Николя Губер: Наши покрышки — это основа для Супербайка плюс новые технологии

Когда компания Michelin в 2014 году выиграла тендер на поставки шин для MotoGP с 2016 года, ее специалистам при создании прототипной резины пришлось начать издалека. Французы не могли опереться на опыт самого близкого по динамике мотогоночного чемпионата мира — WSBK, так как там более 10 лет монополистами являются Pirelli. Не было возможности и взять за основу данные, вероятно, сильнейшего национального супербайковского чемпионата — британского BSB, потому что и там эксклюзивным поставщиком работает Pirelli. В то же время, у Michelin есть большой и успешный опыт присутствия в чемпионате мира по мотогонкам на выносливость Endurance World Championship и в ряде других национальных Супербайков. Эти покрышки и стали стартовой точкой для будущих прототипных Michelin Power Slick.

Компании пришлось много работать над поиском оптимальной ширины для передних и задних покрышек, так как техника MotoGP быстрее гоночных супербайков и позволяет пилотам более радикальные углы наклона. Соответственно, покрышки должны быть более хваткими и более широкими. Передняя шина в момент начала проектирования рассчитывалась под колесный диск шириной 3,5 дюйма (88,9 мм), задняя — под 6 дюймов (152,4 мм), то есть аналогично чемпионатам SBK. Быстро стало понятно, что такие цифры для прототипа не годятся: нужно было усилить профиль и спереди (удерживать байк на траектории в скоростных дугах, а также выдерживать тяжелые торможения), и сзади (с учетом более высокой мощности), под более широкие диски. При этом диаметр самого диска не менялся — он был задан регламентом на уровне 17 дюймов, под передние покрышки шириной 120/125 мм и задние шириной 190/195/200 мм.

На предсезонных тестах 2016 года райдеры MotoGP нащупали момент, после которого байк почти гарантированно ждал лоу-сайд — это был наклон в районе 45-50 градусов. При добавлении тяги в неправильный момент цепкая задняя шина слишком сильно разгружала переднюю и гонщик падал. По ходу более чем года тестов цифры пришли к финальным оптимальным значениям — 4-дюймовое колесо впереди (101,6 мм) и 6,25-дюймовое сзади (158,75 мм). При этом райдер может поставить вперед и более узкий вариант диска на 3,75 дюйма, если хочет получить больше проворности от байка. Вот так супербайковские покрышки постепенно превратились в «сосиски» для Гран-При.

Николя Губер, технический директор мотонаправления Michelin Racing, рассказал об этих деталях на отдельной пресс-конференции во время Гран-При Катара:

Нам надо было с чего-то начать. После семи лет вне MotoGP у нас не было базы по требованиям нынешних мотоциклов, поэтому мы выбрали шины, которые использовались в некоторых национальных чемпионатах SBK. Они плюс некоторые технологии из прошлого стали основой нашего нового поколения шин MotoGP.

Мы разработали новые профили, чтобы улучшить динамику, особенно на торможении. Мы стали быстрее, а потом ради улучшения баланса шин мы изменили профиль, чтобы увеличить площадь контакта на максимальном наклоне, начиная примерно с 45-50 градусов.

Процесс, который у нас шел, был нужен для понимания того, что мы делали и почему мы это делали. 3,5 дюйма и 6 дюймов являлись размерностями для многих категорий в SBK и SSTK, однако тут, в MotoGP, пока что и работает, так это 4 и 6,25. Профиль, который у нас впереди, можно монтировать на колесо под 3,75 или 4 дюйма. Пока что все используют четырехдюймовые, но я уверен, что некоторые райдеры испытывали самую узкую шину — они ищут, как заставить байк легче поворачивать.

Michelin