Формула 1 vs MotoGP. Кто быстрее?
Пока пилоты MotoGP отдыхают и готовятся к супер быстрому треку в Муджелло, их коллеги из четырехколесного чемпионата прототипов в классе Формула 1, проводят уик-энд на весьма непростой, но, в то же время, любимой многими пилотами и инженерами трассе в Барселоне. Пожалуй, самое время поразмышлять на извечную тему «кто быстрее?»
Несмотря на то, что MotoGP и Формула 1 пересекаются на множестве треков, в одинаковой конфигурации используются лишь два из них – это кольцо Cirucit of Americas в Техасе и Sepang International Circuit в Малайзии. Гонка MotoGP в Остине уже состоялась 10 апреля, тогда как в Формуле 1 она намечена на 23 октября.
Помимо статуса королевских чемпионатов, обе дисциплины имеют общего поставщика тормозных систем – Brembo. Пользуясь полученным опытом итальянцы подготовили сравнительный обзор двух и четырехколесных «ракет» для нарезки лучшего времени круга.
Для начала немного общей технической информации:
MotoGP | Формула 1 | |
Вес | 157 кг (без пилота) | 702 кг (с пилотом) |
Двигатель | Атмосферный 1000 куб. см. | Турбированный с системами рекуперации тепловой энергии и энергии торможения 1600 куб. см. |
Колеса | 17 дюймов | 13 дюймов |
Ширина передних покрышек | 125 мм | 245 мм |
Ширина задних покрышек | 190 мм | 325 мм |
Диаметр тормозных дисков | 340 мм | 278 мм |
Если не учитывать массу гонщика, машина Формулы 1 весит в четыре раза больше прототипа MotoGP и имеет намного более мощную силовую установку (по неофициальной информации её мощность превышает 900 л.с.)
С точки зрения покрышек ситуация тоже не в пользу мотоциклов. Помимо вдвое большего числа колес машина Формулы 1 имеет куда более широкие покрышки. Помимо сухих цифр ширины, следует учитывать также тот факт, что ввиду особенностей мотоциклетных покрышек, ширина пятна контакта существенно меньше общей ширины покрышки. Это создает просто невероятную разницу в общей площади пятна контакта байка и автомобиля.
Если сравнить время круга, установленное пилотами в 2015 году, то лучший круг гонки установили соответственно Андреа Ианноне и Нико Росберг:
MotoGP | Формула 1 | |
Лучшее время круга в гонке: | 2:04,251 | 1:40,666 |
Максимальная скорость: | 344,2 км/ч (Х. Аояма) | 332,3 км/ч (Н. Росберг) |
Таким образом, время круга в 2015 между двумя прототипами отличалось примерно на 25 секунд.
Потенциал мотоциклов MotoGP в основном ограничивают два фактора:
- Время, необходимое для торможения
- Скорость в поворотах
Оба из них вытекают из нескольких причин:
— Разница в динамике мотоцикла и машины, где в MotoGP необходимо учитывать лимит наклона мотоцикла.
— Существенное отличие в аэродинамике, которая практически отсутствует на байке, но играет решающую роль в скорости машины F1.
— Огромная разница в площади пятна контакта покрышек между прототипами.
Для сравнения значения первого фактора (времени торможения), стоит сравнить время торможения перед несколькими поворотами на трассе в Остине:
MotoGP | Формула 1 | |
Торможение к 9 повороту | 2,2 с | 0,9 с |
Торможение к 11 повороту | 4,6 с | 1,5 с |
Торможение к 12 повороту | 5,9 с | 1,4 с |
И скорость на входе в повороты:
MotoGP | Формула 1 | |
Скорость на входе в 1 поворот | 60 км/ч | 73 км/ч |
Скорость на входе в 19 поворот | 115 км/ч | 169 км/ч |
Скорость на входе в 20 поворот | 75 км/ч | 95 км/ч |
Конечно же, дистанция, которую необходима для торможения тоже отличается:
MotoGP | Формула 1 | |
Торможение к 1 повороту | 206 м | 126 м |
Торможение к 12 повороту | 300 м | 128 м |
Торможение к 19 повороту | 115 м | 70 м |
Таким образом, совершенно не удивительно, что в Остине пилоты MotoGP проводят 23% времени на торможении, в то время как их коллеги из Формулы 1 всего 18%. Эта разница и определяет разницу во времени круга.
Объяснение этого фактора весьма простое – гонщик F1 может сразу тормозить с максимально возможным усилием на тормозах, в то время как пилотам MotoGP необходимо дозировать усилие, так как в противном случае они рискуют перевернуться.
Не менее важно то, что машина в момент торможения находится на асфальте всеми четырьмя колесами, каждое из которых имеет существенно большую площадь контакта, нежели колеса MotoGP, в то время как мотоцикл касается полотна лишь небольшой частью передней покрышки.
Именно поэтому замедление, которое развивает совершенно разное замедление:
MotoGP | Формула 1 | |
Среднее замедление | 0,8 g | 4 g |
Максимальное замедление (12 поворот) | 1,8 g | 5,7 g |
Таким образом, байк MotoGP всё же медленее болида F1, но разница кроется вовсем не в мастерстве пилотов, а в принципиальных отличиях между автомобилем и мотоциклом.
Дата: 15.05.16
Источник: Все о мире MotoGP