Поулы и победы на Гран-При Германии
Изначально Германии не было в календаре MotoGP — ее включили туда в 1951 году, и после этого она его не покидала, хотя в серии GP500 было несколько небольших перерывов, последний из которых датируется 1963 годом. За всю историю немецкий этап проводили не только на четырех разных треках, но в определенный период даже в двойном размере, когда вместе с гонками Западной Германии (ФРГ) существовали и гонки Восточной Германии (ГДР).
Первым немецким треком, принявшим чемпионат, был Золитюде рядом со Штутгартом. Он время от времени появлялся в календаре и после 1964-го исчез насовсем, так как к тому моменту в Германии у чемпионата и так было много остановок: кроме чередовавшихся друг с другом западногерманских Хокенхайма и Нюрбургринга, это был восточногерманский Заксенринг.
Несмотря на послевоенное разделение Германии, массовый интерес к гонкам Гран-При существовал и в ГДР тоже, которая в 1961-м получила право проводить свой этап чемпионата мира на кольце Заксенринг. Этот был не тот Заксенринг, который мы знаем сегодня. Тот 8,6-километровый трек, принимавший местные и внутриевропейские мотогонки с конца 20-х годов, проходил по общественным дорогам вокруг города Хоэнштайн-Эрнстталь и к современному одноименному кольцу практически не имел отношения.
У старого саксонского трека в классе GP500 было всего два «хозяина» — Майк Хэйлвуд с четырьмя победами в ряд и Джакомо Агостини с шестью победами в ряд. И тот, и другой выступали за MV Agusta. Итальянская марка взяла себе 11 побед из 12 возможных, а единственный случай, когда успех улыбнулся другому участнику, был в 1966 году — в тот раз выиграл чехословак Франтишек Штястны на Jawa-CZ, которому дорога к победе открылась после пилотской ошибки Агостини и поломки Хэйлвуда.
В 1971 году на Гран-При произошел случай, который впоследствии оставил ГДР без MotoGP: к победе в классе GP250 Дитера Брауна организаторы включили гимн ФРГ, который отличался от гимна ГДР и содержал в себе часть старого гимна Германии, который, в свою очередь, исполнялся во времена нацистской Германии. Более того, тот гимн за железным занавесом вообще был под запретом — вместо него к успехам западных немцев предписывалось ставить «Оду к радости» Бетховена.
Браун не был первым немцем, победившим в ГДР, но он был первым западным немцем, победившим в ГДР. Восточногерманская публика начала подпевать западному гимну, что добавило политического напряжения к разговорам вокруг статуса Гран-При. В 1972-м на Заксенринге последний раз провели этап (в этот раз на подиумах немцев не было вообще) и календарь MotoGP забыл об этом месте до самого 1998-го, когда страну несколько лет как объединили.
По другую сторону занавеса на немецкой земле происходило все то же самое: доминировала MV Agusta и ее первый пилот Агостини: между 1967 и 1976 годами итальянец суммарно 14 раз брал золото в Германии, включая победу на Yamaha в Хокенхайме в 75-м и самую последнюю победу MV Agusta, на Северной петле Нюрбургринга в 76-м.
Если говорить о треках отдельно, то к четырем триуфам Аго в Хокенхайме за все время так никто и не приблизился, ближайшие результаты — по паре успехов у Кенни Робертса и Мика Дуэна. На Нюрбургринге аналогично: четыре победы Агостини и затем — две у Кевина Шванца, хотя американец блистал уже на современном гранприйном варианте трека, без Северной петли.
Традиционно на Хокенхайме битвы за победу были острее, чем на Нюрбургринге. Если на Нюрбургринге топовый пилот находил свой идеальный ритм, то очень часто остальным догнать его было невозможно, тогда как в Хокенхайме было несколько горячих гонок, которые решались на последних метрах. Таких можно набрать четыре, и все они относятся ко времени 80-х и начала 90-х — «золотой эре», как его иногда называют: заезд 1981 года, выигранный Кенни Робертсом против пары активно наседавших Suzuki Рэнди Мамолы и Марко Лучинелли: заезд 1989-го, в котором недавнему дебютанту Уэйну Рейни удалось опередить на четверть секунды мастера Эдди Лоусона; гонка 1991-го с участием Шванца и Рейни — в ней Шванц обошел соперника на последнем круге благодаря фирменному суперпозднему торможению; и наконец Хокенхайм 93-го, запомнившийся плотнейшей победой дебютанта Дэрила Битти над Шванцем — разница между двумя пилотами была 0,084 секунды.
Самая интересная битва на Нюрбургринге была, пожалуй, в 1996 году — тогда Лука Кадалора в прямой борьбе обыграл две другие «Хонды» Мика Дуэна и Алекса Кривье.
После более чем 40 лет визитов MotoGP на Хокенхайм и Нюрбургринг чемпионат закрыл эту страницу и в 1998-м вернулся на Заксенринг — совершенно новое кольцо, построенное пару лет назад и делившие с шоссейным старым вариантом только небольшую южную часть. Нынешняя конфигурация, со знаменитым поворотом Водопад на спуске с холма, существует с 2001-го. До этого западный сектор трека (от будущего Водопада до выхода на стартовую прямую) выглядел совсем иначе. После перестройки короткий 3,4-километровый трек немного подрос — до 3,7 километров.
Вернувшись из «отпуска», Заксенринг сразу стал поставлять зрителям интересные битвы до самого финиша. В 99-м Кенни Робертс не пустил к победе Алекса Кривье; в 2000-м Алекс Баррос вышел победителем из эффектной стычки с Валентино Росси и Кенни Робертсом; в 2002-м Росси закусился с Бьяджи и Оливье Жаком, и выиграл; в 2003-м Сете Жибернау в последнем повороте обошел Доктора; в 2004-м Бьяджи одержал последнюю победу в MotoGP, не дав забрать ее Барросу; в 2005-м Росси выиграл трехстороннюю битву с Хэйденом и Жибернау, а на следующий год Доктор устроил еще более острый триллер, побив сразу троих — Меландри, Хэйдена и Педросу.
Когда в 2007-м открылась эра «восьмисоток», накал событий на Заксенринге спал, драмы на последних кругах стало значительно меньше. В этот период выделяется близкая дуэль 2009 года между Росси и Лоренсо, которая осталась за итальянцем, а также дуэль Стоунера и Росси за третье место в 2010-м, когда австралиец обогнал Доктора в последнем повороте. До финальных секунд шел спор и за победу 2012-го, хотя он закончился досрочно: атака Стоунера на лидера Педросу в предпоследнем повороте прошла неудачно и байк #27 заскользил в лоу-сайд.
Среди пилотов новой эпохи все основные успехи поделены между пилотами одной команды — Марком Маркесом и Дани Педросой, как между Агостини и Хэйлвудом когда-то. Марку осталась одна победа, чтобы сравняться с Педросой и Росси, хотя его правление на Заксенринге уже абсолютное: он выиграл все заезды с поула, начинаю с дебютного 2013-го.
По квалификационной скорости на немецком кольце выделяются две персоны: Кейси Стоунер (четыре поула) и Марк Маркес (три поула), к которым нельзя не добавить Макса Бьяджи — там он был быстр и на «пятисотках», и на «литрах» (четыре поула). По гоночной скорости Педроса вне конкуренции: внушительные шесть быстрейших кругов в 2006 — 2012 годах.
В эре MotoGP Заксенринг — это дом Honda, которой принадлежат 10 побед из 14. Стоунер и Росси — единственные «чужеземцы», доводившие до золота мотоциклы других марок: Стоунер один раз на «Дукати» и Росси три раза на «Ямахе». Статистика действующего чемпиона Хорхе Лоренсо является полной противоположностью всем его основным конкурентам: в Германии у него до сих пор нет побед, и единственное достижение — поул 2010 года.
Некоторые события на Гран-При Германии в премьер-классе
Первый раз:
— открытие сезона: 1957, 1966, 1968, 1970, 1972
— подиум Гэри Хокинга (1958)
— Гран-При и подиум Джакомо Агостини (1965)
— победа Джима Редмана (1966)
— победа японской марки в премьер-классе (Honda, 1966)
— победа Марко Лучинелли (1980)
— подиум Мика Дуэна (1989)
— подиум Альберто Пуча (1994)
Последний раз:
— закрытие сезона: 1976, 1980, 1982
— победа Джакомо Агостини (1976)
— победа MV Agusta (1976)
— победа 4-тактного мотоцикла в эре GP500 (MV Agusta, 1976)
— Гран-При Джонни Чекотто (1980)
— подиум Марко Лучинелли (1983)
— победа Дэрила Битти (1995)
— победа Луки Кадалора (1996)
— поул и победа Макса Бьяджи (2004)
— подиум Сете Жибернау (2005)
Единственный раз:
— победа Кристиана Саррона (1985)
Эра GP500
Год | Поул | Лучший круг | Победа |
Золитюде | |||
1952 | Л. Грэм | Р. Армстронг | |
1954 | Д. Дюк | Д. Дюк | |
1956 | Б. Ломас | Р. Армстронг | |
1960 | Д. Сертиз | Д. Сертиз | |
1964 | М. Хэйлвуд | М. Хэйлвуд | |
Нюрбургринг | |||
1955 | Д. Дюк | Д. Дюк | |
1958 | Д. Сертиз | Д. Сертиз | |
1965 | М. Хэйлвуд | М. Хэйлвуд | |
1968 | Д. Агостини | Д. Агостини | |
1970 | Д. Агостини | Д. Агостини | |
1972 | Д. Агостини | Д. Агостини | |
1974 | Э. Чихак | Э. Чихак | |
1976 | В. Феррари | М. Анконе | Д. Агостини |
1978 | Д. Чекотто | В. Феррари | В. Феррари |
1980 | Р. Мамола | М. Лучинелли | М. Лучинелли |
1984 | Ф. Спенсер | Ф. Спенсер | Ф. Спенсер* |
1986 | Э. Лоусон | Э. Лоусон | Э. Лоусон* |
1988 | У. Гарднер | К. Шванц | К. Шванц |
1990 | К. Шванц | К. Шванц | К. Шванц * |
1995 | М. Дуэн | М. Дуэн | Д. Битти |
1996 | А. Кривье | М. Дуэн | Л. Кадалора |
1997 | М. Дуэн | М. Дуэн | М. Дуэн* |
Хокенхайм | |||
1957 | Б. Макинтайр | Л. Либерати | |
1959 | Д. Сертиз | Д. Сертиз | |
1961 | Г. Хокинг | Г. Хокинг | |
1966 | Д. Редман | Д. Редман | |
1967 | Д. Агостини | Д. Агостини | |
1969 | Д. Агостини | Д. Агостини | |
1971 | Д. Агостини | Д. Агостини | |
1973 | Я. Сааринен | Я. Сааринен | Ф. Рид |
1975 | Т. Лансивуори | Д. Агостини | Д. Агостини |
1977 | Б. Шин | Б. Шин | Б. Шин* |
1979 | Б. Шин | К. Робертс | В. Хартог |
1981 | Г. Кросби | К. Робертс | К. Робертс |
1982 | Ф. Спенсер | Ф. Спенсер | Р. Мамола |
1983 | Ф. Спенсер | Т. Катаяма | К. Робертс |
1985 | Ф. Спенсер | К. Саррон | К. Саррон |
1987 | У. Гарднер | У. Гарднер | Э. Лоусон |
1989 | К. Шванц | К. Шванц | У. Рейни |
1991 | М. Дуэн | К. Шванц | К. Шванц |
1992 | М. Дуэн | М. Дуэн | М. Дуэн* |
1993 | Ш. Ито | М. Дуэн | Д. Битти |
1994 | М. Дуэн | М. Дуэн | М. Дуэн* |
Заксенринг** | |||
1961 | Г. Хокинг | Г. Хокинг | |
1962 | М. Хэйлвуд | М. Хэйлвуд | |
1963 | М. Хэйлвуд | М. Хэйлвуд | |
1964 | М. Хэйлвуд | М. Хэйлвуд | |
1965 | М. Хэйлвуд | М. Хэйлвуд | |
1966 | Д. Агостини | Ф. Штястны | |
1967 | Д. Агостини | Д. Агостини | |
1968 | Д. Агостини | Д. Агостини | |
1969 | Д. Агостини | Д. Агостини | |
1970 | Д. Агостини | Д. Агостини | |
1971 | Д. Агостини | Д. Агостини | |
1972 | Д. Агостини | Д. Агостини | |
1998 | М. Бьяджи | А. Баррос | М. Дуэн |
1999 | К. Робертс | А. Баррос | К. Робертс |
2000 | К. Робертс | Т. Окада | А. Баррос |
2001 | М. Бьяджи | Ш. Накано | М. Бьяджи |
Эра MotoGP
Заксенринг | |||
Год | Поул | Быстрый круг | Победа |
2002 | 1:25.758 (О. Жак) | 1:26.226 (В. Росси) | В. Росси |
2003 | 1:23.734 (М. Бьяджи) | 1:24.630 (М. Бьяджи) | С. Жибернау |
2004 | 1:22.756 ((М. Бьяджи) | 1:24.056 (А. Баррос) | М. Бьяджи |
2005 | 1:22.785 (Н. Хэйден) | 1:23.705 (С. Жибернау) | В. Росси |
2006 | 1:21.815 (Д. Педроса) | 1:23.355 (Д. Педроса) | В. Росси |
2007 | 1:22.384 (К. Стоунер) | 1:23.082 (Д. Педроса) | Д. Педроса |
2008 | 1:21.067 (К. Стоунер) | 1:32.749 (К. Стоунер) | К. Стоунер* |
2009 | 1:32.520 (В. Росси) | 1:22.126 (Д. Педроса) | В. Росси |
2010 | 1:21.817 (Х. Лоренсо) | 1:21.882 (Д. Педроса) | Д. Педроса |
2011 | 1:21.681 (К. Стоунер) | 1:21.846 (Д. Педроса) | Д. Педроса |
2012 | 1:31.796 (К. Стоунер) | 1:22.304 (Д. Педроса) | Д. Педроса |
2013 | 1:21.311 (М. Маркес) | 1:22.066 (М. Маркес) | М. Маркес* |
2014 | 1:20.937 (М. Маркес) | 1:22.037 (М. Маркес) | М. Маркес* |
2015 | 1:20.336 (М. Маркес) | 1:21.530 (М. Маркес) | М. Маркес* |
*хет-трик
*место проведения Гран-При Германской Демократической Республики в 1961 — 1972 годах
Дата: 13.07.16
Источник: Все о мире MotoGP