Статистика: поулы и победы на Гран-При Каталонии
В 1996 году Гран-При Каталонии в календаре чемпионата заняло место Гран-При Европы, хотя кроме смены названия ничего не изменилось: европейский этап на тот момент и так несколько лет проходил на гоночной трассе муниципалитета Монмело, в нескольких километрах от Барселоны. Сам трек неизменно является частью чемпионата с 1992 года, дважды (в 95-м и 96-м) принимал финал сезона.
Барселонскую трассу в календаре выделяет то, что на ней практически невозможно доминировать по-настоящему. Ключ к трассе может подобрать довольно широкий круг пилотов, причем не обязательно самых сильных. Конечно, если речь идет о победах, то они постоянно достаются одним и тем же, но записать себе поул или лучший круг может кто-то еще. Универсальный характер трека объясняет частые разборки за победы на последних кругах, а так же то обстоятельство, что за 24 года проведения этапа MotoGP было только два случая, когда победы становились частью хет-триков, причем и тот, и другой пришлись на эпоху «пятисоток» (Дуэн в 97-м и Росси в 2001-м). В эре MotoGP еще никому не удавалось собрать комбинацию поула, лучшего круга и победы.
Чемпион Гран-При Уэйн Рейни до своей тяжелой травмы в 93-м успел выиграть две каталонских гонки из двух, оба раза оттеснив на второе место Мика Дуэна. Надо сказать, что пятикратному чемпиону Барселона-Каталунья далась совсем не сразу, он не раз проигрывал более слабым соперникам, но с шестой попытки Дуэн все-таки раскусил трассу и победил в 1997-м. К этой победе через год добавилась еще одна, хотя при неоднозначных обстоятельствах: Мик финишировал первым после того, как лидеру гонки Максу Бьяджи показали черный флаг за игнорирование штрафа в виде проезда по пит-лейну. В 99-м дирекция гонок MotoGP согласилась с тем, что итальянца в той гонке дисквалифицировать не стоило.
Самая первая гонка в 1992 году уже завершилась самой плотной победой в истории Гран-При Каталонии, и одной из самых плотных в истории всего чемпионата. Рейни за два круга до конца удачно атаковал лидера Дуэна и не дал ему возможности отыграться, притом что их разделили микроскопические 0,057 секунды.
Напарник Мика по Repsol Honda Алекс Кривье в 95-м тоже одержал близкую победу, одолев другого «хондовода» Шиничи Ито с разрывом в 0,160 секунды. Заезды 1996 и 1997 годов также были довольно плотными, причем главными действующими лицами выступили те же два гонщика. Сначала (в 96-м) триумфатором стал Карлос Чека, на пути к своей первой победе опередив Дуэна на полсекунды. Через год получилось наоборот — уже Дуэн обставил соперника на те же полсекунды.
Очередь еще одного напряженного заезда настала в сезоне 1999: Алекс Кривье во второй раз после 95-го привел в экстаз своих испанских фанатов, на последнем круге обойдя напарника и одновременно соперника Тадаюки Окаду с разрывом в 0,061 секунды.
Исход гонки 2004 года тоже решался на последних минутах — тогда Валентино Росси захватил лидерство, на что преследователь Сете Жибернау не сумел дать ответ. Итог — 0,159 секунды между двумя мотоциклами.
Еще одним автором близкой победы в 2007 году был Кейси Стоунер. Он принес Ducati вторую победу на этом треке, выиграв трехстороннюю схватку с Валентино Росси и Дани Педросой. Доктор отстал от Кейси на 0,069 секунды.
Конечно, одна из главных барселонских дуэлей относится к 2009 году, в ходе которой грамотная атака в финальном повороте на Хорхе Лоренсо принесла еще одну победу Валентино Росси. Напарников по Yamaha разделили 0,095 секунды.
После битвы 2009 года на этапе в Каталонии в плане схваток за золото долго не происходило ничего особенного. Дух старых гонок можно было снова ощущить в 2014-м: по ходу той гонки сразу три пилота претендовали на победу. В итоге победил Марк Маркес, которому пришлось выдержать оппозицию Дани Педросы и Валентино Росси. На финиш Марк приехал на полсекунды раньше Валентино.
Шесть побед Доктора — рекордный показатель для трассы Барселона-Каталунья. Кроме того, итальянец вместе со своим бывшим наставником Миком Дуэном делит первое место по числу поулов — у обоих по четыре.
Победы в первых 10 гонках, которые пришлись на время двухтактного регламента, распределились так: шесть у Honda, три у Yamaha и одна у Suzuki. В эре MotoGP соотношение поменялось в пользу Yamaha, чьи райдеры с 2002 года завоевали восемь золотых наград из 14 возможных. Четыре победы отошли Honda, и еще две — Ducati.
Некоторые события на Гран-При Европы и Гран-При Каталонии:
Первый раз:
— подиум Лориса Капиросси (1995)
— победа Карлоса Чека (1996)
— победа Ducati (2003)
— подиум Марко Меландри (2004)
Последний:
— закрытие сезона (1995, 1996)
— поул Луки Кадалоры (1995)
— Гран-При Кенни Робертса-младшего (2007)
Эра GP500
Год | Поул | Лучший круг | Победа |
1992** | М. Дуэн | М. Дуэн | У. Рейни |
1993** | М. Дуэн | У. Рейни | У. Рейни |
1994** | Л. Кадалора | М. Дуэн | Л. Кадалора |
1995** | Л. Кадалора | К. Чека | А. Кривье |
1996 | М. Дуэн | К. Чека | К. Чека |
1997 | М. Дуэн | М. Дуэн | М. Дуэн* |
1998 | А. Кривье | А. Баррос | М. Дуэн |
1999 | Ю. ван дер Гурберг | С. Жибернау | А. Кривье |
2000 | А. Баррос | А. Баррос | К. Робертс |
2001 | В. Росси | В. Росси | В. Росси* |
Эра MotoGP
Год | Поул | Лучший круг | Победа |
2002 | 1:44.523 (М. Бьяджи) | 1:45.594 (В. Росси) | В. Росси |
2003 | 1:43.927 (В. Росси) | 1:45.472 (В. Росси) | Л. Капиросси |
2004 | 1:42.596 (С. Жибернау) | 1:44.641 (С. Жибернау) | В. Росси |
2005 | 1:42.337 (С. Жибернау) | 1:43.195 (В. Росси) | В. Росси |
2006 | 1:41.855 (В. Росси) | 1:43.048 (Н. Хэйден) | В. Росси |
2007 | 1:41.840 (В. Росси) | 1:43.242 (Д. Хопкинс) | К. Стоунер |
2008 | 1:41.186 (К. Стоунер) | 1:42.358 (Д. Педроса) | Д. Педроса |
2009 | 1:41.974 (Х. Лоренсо) | 1:42.858 (К. Стоунер) | В. Росси |
2010 | 1:42.046 (Х. Лоренсо) | 1:43.154 (А. Довициозо) | Х. Лоренсо |
2011 | 1:42.413 (М. Симончелли) | 1:43.084 (К. Стоунер) | К. Стоунер |
2012 | 1:41.295 (К. Стоунер) | 1:42.642 (Х. Лоренсо) | Х. Лоренсо |
2013 | 1:40.893 (Д. Педроса) | 1:42.552 (М. Маркес) | Х. Лоренсо |
2014 | 1:40.985 (Д. Педроса) | 1:42.182 (М. Маркес) | М. Маркес |
2015 | 1:40.546 (А. Эспаргаро) | 1:42.219 (М. Маркес) | Х. Лоренсо |
* хет-трик
** Гран-При Европы
Дата: 01.06.16
Источник: Все о мире MotoGP