Поулы и победы на Гран-При Нидерландов
Нидерландский этап — стержень всего календаря MotoGP, как и этап в Италии: и та, и другая гонки приняли абсолютно все чемпионаты с 1949 года. Остальные четыре остановки первого сезона Гран-При на разных стадиях и по разным причинам выбыли из календаря. «Турист Трофи» и Гран-При Ольстера существуют до сих пор, но в статусе локальных британских соревнований. Много лет чемпионат приезжал в Бельгию, на Спа-Франкоршам, но после 1990-го не приезжает. И, наконец, этап в Швейцарии тоже исчез из чемпионата Гран-При в силу решения покончить с гонками после массовой гибели зрителей из-за инцидента в 1955 году на «24 часах Ле-Мана».
С 1949-го по 1954-й этап в Нидерландах проводился на дорогах общего пользования, на маршруте длиной 16,5 километров под названием Кольцо ван Дренте. В 55-м был построен стационарный трек протяженностью 7,7 километров. В таком он виде он использовался по 1983 год. Когда в 2006-м гонщики MotoGP критически оценили новый укороченный вариант, в котором Северная петля была ликвидирована под трибуны и парковку, это было не первое «покушение» на классический Ассен. На самом деле, тот шестикилометровый вариант, который последний раз видели гонщики в 2005-м, уже был урезанной версией трека, существовавшего до 1984-го. Причем интересно, что в тот раз перестройка тоже затронула северный сектор кольца — тот был подрезан практически на полтора километра. В общем, большая Северная петля в 84-м превратилась в малую, а в 2006-м ее не стало совсем. С другой стороны, именно тогда перед стартовой прямой была добавлена известная шикана, которая существует до сих пор.
Вообще, Assen TT Circuit — это почти что живой организм, который довольно регулярно изменяется: существенные модернизации 1984 и 2006 годов не были единственными. Конфигурацию отдельных поворотов и участков с 1955 года успели поменять добрый десяток раз.
В истории нидерландского Гран-При выделяются несколько фигур, которые в свое время годами были главными претендентами на победу в Ассене. В 50-х таких человека было два: Джефф Дюк и Джон Сертиз. Четыре победы Дюка — это три победы на старом шоссейном Ассене и одна — на новом, кольцевом, который ввели в строй в 1955-м, причем в статистике англичанина есть оба золота на «стыке» двух вариантов. Джон Сертиз в 1956 — 1959 годах выиграл четыре этапа подряд.
Новыми героями Ассена в 60-х стали Майк Хэйлвуд и, немного позднее, Джакомо Агостини. Оба легендарных гонщика выиграли 10 гонок на двоих (четыре и шесть соответственно), восемь из которых обогатили статистику MV Agusta (вдобавок к четверке Сертиза). Агостини в 1972-м победил на Гран-При Нидерландов в пятый раз и стал самым успешным человеком на данном треке, хотя итальянец на этом не остановился и в 74-м — уже на «Ямахе», — взял шестой золотой кубок.
В середине 70-х все заметнее доминировать стали японские производители, и длинная серия MV Agusta закончилась, а вместе с ней — успехи европейских марок вообще. Итоги за четверть века соревнований в классе GP500 были следующими: за 1949 — 1973 годы «Агуста» взяла 15 побед, «Джилера» взяла семь побед, «Хонда» — две, и «Нортон» — одну.
После Джакомо, во второй половине 70-х и 80-х целиком, у Ассена долго не было «хозяина» — даже лучшие пилоты GP500 за свою карьеру побеждали там по разу-другому. Кевин Шванц стал первым гонщиком за полтора десятилетия, который выиграл Гран-При Нидерландов трижды, так что это кольцо в 90-х уже довольно прочно ассоциировались с именем американца.
Тем не менее, лучшим райдером 90-х (Ассена и вообще десятилетия) был никто иной, как Мик Дуэн, пятикратный чемпион мира. Столько же у австралийца и побед — пять. Следующим и пока последним большим специалистом по трассе стал Валентино Росси, который в прошлом году побил абсолютный рекорд Агостини, выиграв уже седьмую гонку. Из действующих пилотов MotoGP в Нидерландах побеждали только Хорхе Лоренсо и Марк Маркес, но всего по разу.
Победы GP500 в постагустовскую эпоху (1974 — 2001) по маркам распределились так: семь у «Ямахи», девять у «Сузуки» и 12 — у «Хонды». В эру MotoGP многое изменилось: Suzuki уже не было в списке победителей, поэтому почти все поделили между собой Honda и Yamaha — пять и семь соответственно, плюс одна победа у Ducati. Сете Жибернау, выиграв заезд 2003 года, помог Honda перебить старое достижение MV Agusta (15), и сейчас 19 побед японской марки в премьер-классе — это рекорд для Ассена.
Если смотреть на поулы, то за все десятилетия выделяются такие пилоты, как Мик Дуэн (4) и Валентино Росси (5). Таким образом, Доктор держит в Ассене два рекорда результативности — и по победам, и по поулам. Из пилотов-современников Росси в этом плане также был хорош Лорис Капиросси (3).
Дуэли в Ассене нередко идут до самого конца, до последнего поворота и последних метров — история трека богата подобными исходами. Эмоциональную победу на этапе 1975 года вырвал себе Барри Шин, пройдя в последнем повороте Джакомо Агостини (тогда на треке не было шиканы перед финишем, и выход на прямую был ходовым), опередив соперника всего на полкорпуса. Англичанин добился первого успеха в GP500, и сделал это всего через четыре месяца после серьезной травмы на гонке в Дайтоне.
Горячий венесуэльский парень Джонни Чекотто в 78-м выиграл напряженную дуэль с Кенни Робертсом, который шел на свой первый титул. Временной зазор между двумя «Ямахами» составил 0,1 секунду.
Кенни Робертс долго не мог раскусить Ассен, хотя победа все время была где-то неподалеку. Время трехкратного чемпиона облиться в Нидерландах победным шампанским настало в его последний сезон GP500 в 1983 году, когда он с отрывом в 0,19 секунды побил Такадзуми Катаяму.
На этапе 84-го между Рэнди Мамолой и Раймоном Роше схватка также шла до самого финала. Мамола на Honda NS500 обыграл Роше на таком же мотоцикле с преимуществом в 0,28 секунды.
Дождь добавил драмы в заезд 1987 года, который был проведен в два этапа. Хотя победителем по наименьшей сумме двух отрезков был объявлен Эдди Лоусон, Рэнди Мамола во втором отрезке под сильным дождем на последнем круге засыпал земляка градом атак и в последней шикане обошел его. Тем не менее, Мамола по совмещенным результатам стал третьим, за Уэйном Гарднером.
Настоящим мастером Ассена был Кевин Шванц, трижды выигравший нидерландский этап. Его дуэль с Уэйном Рейни в 1991 году — настоящая классика MotoGP: Рейни на относительно безопасном расстоянии от Шванца подъехал к последней шикане, но неаккуратно прошел ее и съехал на траву, потеряв скорость. Кевин не упустил свой шанс и прямо перед финишной чертой обошел соперника.
В следующем году было не менее жарко, причем с участием совсем других действующих лиц. Такие гранды чемпионата, как Уэйн Рейни и Мик Дуэн, оказались травмированы, а Кевин Шванц и Эдди Лоусон столкнулись друг с другом и вылетели. Свою первую победу взял Алекс Кривье на сателлитной Honda, выдержав атаки Джона Косински на Yamaha и Алекса Барроса на Cagiva. Три пилота поместились в 0,8 секунды.
Кривье снова оказался в гуще событий, когда шел спор за победу в Ассене-1995. Победителем из очередной напряженной схватки вышел Мик Дуэн, оставив Кривье на втором, а Альберто Пуча — третьем месте. На входе в последнюю шикану Алекс атаковал Мика, но перетормозить напарника он все-таки не смог. Испанец отстал всего на 0,1 секунды.
В сезоне 2001 нидерландский трек стал местом одной из разборок Валентино Росси и Макса Бьяджи. Итальянцы бились до конца, но оборона Бьяджи оказалась надежнее атак Росси — так Пират стал последним победителем Ассена в GP500. Разрыв на финише — 0,126 секунды.
Другая известная гонка состоялась в 2004 году — спор между Сете Жибернау и Валентино Росси. Испанец с самого начала взял заезд под контроль и первым пересек старт последнего круга, на котором был оттеснен с лидирующей позиции Валентино Росси. И вновь скромная разница по времени между победителем и претендентом — 0,456 секунды.
Довольно курьезный финиш был на этапе 2006 года, в битве Ники Хэйдена и Колина Эдвардса. Оба американца ошиблись при прохождении последней шиканы: Хэйден срезал ее по гравию, а Эдвардс заехал на траву, упав с мотоцикла после слишком резкого добавления газа. Для Ники этого было достаточно, чтобы выиграть.
После 2006 года в Ассене долго не было действительно острых битв, пока не пришел черед 2015-го. Как и много раз до этого, исход гонки решился в последней шикане: атака Марка Маркеса по внутренней траектории привела к небольшому касанию с Валентино Росси, который не смог вписаться в поворот и срезал шикану по гравию, первым проехав под клетчатым флагом. Маркес добрался до финиша спустя 1,2 секунды.
Первый раз на Гран-При Нидерландов, класс GP500:
— Гран-При Гэри Хокинга (1958)
— Гран-При Джима Редмана (1959)
— подиум Фила Рида (1962)
— Гран-При Suzuki (в виде Seeley-Suzuki, 1970)
— поул и победа Барри Шина (1975)
— Гран-При Рэнди Мамолы (1979)
— Гран-При Уэйна Гарднера (1983)
— Гран-При Кевина Шванца (1986)
— победа Алекса Кривье (1992)
— поул Cagiva (1992)
— подиум Алекса Барроса (1992)
— поул Алекса Кривье (1995)
— подиум Aprilia (1997)
— поул Лориса Капиросси (2000)
— поул Кэла Крачлоу (2013)
— поул Алейша Эспаргаро (2014)
Последний раз на Гран-При Нидерландов, класс GP500:
— победа Gilera (1963)
— победа Джима Редмана (1966)
— победа Джонни Чекотто (1978)
— поул Криса Вермюлена (2007)
— Гран-При Марко Меландри (2015)
Единственный раз на Гран-При Нидерландов, класс GP500:
— поул Джона Хопкинса (2006)
— победа Бэна Списа (2011)
Эра GP500
Год | Поул | Лучший круг | Победа |
Кольцо ван Дренте | |||
1949 | Н. Пагани | Н. Пагани | |
1950 | К. Бандирола | У. Мазетти | |
1951 | У. Мазетти | Д. Дюк | |
1952 | У. Мазетти | У. Мазетти | |
1953 | Р. Эмм | Д. Дюк | |
1954 | Д. Дюк | Д. Дюк | |
ТТ Ассен | |||
1955 | Д. Дюк | Д. Дюк | |
1956 | Д. Сертиз | Д. Сертиз | |
1957 | Б. Макинтайр | Д. Сертиз | |
1958 | Д. Сертиз | Д. Сертиз | |
1959 | Д. Сертиз | Д. Сертиз | |
1960 | Р. Вентури | Р. Вентури | |
1961 | Г. Хокинг | Г. Хокинг | |
1962 | М. Хэйлвуд | М. Хэйлвуд | |
1963 | Д. Хартл | Д. Хартл | |
1964 | М. Хэйлвуд | М. Хэйлвуд | |
1965 | М. Хэйлвуд | М. Хэйлвуд | |
1966 | М. Хэйлвуд | Д. Редман | |
1967 | М. Хэйлвуд | М. Хэйлвуд | |
1968 | Д. Агостини | Д. Агостини | |
1969 | Д. Агостини | Д. Агостини | |
1970 | Д. Агостини | Д. Агостини | |
1971 | Д. Агостини | Д. Агостини | |
1972 | Д. Агостини | Д. Агостини | |
1973 | Ф. Рид | Д. Агостини | Ф. Рид |
1974 | Т. Лансивуори | Д. Агостини | Д. Агостини |
1975 | Б. Шин | Б. Шин | Б. Шин* |
1976 | Б. Шин | Б. Шин | Б. Шин* |
1977 | Б. Шин | Б. Шин | В. Хартог |
1978 | Д. Чекотто | К. Робертс | Д. Чекотто |
1979 | К. Робертс | В. Феррари | В. Феррари |
1980 | Д. Мидлбург | Р. Мамола | Д. Мидлбург |
1981 | М. Лучинелли | К. Бэллингтон | М. Лучинелли |
1982 | К. Робертс | Ф. Спенсер | Ф. Унчини |
1983 | К. Робертс | К. Робертс | К. Робертс* |
1984 | Э. Лоусон | Э. Лоусон | Р. Мамола |
1985 | Ф. Спенсер | У. Гарднер | Р. Мамола |
1986 | Э. Лоусон | У. Гарднер | У. Гарднер |
1987 | У. Гарднер | Э. Лоусон | Э. Лоусон |
1988 | К. Саррон | У. Гарднер | У. Гарднер |
1989 | К. Шванц | К. Шванц | У. Рейни |
1990 | К. Шванц | К. Шванц | К. Шванц* |
1991 | К. Шванц | К. Шванц | К. Шванц* |
1992 | Э. Лоусон | Х. Гаррига | А. Кривье |
1993 | М. Дуэн | А. Баррос | К. Шванц |
1994 | М. Дуэн | М. Дуэн | М. Дуэн* |
1995 | А. Кривье | А. Кривье | М. Дуэн |
1996 | А. Кривье | М. Дуэн | М. Дуэн |
1997 | М. Дуэн | К. Чека | М. Дуэн |
1998 | М. Дуэн | М. Дуэн | М. Дуэн* |
1999 | Т. Окада | Т. Окада | Т. Окада* |
2000 | Л. Капиросси | М. Бьяджи | А. Баррос |
2001 | Л. Капиросси | В. Росси | М. Бьяджи |
Эра MotoGP
Год | Поул | Лучший круг | Победа |
2002 | 2:01.691 (В. Росси) | 2:00.973 (В. Росси) | В. Росси* |
2003 | 1:59.770 (Л. Капиросси) | 2:11.805 (С. Жибернау) | С. Жибернау |
2004 | 1:58.758 (В. Росси) | 1:59.472 (В. Росси) | В. Росси* |
2005 | 1:58.936 (В. Росси) | 2:00.991 (В. Росси) | В. Росси* |
2006 | 1:36.411 (Д. Хопкинс) | 1:37.106 (Н. Хэйден) | Н. Хэйден |
2007 | 1:48.555 (К. Вермюлен) | 1:37.433 (В. Росси) | В. Росси |
2008 | 1:35.520 (К. Стоунер) | 1:36.738 (К. Стоунер) | К. Стоунер* |
2009 | 1:36.025 (В. Росси) | 1:36.558 (В. Росси) | В. Росси* |
2010 | 1:34.515 (Х. Лоренсо) | 1:34.525 (Д. Педроса) | Х. Лоренсо |
2011 | 1:34.718 (М. Симончелли) | 1:35.240 (Б. Спис) | Б. Спис |
2012 | 1:33.713 (К. Стоунер) | 1:34.548 (Д. Педроса) | К. Стоунер |
2013 | 1:34.398 (К. Крачлоу) | 1:34.894 (В. Росси) | В. Росси |
2014 | 1:38.789 (А. Эспаргаро) | 1:34.575 (М. Маркес) | М. Маркес |
2015 | 1:32.627 (В. Росси) | 1:33.617 (М. Маркес) | В. Росси |
*хет-трик
Дата: 22.06.16
Источник: Все о мире MotoGP