Статистика: поулы и победы на Гран-При Италии
Гран-При Италии — один из шести оригинальных этапов, которые вошли в самый первый календарь чемпионата в 1949 году. Без гонок в этой солнечной стране не обошелся ни один сезон MotoGP.
Прошло несколько десятилетий до того момента, как итальянский этап стал называться собственно итальянским и проводиться на трассе Муджелло в Тоскане, как сейчас. Изначально это был Гран-При Наций — таким было фирменное название главной итальянской гонки в календаре вплоть до 1991 года. Много лет она проводилась в сентябре, закрывая сезон, и в 70-х переехала на свое традиционное место в весенней части календаря (апрель либо май).
Если исходить из списка победителей первых десятилетий, то было бы точнее называть его Гран-При (Двух) Наций, так как в период 1949 — 1977 годов на этой гонке в категории GP500 побеждали или сами итальянцы, или англичане, и больше никого. Что касается побеждающей техники, то здесь Италия далеко впереди Великобритании: это были годы многочисленных побед Gilera и, впоследствии, MV Agusta, которая получила монополию на победы с 1958 года и не отдавала ее до самого 1975-го.
Ее лучшие райдеры становились там серийными победителями: Джон Сертиз трижды был триумфатором, Майк Хэйлвуд — пять раз, Джакомо Агостини — шесть. Только Джефф Дюк смог выиграть свои четыре гонки на двух разных мотоциклах — сначала на Norton, потом на Gilera.
Практически все эти гонки прошли на трассе Монца (1949 — 1971), после чего знаменитое итальянское кольцо стало чередоваться с новыми площадками. Со временем такие места, как Имола, Мизано и Муджелло вытеснили Монцу навсегда. О том, что уровень безопасности на супербыстрой Монце устаревает, напомнил трагический этап 1973 года в кубатуре GP250. Некоторые гонщики считали, что проводить заезд небезопасно, так как где-то на треке было замечено масляное пятно — последствия взрыва мотора в предыдущей гонке. В то время к подобному относились спустя рукава, если судить по современным меркам безопасности: организаторы Гран-При не стали ничего проверять или откладывать заезд для дополнительной проверки трека, ограничившись доведением этой информации до сведения до гонщиков, но вероятно, что некоторые так и остались в неведении.
В голове пелетона произошло столкновение между Ярно Саариненом и Ренцо Пазолини, и в эту аварию оказались вовлечены еще 13 пилотов из-за того, что металлические ограждения в Монце стояли сразу по краям трека, и упавшие мотоциклы и гонщики просто рикошетили от них обратно на трек, под колеса другим. Пятеро получили травмы, но хуже всего пришлось тем, кто упал в самом начале: Сааринен и Пазолини погибли мгновенно. При расследовании аварии было установлено, что ее первопричиной было падение Пазолини, рухнувшего под колеса Сааринену. Всего за уик-энд произошло 60 инцидентов.
Такой трагический заезд не мог не отразиться на репутации Монцы — на этом очень быстром треке трагедии происходили и в Формуле-1. Чемпионат перестал ездить в Монцу и в следующие годы приезжал на более современные треки — свежепостроенные Муджелло, Имолу, Мизано. Первым человеком не из Великобритании или Италии, который установил в Италии свое правление, стал американец Кенни Робертс, и его статистика красива по-настоящему, так как пилот Yamaha в 1978 — 1981 годах одержал четыре победы подряд на четырех разных треках (Муджелло, Имола, Мизано, Монца), и в каждом случае это было осуществлено с первой попытки!
Трек Мизано вошел в календарь серии в 1980 году, и это был единственный случай в истории, когда Гран-При Наций принял старт сезона. В 1981-м вернулась модернизированная Монца: в конфигурацию трека внесли изменения, сделав его медленнее, и добавили настоящие зоны вылета, ликвидировав металлические ограждения по краю полотна. В 80-х Монца еще трижды примет этот Гран-При, и окончательно исчезнет из календаря после 1987 года. Через несколько лет за ней пойдет и Мизано: последний раз будущее кольцо имени Марко Симончелли будет местом проведения итальянского этапа в 1993-м — том самом, на котором после тяжелого хай-сайда завершилась карьера трехкратного чемпиона Уэйна Рейни. Все последующие гонки проходили в Муджелло. Что касается Мизано, то он вернулся в нулевых (2007) и под вывеской Гран-При Сан-Марино.
В 1990-м прошел последний Гран-При Наций. Начиная со следующего сезона, этап переназвали в привычный Гран-При Италии, чтобы название точно обозначало страну проведения или ее регион, если на территории государства было более одного этапа в год.
Американцы и австралийцы особенно комфортно чувствовали себя в этой стране, хотя тоже самое справедливо в целом для 80-х и 90-х. Мику Дуэну удалось повторить планку Майка Хэйлвуда и выиграть итальянский этап пять раз подряд (1994 — 1998). Что касается итальянцев, то им после эпохи Агостини во времена GP500 на многое не приходилось рассчитывать, победы были редкими. Порадовать земляков смог Франко Унчини в 1981-м, Франческо Кили в 1989-м, Лука Кадалора в 1993-м и Лорис Капиросси в 2000-м. Кстати, Капиросси стал первым итальянцем, который смог победить в Муджелло, хотя этот трек время от времени появлялся к чемпионате с 1976 года.
Honda (14) и Yamaha (9) разделили между собой большинство побед, кое-что досталось и Suzuki (4). Если сюда добавить Гран-При Города Имола, который в 1996 — 1999 годах был вторым итальянским Гран-При (но не носившее название санмаринского, который появлялся в 80-х и был возрожден в 2007-м), то показатели еще сильнее изменятся в пользу Honda: плюс четыре золота.
После завершения карьеры Аго в середине 70-х итальянцы перестали доминировать в чемпионате, и естественно, эта ситуация отражалась на их домашних треках. Лука Кадалора и Макс Бьяджи — самые большие итальянские имена в 90-х, — никак не повлияли на доминирование пилотов Repsol Honda Мика Дуэна и Алекса Кривье в Италии. Кадалора смог выиграть на родине всего одну гонку, у Бьяджи не получилось и этого.
Поначалу «генеральную линию» продолжил и Валентино Росси, неудачно закончив гонки в Муджелло в 2000 и 2001 годах, но затем Доктор словно решил отыграться за всех своих предшественников и не проиграл ни одного Гран-При Италии в 2002 — 2008 годах. Своей суперсерией из семи триумфов подряд он побил оба рекорда Гран-При — и по числу последовательных побед Хэйлвуда и Дуэна (по 5), и по общему числу Агостини (6). Как и Джакомо, Валентино брал победы на двух марках мотоциклов — Honda и Yamaha (Агостини сделал это на MV Agusta и Yamaha). Единственным пилотом, который победил на этом Гран-При несколько раз после Росси — его напарник Хорхе Лоренсо, добившийся золота четыре раза в 2011 — 2015 годах. Остальные пилоты современности (Кейси Стоунер, Дани Педроса, Марк Маркес) выиграли по разу.
Домашние дела у Росси шли гораздо лучше, чем у других итальянцев из Ducati, которые стали постоянно присутствовать в старшей кубатуре чемпионата с 2003 года после нескольких разовых акций на рубеже 60-х — 70-х. Лорис Капиросси трижды приводил Desmosedici на подиум (2003, 2005, 2006), и все же первую и единственную победу пришлось подождать еще несколько лет, пока в 2009-м ее не добыл Кейси Стоунер. После длинного перерыва марка вернулась на подиум благодаря серебру Андреа Ианноне в 2015-м.
Кстати, именно в Муджелло на этапе 2003 года по-настоящему закончилась двуххтактная эра чемпионата. Все игроки, за исключением одного, начали тот сезон с новыми мотоциклами. Исключением были гонщики команды Кенни Робертса — они провели старт сезона на прошлогодних «пятисотках» Proton KR3 и в Италии перешли на современные пятицилиндровые «литры» KR5.
В современной эре чемпионата на этом кольце больше всего отличилась Yamaha: у нее девять побед в 14 попытках. Honda хранит в своей копилке четыре, Ducati — одну.
Первый раз на Гран-При Италии:
— открытие сезона: 1980
— подиум MV Agusta (1950)
— победа MV Agusta (1952)
— подиум Ducati (1972)
— поул Марко Лучинелли (1980)
— подиум Эдди Лоусона (1983)
— победа Пьера-Франческо Кили (1989)
— поул Луки Кадалоры (1993)
— поул Алекса Барроса (2000)
Последний раз:
— закрытие сезона: 1949, 1950, 1951, 1955, 1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1964, 1965, 1966, 1967, 1968
— победа Умберто Мазетти (1955)
— подиум и Гран-При Джеффа Дюка (1959)
— победа и Гран-При Джона Сертиза (1960)
— Гран-При Gilera (1964)
— Гран-При и поул Ярно Сааринена (1973)
— подиум и Гран-При Фила Рида (1976)
— победа Honda NSR500 (1984)
— Гран-При Марко Лучинелли (1986)
— Гран-При Уэйна Рейни (1993)
— Гран-При Cagiva (1995)
— поул Алекса Кривье (1999, Гран-При Города Имола)
— поул Сете Жибернау (2006)
— подиум Алекса Барроса (2007)
— Гран-При Тадаюки Окады (2008)
Единственный раз:
— победа Пьера-Франческо Кили (1989)
Эра GP500
Год | Поул | Быстрейший круг | Победа |
Монца | |||
1949 | Н. Пагани | Н. Пагани | |
1950 | У. Мазетти | Д. Дюк | |
1951 | А. Милани | А. Милани | |
1952 | Л. Грэм | Л. Грэм | |
1953 | Д. Дейл | Д. Дюк | |
1954 | Д. Дюк | Д. Дюк | |
1955 | Д. Дюк | У. Мазетти | |
1956 | Д. Дюк | Д. Дюк | |
1957 | Л. Либерати | Л. Либерати | |
1958 | Д. Сертиз | Д. Сертиз | |
1959 | Д. Сертиз | Д. Сертиз | |
1960 | Д. Сертиз | Д. Сертиз | |
1961 | Г. Хокинг | М. Хэйлвуд | |
1962 | Р. Вентури | М. Хэйлвуд | |
1963 | М. Хэйлвуд | М. Хэйлвуд | |
1964 | Б. Кальдарелла | М. Хэйлвуд | |
1965 | М. Хэйлвуд | М. Хэйлвуд | |
1966 | М. Хэйлвуд | Д. Агостини | |
1967 | М. Хэйлвуд | Д. Агостини | |
1968 | Д.Агостини | Д.Агостини | |
1969 | Д. Додс | А. Пагани | |
1970 | А. Бергамонти | А. Бергамонти | |
1971 | Д.Агостини | А. Пагани | |
1973 | Я. Сааринен | заезд отменен | |
1981 | М. Лучинелли | К. Робертс | К. Робертс |
1983 | К. Робертс | К. Робертс | Ф. Спенсер |
1986 | Э. Лоусон | М. Болдуин | Э. Лоусон |
1987 | У. Гарднер | У. Гарднер | У. Гарднер* |
Имола | |||
1972 | Д.Агостини | Д.Агостини | |
1974 | Д.Агостини | Д.Агостини | Д. Бонера |
1975 | Д.Агостини | Д.Агостини | Д.Агостини* |
1977 | Б. Шин | Б. Шин | Б. Шин* |
1979 | Б. Шин | К. Робертс | К. Робертс |
1988 | У. Гарднер | Э. Лоусон | Э. Лоусон |
1996** | М. Дуэн | А. Кривье | М. Дуэн |
1997** | М. Дуэн | М. Дуэн | М. Дуэн* |
1998** | Ж.-М. Бэйль | М. Бьяджи | М. Дуэн |
1999** | А. Кривье | А. Баррос | А. Кривье |
Мизано | |||
1984 | Ф. Спенсер | Ф. Спенсер | Ф. Спенсер* |
1989 | К. Шванц | Э. Лоусон | П. Кили |
1990 | У. Рейни | У. Рейни | У. Рейни* |
1991 | У. Рейни | У. Рейни | М. Дуэн |
1993 | Л. Кадалора | М. Дуэн | Л. Кадалора |
Муджелло | |||
1976 | Д. Агостини | Б. Шин | Б. Шин |
1978 | К. Робертс | К. Робертс | К. Робертс* |
1985 | Ф. Спенсер | Ф. Спенсер | Ф. Спенсер* |
1992 | М. Дуэн | К. Шванц | К. Шванц |
1994 | Л. Кадалора | Л. Кадалора | М. Дуэн |
1995 | М. Дуэн | М. Дуэн | М. Дуэн* |
1996 | М. Дуэн | А. Кривье | М. Дуэн |
1997 | М. Дуэн | М. Дуэн | М. Дуэн* |
1998 | М. Дуэн | М. Дуэн | М. Дуэн* |
1999 | Т. Харада | К. Робертс | А. Кривье |
2000 | А. Баррос | Л. Капиросси | Л. Капиросси |
2001 | В. Росси | В. Росси | А. Баррос |
Эра MotoGP
Год | Поул | Быстрейший круг | Победа |
Муджелло | |||
2002 | 1:51.258 (В.Росси) | 1:52.601 (Т. Укава) | В.Росси |
2003 | 1:51.927 (В.Росси) | 1:52.623 (Л. Капиросси) | В.Росси |
2004 | 1:49.553 (С. Жибернау) | 1:51.133 (С. Жибернау) | В.Росси |
2005 | 1:49.223 (В.Росси) | 1:50.117 (М. Бьяджи) | В.Росси |
2006 | 1:48.969 (С. Жибернау) | 1:50.195 (Л. Капиросси) | В.Росси |
2007 | 2:00.359 (К. Стоунер) | 1:50.357 (Д. Педроса) | В.Росси |
2008 | 1:48.130 (В.Росси) | 1:50.003 (К. Стоунер) | В.Росси |
2009 | 1:48.987 (Х. Лоренсо) | 1:51.186 (В.Росси) | К. Стоунер |
2010 | 1:48.819 (Д. Педроса) | 1:49.531 (Д. Педроса) | Д. Педроса* |
2011 | 1:48.034 (К. Стоунер) | 1:48.402 (Х. Лоренсо) | Х. Лоренсо |
2012 | 1:47.284 (Д. Педроса) | 1:47.705 (Д. Педроса) | Х. Лоренсо |
2013 | 1:47.157 (Д. Педроса) | 1:47.639 (М. Маркес) | Х. Лоренсо |
2014 | 1:47.270 (М. Маркес) | 1:47.892 (М. Маркес) | М. Маркес* |
2015 | 1:46.489 (А. Ианноне) | 1:47.654 (М. Маркес) | Х. Лоренсо |
*хет-трик
**Гран-При Города Имола
Дата: 18.05.16
Источник: Все о мире MotoGP