в MotoGP за команду Suzuki, весьма непростому сезону в WSBK в цветах Yamaha и продолжению отношений с «камертонами» на территории Больших Призов.
______________________________________________________________________________________

Вспомним 2008 — это был твой последний год в АМА Superbike, еще ты дебютировал в MotoGP на Suzuki как замена травмированному Лорису Капиросси. Ожидал ли продолжения на постоянной основе в 2009?

— С Suzuki — честно, да, думаю, все этого ждали. Карьера Лориса подходила к концу, и он был одним из моих любимых гонщиков, на которых я вырос, потому что когда я смотрел GP, там был он и Ромбони, да и все те котяры из 250, так что для меня была большая честь там выступить. Из-за дождя в Донингтоне меня отбросило далеко назад.

Трудный трек для идеального дебюта!

— Трек для этого ужасен! Я раньше никогда не ездил на прототипном мотоцикле, так что это был самый первый раз, я пытался выучить трек, а поливало весь уик-энд. В общем, квалифицировался я 8-м, а утром воскресенья было сухо! Я понятия не имел о подборе передач или шин или чего-то еще для сухих условий, но финишировал 14-м. К концу гонки мое время круга было почти таким же как у (сокомандника) Вермюлена, так что вкатился я довольно быстро.

Следующим этапом шел Ассен, я прилетел туда, а Капиросси снова хотел выступать, и все в принципе были в курсе о его желании гоняться, из-за того, что у меня все правда вышло хорошо.

В Ассене было довольно много разговоров о моем приезде и приличном выступлении. Это была скорее просто новость, чем неожиданность. Лорис все еще испытывал боли и хотел участвовать в гонке, но я не имел ничего против. Это его решение. Но я говорил Полу Деннингу (менеджер команды) и своему другу Сахаре из Suzuki Japan — не надо приходить ко мне посреди дня в четверг (после первой ассенской практики) и рассказывать, что он не готов к гонке. Стали присматриваться ко мне, но идея заявиться в пятницу, не зная трека, и пытаться что-то сотворить была так себе. Я хочу приехать на гонку и показать себя как следует.

Ло поломался днем в четверг, потом еще раз, и выбыл. Вечером четверга ко мне пришел Поль Деннинг и спросил — может, я поеду? Сахара не пришел и не упрашивал меня, потому что уже знал, что я сказал. Так что я говорил — вы меня загоняете в ситуацию, когда мне придется сесть на байк, но для меня ситуация так себе, хоть вы и говорите, что я нужен команде в следующем году.

Короче, я ответил «нет», потому что не хотел травмироваться — не зная трассы, можно было сделать что-то глупое. Положение просто было так себе, но потом Поль стал ходить туда-сюда и всем рассказывать, что я отказался от гонки, говорил всякое. В общем, из-за него все стали тыкать в меня пальцем. Ну и меня это почти выбесило, потому что я же говорил ему два дня назад — посади меня на его запасной байк и дай мне выучить трек.

Я бы поучаствовал, но меня поставили в ситуацию, с которой я бы не справился, ну и случилось то, что случилось, мы уехали оттуда, потом я гонялся в Инди и квалифицировался по сухому первым среди Suzuki, а финишировал 6-м под дождем. У меня был хороший темп на мокром и на сухом, и мы стали потихоньку говорить про следующий год.

Я помню, что они занимались контрактом Капиросси, и я сказал, что хочу за них выступать, вот так сильно хочу. Мне ответили, что это были слишком большие деньги, хотя это было то же самое, что я получал в США, если честно. Я говорил, что не буду зарезать, кто-то может и зарезал бы, но я просто назвал Suzuki столько, сколько получал на тот момент, и не просил о большем, хотя сезон там в 3 раза дольше. Так что я ушел к Yamaha в WSBK.

Когда ты связался с Yamaha, это было ради MotoGP или ради WSBK?

— Ко мне пришли из Yamaha ради Супербайка, тогда я сказал, что это будет сделка на один год, не на два, и это было не ради MotoGP, чисто ради WSBK. Мне сказали, что хотят меня видеть в Италии для подписания контракта, на что я ответил — сегодня понедельник и в этот уик-энд у меня Лагуна Сека.

Тогда те сказали, что хотят видеть меня лично, чтобы подписать контракт, и если я прибуду сразу, то мне будет бонус и другие плюшки. Короче, нас троих отправили первым классом самолета в Милан, думаю, там я провел часов 12, пока не улетел на гонку в Лагуна Секе! Там мы со всем разобрались и после первого теста я сказал Майо Мерегалли — после первого дня, на стандартном мотоцикле — что мы сможем выиграть титул. Нам нужно немного удачи, но мы сможем, а он в ответ — «думаешь?».

Я сказал — «обещаю». Ничего утверждать не буду, но мы сможем. Даже притом, что я был новичком, я понимал, что за плечами у меня был АМА и несколько гран-при, на мою победу рассчитывали, так что я пытался выдержать столько давления, сколько возможно. Потом, после 3 гонок в Супербайке, я подписал двухлетний контракт с Yamaha в MotoGP, второй год был открытым, но первый — с Tech 3.

Подписать тот контракт было реально трудно, потому что от меня ждали взятия титула WSBK, а я не знал, что на тот момент они не выиграли даже одного. Помню, как мы начали лидировать по очкам в Маньи-Куре, так те просто прыгали, как будто мы взяли титул. Я им — вы чего делаете? Парни, вы что, никогда не выигрывали чемпионаты? А мне говорят — мы никогда даже не лидировали в чемпионате! Тогда я осознал притягательность ситуации, когда ты новичок.

Как повеселился в тот год? Ты выиграл 14 из 28 гонок.

— Было весело, но было и много стресса! Я один раз вылетел, то была моя ошибка, потом в одной гонке были проблемы со сцеплением, сломалась педаль переключения, меня сделал Фабрицио, в другой гонке у нас кончилось топливо. Мы заработали 5 «баранок» из-за механических проблем, и в какой-то момент я отставал на 84 очка (от Нориюки Хаги), так что надо было брать и побеждать, выигрывать все гонки, брать поул-позиции — у меня все это получилось, было реально круто.

Когда я говорил с Лином (Джарвисом) про контракт для GP, он сказал — ты нам нужен в GP, но тебе надо выиграть титул WSBK. Я говорил — жаль у меня отрыв по очкам маловат, я был всего в 4 очках впереди, вроде, а так бы был счастлив. Я подписал конракт и к счастью выиграл титул, все сработало.

Было ли условие — выиграй титул, или контракт будет недействителен?

— Нет, просто надо было не дать слабину и победить. На меня давили — не только Yamaha, но и я сам, потому что мне не хотелось прийти на один год в Супербайк и уйти без титула перед переходом в GP. Мне хотелось поставить там галочку и уйти в GP. Такого условия не было, но это было такое дело, в котором просто надо было победить. Я вроде пробовал вставить такую оговорку в конракт, но мне не разрешили! В тот момент они вроде как нуждались во мне в GP, потому что уходили люди. Тоузленд уходил из Tech 3, так что, в общем, я им был нужен.

В 2009 ты выступил за Yamaha по уайлд-кард в Валенсии и пришел 6-м. Сильно тебе это помогло — попробовать М1 перед стартом сезона-2010?

— Все было серьезно, мы работали с тестовой командой, хороший был уик-энд, и раскраска у нас была вообще одна из самых лучших за все время! Было хорошо, но ощущалось давление со стороных некоторых. Я заменял Тоузленда в Тech 3, в этой команде, и у него был сильный стимул, чтобы сделать меня. Все про это знали и поэтому давление нарастало, но меня это не волновало.

Он говорил всякое — мол, что его заменяют, я уважал его, но по правде знаком с ним не был, так что в итоге произошло то что произошло. Следили все, но лично на меня особо большого давления не было, потому что я знал — у меня есть аппарат на следующий сезон. Не хотел доказывать, что я здесь заслуженно, а гонка была вполне ничего.

Конечно, в итоге я побил Дови и всех остальных, так что Колин (Эдвардс) смог финишировать 4-м в чемпионате, а Дови — 5-м, короче, я сыграл хорошего напарника!

На следующий год вы с Колином были вместе в Tech 3 Yamaha, как сработались?

— Наверное, у меня это был один из самых крутых гоночных сезонов.

Удивительно, как часто напарники Колина так говорят!

— Он точно сумасшедший! Но я был фэном Колина, когда стал гоняться — это было в 92-м на Texas World Speedway. Всегда был его фанатом и того, что он творил в Супербайке, я как бы почти пошел по его стопам. Для меня было честью быть его напарником, хотя в тот год я был чуть быстрее него. Было честью быть с ним. Это типа классно, потому что, как всем известно, в MotoGP что-то вроде демократии. Всегда разные национальности в командах — англичане с испанцами, испанцы с итальянцами, и по правде, Dorna не одобряла, что сокомандники из одного и того же региона. Но не обращайте внимания — мы с ним в первую очередь напарники-американцы, а не техассцы. Не думаю, что такое когда-то повторится снова, так что было классно, и мы смогли заснять несколько весьма крутых видео, повеселились вне гонок. Веселый был год.

В 2011, когды ты перешел в Yamaha Factory, твоим партнером стал Хорхе Лоренсо. В чем ты видишь свои самые сильные стороны по сравнению с ним, а в чем — самые слабые?

— Он сильнее меня, это точно. Думаю, если брать чистый талант «выстрелить» на одном круге, то мы почти равны, но в нем гораздо больше постоянства. Техника вождения гранприйного байка, особенно Yamaha… думаю, Honda мне бы подошла больше, чем Yamaha. Насколько поздно ты можешь тормозить и поведение байка — это бы мне подошло чуть больше. На Yamaha надо постоянно держать линию и тормозить до того жестко, что заднее колесо отрывается от земли, а когда опускается обратно, то байк «огрызается».

Мотоцикл мне просто не подошел, но у Лоренсо в GP наверняка самая высокая скорость в поворотах. У него первоклассное постоянство, его серии кругов получались лучше всех. Когда дело доходит до настройки байка и базы данных, то не думаю, что там он был силен во всех областях. Его можно посадить на байк c другой деталью или изменить на 10 мм передок или задок, а он просто возьмет и поедет, быстро. В этом тоже его сила, потому что он не теряет на этом, но стоило ему чуть-чуть улучшить сетап своего байка, и он мог стать реально опасен.

Вряд ли на торможении так много людей сильнее чем я, это у меня из Супербайка, но в GP над этим пришлось поработать. Думаю, я ставил рекорды по усилию на тормозах Brembo! Я считаю, что даже сейчас Лоренсо, возможно, самый «законченный» гонщик, Маркес талантливее, но если вы посмотрите на силу, нужную для чемпионата, скорость, умение не терять голову в гонках, плавность — я думаю, он самый лучший гонщик.

Маркес не так далеко, и когда у него будет побольше багаж гоночных знаний, тактики, он, наверное, не побоится ее применить, но если посмотреть на то, как на самом деле Маркес воспринимает гонку, то видно, что он более импульсивен, в то время как Хорхе скорее мыслитель. Я имею в виду, что через год или два Маркес соберет все воедино и сокрушит всех.

Хотя Honda лучше, даже сейчас Хорхе остается самым «законченным» гонщиком, так думаю.

Что для тебя значит победа в Ассене?

— Для меня она значит очень многое, потому что в эту гонку я влюбился, когда был ребенком. Мне было 8 или 9, когда я смотрел кассеты с обзорами 1990 — 1994 про Кевина Шванца, в финальной связке поворотов он показал сумасшедшее торможение, чтобы пройти Уэйна (Рэйни), и Уэйн съехал на траву, а Кевин выскочил у него из-за спины!

Помню отличные гонки в 250, помню Кадалору и Ромбони. Помню Дуэна, когда он «поел г*вна» в быстром левом и влетел в ограждение. Я все это помню, так что Ассен был для меня большой гонкой, и на самом деле было важно там выиграть в Супербайке, и будь в GP единственная гонка, которую я должен был бы выиграть… я счастлив, что ею стала эта, потому что это самая старая гонка в календаре.

Это делает ее даже лучше, потому что если бы я мог выиграть только одну гонку, то это должна была быть она. Самый классный этап в году, когда ты проходишь там через стадион после победы в гонке, то все просто слетают с катушек — приятное чувство. На той гонке у всех фанатов есть свои любимые гонщики, но все они любят всех гонщиков. Они любят гонки — я это еще в WSBK заметил.

Я знаю, что у меня там много фэнов, но я заметил, что у других гонщиков то же самое. На трассах в других странах фанаты болеют только за одного чувака, но в Ассене любят всех.

Такое ощущение, что в 2012 на тебя свалились все возможные неудачи. В Лагуне сломался маятник, у тебя были проблемы с мотором, все шло не так. Тяжело было с этим мириться? В большинстве случаев ты ничего не мог поделать, но проходить через это постоянно, наверное, тяжело.

— Такого было через край, а все началось на первом этапе в Катаре. Это был первый сезон по новым «литровым» правилам, и все говорили, что мне они подойдут и я смогу побороться за чемпионат, и всякое такое. Мы старались как могли, но как-то вечером перед гонкой мы попали в аварию, вроде это была суббота, а подрамник и седло на этом байке — одно целое, и когда я вылетел, то сломал детать изнутри, в углеволокне, но этого не увидишь.

В воскресенье у меня появилась такая дикая вибрация, что байк вырывался из рук. На разогревочной сессии я говорил парням, что что-то сломалось. Байк мы не поменяли, но заменили много деталей, и на прогревочном круге перед гонкой все было плохо, не помню, где мы финишировали, но это было реально далеко позади. До Хереса мы никак не могли понять, в чем дело, а та гонка была дождевой. Она складывалась прилично, я шел вторым, но стер покрышку и вылетел. Это была моя ошибка и такая вещь, когда ты пытаешься наверстать за прошлый этап, становишься слишком амбициозным, и разбиваешься.

Потом ты приехал в Ле-Ман, были проблемы с визором…

— Ага, там везде была вода, было опасно, а удача — такая сука. Потом мы поехали в Ассен, от шины оторвался кусок и осталась огромная дыра. Такое у меня было в 2003 в Дайтоне, c шины слезла большая поверхность, так что это меня довольно серьезно напрягло. Тоже самое было у Валентино и он сошел, я остался и финишировал 4-м, но в той гонке мы должны были быть на подиуме.

Потом в Брно подпалилось сцепление и меня отбросило на последнее место, там я дал ему остыть, а потом погнал как черт всех догонять и вылетел. В Инди у меня была очень серьезная авария в квалификации, я шел 2-м в гонке, но потом рванул двигатель. Это была вторая гонка после Лагуны, где треснул маятник.

В тот год произошло вообще все, я «сдался» и признал, что наделал ошибок, но они усугублялись другими проблемами, и я пытался все поправить, выдавая лучшие результаты, насколько это возможно. Помню в Брно, после того как подпалилось сцепление, у нас были тесты на следующий день, я поехал в понедельник утром и что-то произошло с электроникой, газ открылся на полную. Я не гоню, это было на самом деле, я просто припарковал байк и был готов уйти.

Я пришел в боксы и сказал — «эта штука пытается меня убить».

Ты перешел в Pramac Ducati в 2013, но не восстановился в форме из-за травмы плеча. Что заставило тебя вернуться в Инди? Просто потому что это была твоя домашняя гонка или ты почувствовал, что снова готов гоняться?

— Я вообще не был готов. После Сепанга я вернулся слишком рано и разбился в Остине, вывихнул плечо. Я все время старался заняться здоровьем и отложить возвращение, но меня все спрашивали — «Ты уже в форме? Готов продолжать?», я отвечал, что мне лучше, но на самом деле лучше мне так и не стало. Я просто надеялся, что будет лучше, но я был в такой ситуации, когда надо было возвращаться, потому что у меня не было выбора.

Ты чувствовал себя старым стрелком, который много кого подстрелил и поэтому вернулся, потому что так должен поступать гонщик?

— Ага, точно. Я вернулся, потому что этого ждали от меня. Меня так долго не было, что люди стали говорить: «Он не хочет возвращаться». Я просто не был готов, и разбился, когда вернулся в Инди. Все произошло из-за глюка в электронике, но ошибка была моя.

Когда ты выезжаешь с пит-лейна на Yamaha, у тебя включен контроль старта, а трэкшн-контроля нет, пока ты не включишь вторую передачу, в то время как на Ducati так — пока ты на второй, ты едешь на питлейновском ограничителе. Это такая штука, что будь я на байке целый год, то я бы знал, но я в обычном режиме выехал с питов и только тогда понял, что трэкшн не включился.

Кроме меня никто не был виноват, но мне следовало знать. Злиться не на кого.

Ты сразу понял, что твоя карьера закончилась?

— Сразу я не понял. Я понял что у меня плечо отвалилось! Я начал курс восстановления, пошел к врачу, а он сказал, что как доктор считает, что для меня это было опасно, что я мог покалечить себя или кого-то еще. Он сказал, что с плечом никогда не будет все как надо, и если я снова им ударюсь, то мне придется его заменить. Такой новости мне хватило. Еще ни одного дня не прошло с Малайзии без того, чтобы я не проснулся и не ощутил боль в плече. Надеюсь, что у меня получиться восстановиться и я смогу гонять на дерт-байке ради веселья, но до этого еще далеко.

Жизнь и судьба Бэна Списа