Маттео Фламини о работе с телеметрией Валентино Росси
Инженер-телеметрист Маттео Фламини, который работает в заводской команде Yamaha с 2000 года, является с 2004-го неотъемлемой частью гоночной бригады Валентино Росси. Маттео в беседе для официального сайта команды поведал об особенностях работы с бесконечным потоком важных цифр.
Валентино многие годы соревнуется в MotoGP. С какого периода у вас есть телеметрия по нему?
По Валентино у нас есть телеметрия с 2004-го — это огромное количество данных. Обычно перед гонкой мы проверяем прошлогодние данные: динамику байка, что мы делали. Это — лучшая основа для начала работы.
Эта телеметрия только по Валентино или она вперемешку с другими пилотами?
Для старта гонки я проверяю только данные Валентино. Еще у нас есть для проверки телеметрия Лоренсо, но это на практиках. У нас в гараже есть большой сервер, где накапливается вся телеметрия. Он довольно объемистый, потому что требуется большое количество памяти.
Как вы ее собираете?
Просто скачиваю всю информацию с мотоцикла и все это напрямую идет на сервер. В целом, это крупная накопительная система памяти. Там мы просто смотрим нужные данные.
Насколько Вале стабилен?
Очень стабилен и очень точен. Когда с мотоциклом все ОК, он может показывать одинаковое время много кругов подряд. Это потрясающе.
Насколько он аккуратен в своих отзывах?
Это лучший аспект у Валентино, да. Сильно помогает. Можете себе представить, сколько данных мне нужно проверить? К счастью, он мне точно называет поворот и круг, так что для меня это просто — я могу сразу же перейти к источнику проблемы.
Что вы делаете, если предыдущие данные по треку не соответствуют тому, что получено с мотоцикла?
Интересно проверять, что мы делали раньше, так как это своего рода урок, который мы выучили в прошлом году. Эта информация — хороший опыт, пускай даже если она не совпадает на 100%. Для начала база хорошая. Ты начинаешь с чего-то, вместо того, чтобы начинать с нуля.
Что вам может рассказать телеметрия?
Из нее мы можем узнать множество вещей, потому что датчики говорят про информацию с мотоцикла: торможение, разгон, тяга. Потом у нас есть много датчиков, которые предоставляют информацию о работе мотора. На мотоцикле стоит и много диагностирующих датчиков. В общем, про мотоцикл я могу рассказать вам все.
Если я дам вам телеметрию, вы сможете сказать, с какого она трека?
Может, да. Надо будет немного подумать, но… да.
Вы сможете рассказать, с какого именно она места на треке?
Да, так проще, потому что как только ты узнаешь трек, любой поворот — это легко.
Если я вам дам телеметрию других пилотов, вы скажете, кто есть кто?
Возможно, да. Я его очень хорошо знаю, и в последние годы мы всегда сравнивали Валентино с его напарниками: Чекой, Эдвардсом, Лоренсо. Сравнивая стили разных пилотов, я изучил, как выглядит стиль Вале.
Что такого примечательного есть в его стиле по сравнению с другими?
К примеру, то, как он тормозит. Это нечто особенное, потому что он очень хорош на торможении. То, как он делает перекладки… он очень быстро их делает. Он очень быстр в быстрых поворотах. То, как он использует задний тормоз и передний, то, как он управляет мотоциклом. Про гонщика могут рассказать многие вещи.
Есть еще какой-то способ рассказать о текущем мотоцикле, кроме [данных] предыдущих лет?
Тут нужен чуть более глубокий анализ — это не так просто. Легко проверить, быстрее мотор или нет, потому что ты можешь увидеть скорость и разгон, но чтобы в динамике проверить, старое это шасси или новое, нужно проверять очень тщательно.
Что делает софт хорошим или плохим?
Многие вещи. Например, зависит от того, как вы запрограммируете поворот за поворотом для другого трэкшн-контроля. Или, может, для другого типа анти-вили. Может быть много разных стратегий, и чем точнее и полнее ваш вклад, тем лучше работает анти-вили. Так что примитивный софт может лишь чуть-чуть помочь с анти-вили, зато хороший сможет держать мотоцикл ровно, позволять быстро ехать и скользить только там, где вам хочется.
Это вы и видите, когда наблюдаете гонку?
Нет. Смотрели фильм «Матрица»? Когда я смотрю на байк в движении, я вижу числа, графики, строчки… Это невероятно!
Для людей, который хотят поработать с живой легендой вроде Валентино — как вы получили эту работу?
Когда Валентино пришел в команду, я уже тут был. Я начинал в «Ямахе» в ноябре 1999-го, а в тот момент в «Ямахе» ездил Макс Бьяджи и он попросил меня работать на нее, так что я согласился. До сих пор помню: мы были на аргентинском Гран-При и там я подписал контракт на сезон 2000 года в качестве инженера по записи телеметрии Макса. С того момента я работаю на «Ямаху».
Как вы познакомились с Максом?
Его психотерапевт жил недалеко от меня — он знал, что я работал с «Ямахой». Мы оба были итальянцами, а команда в тот момент состояла целиком из англоговорящих людей. Ему было нужно несколько итальянцев, так что он попросил меня присоединиться.
Дата: 30.11.15
Источник: Все о мире MotoGP