Коррадо Чекинелли: Я лично буду определять ход развития универсального софта MotoGP
Директор по технологиям MotoGP Коррадо Чекинелли в интервью рассказывает о том, в каком виде планируется наладить взаимодействие по развитию и использованию универсального софта, который станет обязательным для всех участников MotoGP с 2016 года. Уже во второй половине следующего сезона Honda, Yamaha и Ducati прекратят дорабатывать собственное ПО и — вместе с Suzuki и Aprilia — включатся в общую работу над единой электроникой на базе управляющего блока Magneti Marelli.
Насколько я понимаю, софт для чемпионата будет разрабатывать Magneti Marelli совместно с заводами, они все смогут внести свой вклад, и все это будет доступно на специальном интернет-сайте. Первый вопрос — какова степень готовности этого проекта?
На данный момент планируем сделать примерно все так, как вы и сказали, но это пока просто идея. Мы занимаемся проектом таким образом, что можем позволить себе немного спонтанный, или эволюционный стиль развития. Я могу предлагать идеи, парни из Marelli могут предлагать идеи, после чего мы их внедряем. Также можем ориентироваться на запросы от конечных пользователей, которыми в 2016-м станут все участники чемпионата. Да, мы планируем сделать этот процесс более простым, открытым и ясным — я говорю про инструментарий на нашем сервере Sharepoint. На нем будет закрытая зона, куда все авторизованные пользователи смогут загружать свои запросы, мы их будем оценивать и отвечать — да или нет, после чего распределим все согласно приоритетов, и вот эти приоритеты как раз будут открытыми, любой сможет узнать, что происходит.
Примерно так мы сейчас и работаем с софтом Открытого класса. Но в данный момент подход не настолько продуманный, есть только список адресатов.
Немного напоминает программы по отслеживанию багов… Будут ли все запросы публичными, или будут закрытыми, которые станут достоянием общественности только после одобрения?
Идея состоит в том, что любые запросы будут по умолчанию открытыми, если конечно вы захотите, чтобы они были рассмотрены. Но открыты они будут только для пользователей из специального списка — в него войдут 1-2 человека от каждого производителя, что-то вроде этого. Этот сайт не будет доступен широкой публике, доступ на него будет ограниченным.
В общем, я не смогу зайти на сайт и посмотреть написанный код?
Такой возможности у вас не будет. Но она будет у всех участников. Осталось только определиться с уровнями доступа — одни получат право писать код, другие только читать. Это формальности.
Кто будет определять направление развития софта? Dorna, Marelli, заводы?
Естественно, это буду лично я. Буду рассматривать все запросы и решать, какие одобрить, какие — нет. Одобренные будут ставить в очередь по приоритетности. Вот и ответ на ваш вопрос — в конце концов, это и есть направления для развития.
Конечно, этот процесс должен быть продуманным. Так что, если вы хотите что-то сделать, то придется подготовиться. В общем, в выборе путей разработки будут ограничения. Вы не сможете просто выбрать какой-то один пункт, потому что может выясниться, что для его выполнения нужно сделать что-то другое, а для этого другого, в свою очередь, понадобится что-то третье. Но в целом, я свободен в принятии решений.
Инструментарий, о котором я говорю, практически готов. Единственный пользователь с правом доступа — это я, я лично тренируюсь в его использовании. Если говорить про универсальное ПО 2016-го, то к тому моменту мы уже будем готовы работать с запросами производителей, в виду того, что они решили с 1 июля 2015 года согласованно заморозить развитие собственных программ. В общем, думаю, что инструментарий будет готов в ближайшие недели. Мне кажется, мы будем использовать его много лет. Вот так выглядит ситуация в целом.
Когда эта программа будет готова, и будет работать как надо, мы пустим ее в ход для развития текущего софта, и откажемся от списка адресатов. Мы с командами Открытого класса переключимся на нее, и там будет другой список пользователей. Такой подход поможет нам заранее все протестировать.
Вы намерены «научить» упрощенный софт понимать более продвинутые алгоритмы? Например, он сможет работать с бесшовной КПП?
Да.
По поводу текущего уровня электроники очень много жалоб. Идея ограничить этот уровень, или зафиксировать заводские команды на том уровне, где они сейчас — она ваша?
Это очень серьезный и многосторонний проект, в нем участвую я, со стороны организатора, представители заводов, команд. И по-моему, тут есть два мнения. Лично мое почти совпадает с мнением команд, но… не знаю, могу сказать, что думаю я сам. Я думаю так — ориентироваться надо на нечто разумное, а не на научную фантастику. Я бы продолжил отталкиваться от нынешнего ПО Открытого класса, и развивать его.
Естественно, все понимают, что как только к процессу подключатся другие партнеры, темп развития поменяется. Но концепция остается той же — развивать нынешнюю программу. Которая еще не идеальна…
В общем, цель — создать добротный удобный софт, а не максимально продвинутый, какой только возможен?
Цель — такое направление, в котором мы могли бы добиться максимума, но это не динамика, это компромисс между динамикой и простотой в работе. Заводское ПО не отвечает этой цели. Там до компромиссов очень далеко, это очень сложные программы, они почти недоступны для понимания, зато они обеспечивают реально большую мощность. Там в приоритете наилучшая динамика. Мы ищем нечто другое, я ищу другое.
Команды — независимые структуры, я думаю, они поддержат меня, но вряд ли поддержка будет от MSMA (ассоциация производителей). В идеале им бы хотелось, чтобы все осталось, как есть, но это, понятное дело, невозможно. Так что я не могу сказать, чем все закончится, но идею я объяснил.
То есть она в том, чтобы позволить независимой команде, у которой есть 1-2 специалиста, выжать максимум из электроники?
Моя идея в том, чтобы позволить всем пользователям использовать софт на 100%. Таковая моя идея, моя концепция. Естественно, под этот сценарий нужны более продвинутые кадры, чем есть сейчас — это позволит поднять верхнюю планку возможностей. Поэтому я думаю, что заводские специалисты станут более тесно сотрудничать с незаводскими командами. Поэтому общий уровень повысится. Наша цель как организаторов сделать так, чтобы любой, у кого есть соответствующие навыки, смог полностью раскрыть потенциал электроники.
Конечно, с более обширными ресурсами и более талантливыми гонщиками можно добиться большего. Но я со своей стороны могу работать над уравниванием возможностей.
Пока еще не было решения относительно того, что можно, а что нельзя. Скажем, что будет с софтом, который настраивает байк под каждый поворот, и т.д.?
Это решим позже, но очень вероятно, что будет принята моя идея, то есть будем отталкиваться от текущего «открытого» ПО. Сейчас в ходу алгоритмы, которые «привязываются» к конкретному местоположению на треке.
Должен сказать, мне это вообще не нравится. Для их настройки нужны дополнительные усилия, которые, по-моему, бессмысленны — эта технология неприменима в серийной продукции, ее не поставишь на дорожные мотоциклы. Я считаю, мы как организаторы должны чувствовать ответственность за перенос гоночных технологий в реальный мир. Тут я не в силах как-то повлиять на ситуацию, но мне кажется, такой должна быть самая главная цель. Так что софт, который настраивается под каждый поворот — это деньги на ветер.
Что для серийных мотоциклов тогда актуальнее? Приемистость? Расход топлива?
Я бы сказал, что в нынешней ситуации это «дружелюбность». То есть управление торможением двигателем, трэкшн-контроль, в общем, все те электронные стратегии, которые можно применить на серийных байках. Мне бы хотелось упразднить настройки под каждый поворот — это какая-то бессмыслица, так что возможно, все будут вынуждены искать компромиссное решение, которое, опять же, будет более актуально для обычных дорог.
Конечно, такой подход означает, что в будущем можно будет разрешить некоторые технологии, которые сейчас в MotoGP под запретом — например, ABS или электронные подвески.
Потому что с 2016-го в Евросоюзе ABS станет обязательной для всех выпускаемых мотоциклов, на дорожных аппаратах электронные подвески получают все больше распространения…
Вряд ли сейчас подходящий момент для снятия с них запрета, но вложения в эти системы будут востребованы. Если мы как организаторы сможем заставить производителей вкладывать в деньги в области, которые полезны для «гражданского» применения, то это будет полезно всем, будет отдача, что увеличит шансы на выживание нашего спорта. Сейчас заводы не рассматривают гонки как чистый инструмент маркетинга, они хотят отдачи от конструкторских отделов.
Хотя вообще-то так они только говорят, на самом деле они преследуют другие цели.
В том смысле, что они готовы достигать успехов любой ценой?
Да. Я считаю так — если у вас есть электроника, которую можно настраивать под каждый поворот, то имея в распоряжении 10 человек, которые будут ходить по треку, делать фотографии, замеры, можно лучше настроить систему. Если у вас есть 20 человек, то настройки снова улучшатся. И тут нет предела — 1000 человек будут немного полезнее, чем 900. Таким образом, есть соблазн тратить все больше и больше денег. Мы хотим ликвидировать такие возможности.
А вы не думали, что такая система может найти применение на дорогах? Мне кажется, GPS становится вездесущей, она все больше интегрируется в автомобили. Вы не думаете о возможных пересечениях в этой области гоночных и серийных технологий?
Нет. Это невозможно, и самая главная причина — в MotoGP GPS под запретом, как вам известно. Эта технология работает абсолютно иначе, и она бесполезна на дорожных аппаратах, потому что она просто отслеживает угол поворота колеса через заданные промежутки времени.
Но даже если мы снимем запрет на GPS, то столкнемся, во-первых, с тем, что эта технология не обеспечивает достаточной точности. Это проблема людей из мото-бизнеса. Но даже если в будущем она станет очень точной, то проблема останется — одного знания вашего местоположения недостаточно. Когда вы на треке, то вам известны профиль асфальта, коэффициенты сцепления с ним — в общем, все что пожелаете. Но на обычных дорогах все это бесполезно — до тех пор, пока вы на зашьете в программу данные по профилю и уровню сцепления на всех дорогах планеты. И даже после этого вы ничего не будете знать, потому что дороги могут быть мокрыми, грязными, они могут меняться. В общем, не вижу никакого реального потенциала для этой технологии.
Единственное подобное применение, о котором я читал — это Nissan GT-R, который выдает полную мощность только на гоночной трассе. Вряд ли можно как-то иначе использовать такую технологию. Но она не «привязана» к поворотам, она просто знает, на треке вы или нет.
Давайте подытожим. Ваша цель — получить производительный софт, но производительный настолько, чтобы любой хорошо подготовленный и умелый инженер смог использовать его по максимуму?
Я не вижу никакой выгоды от получения лишних 10%. По телевизору этого не заметишь, а шоу это может пойти во вред.
Дата: 20.09.14
Источник: Все о мире MotoGP