Итоги первой половины сезона 2016 года: Movistar Yamaha MotoGP
Команда
Уровень команды виден по тому, как она переживает период перемен. Не сбылись опасения пилотов Yamaha и самой Yamaha, что она расплатится за сильную концовку прошлого сезона (и за позднее переключение на работу с новым байком) слабым началом текущего: ее пилот выиграл последнюю гонку в 2015-м и первую в 2016-м, так что сине-белым жаловаться было не на что… пока не закончилась первая половина сезона, которую провалили оба райдера. У Росси и Лоренсо 23 полных гоночных сезона в MotoGP на двоих, и они стали проигрывать человеку, у которых полных только три. Интересные времена настали в доме «Ямахи».
Основная идея, над которой марка начала думать в 2015-м — как именно изменить распределение массы мотоцикла под новые шины Michelin. На прошлогоднем этапе в Японии завод первый раз в гоночных условиях проверила вариант с топливным баком в хвосте мотоцикла, но этот вариант все еще запасной. Хорхе и Валентино более-менее регулярно возвращаются к нему на тестах, отводят несколько кругов на отдельных тренировках, и хотя поведение байка на треке немного меняется, прошлогоднее шасси М1 по-прежнему удобнее. Трудно сказать, почему альтернатива до сих пор не на трассах, так как комментарии гонщиков не очень подробны. Может, все дело в том, что М1 2015 года настолько хорош, что его почти невозможно улучшить?
На текущей версии мотоцикла выиграли четыре этапа подряд (Испания-Каталония), что близко к прошлогоднему абсолютному рекорду «Ямахи» с шестью подряд, но позиции команды в целом изменились радикально. Если перед летним перерывом 2015-го у Movistar Yamaha имелось 345 баллов в командном зачете при всего 186 у Repsol Honda, то сейчас у нее 233 балла против 266 у соперника. В общем, Repsol Honda, несмотря на более проблемный байк и наличие у себя наименее эффективного пилота Большой четверки (Дани Педроса), показывает себя лучше за счет ровного продвижения по чемпионату.
Ситуация с новыми контрактами гонщиков на какое-то время вернула напряжение в гараж Movistar Yamaha. Команда обоим очень рано предложила остаться на следующие два года. Росси принял предложение в дни Гран-При Катара, Лоренсо продолжал думать. Оба райдера комментировали ситуацию так, чтобы уколоть друг друга: по словам испанца, Росси не более чем согласился на свой единственный вариант: по словам итальянца, у Лоренсо вариантов больше одного, но на другой он не сможет решиться.
Шеф команды Лин Джарвис, вероятно, уже начал думать, что ему снова придется тушить пожар 2015-го, но катарский эпизод дальше этого не пошел. Гонщики сосредоточились на своих делах вокруг мотоциклов, и когда перед этапом в Испании появилась новость, что Лоренсо следующие два сезона будет выступать за Ducati, тема была исчерпана.
#2 | Хорхе Лоренсо | 122 очка
КАТ | АРГ | США | ИСП | ФРА | ИТА | КАТ | НИД | ГЕР | |
Гонка | 1 | — | 2 | 2 | 1 | 1 | — | 10 | 15 |
Квалификация | 1 | 3 | 2 | 2 | 1 | 5 | 2 | 10 | 11 |
Действующий чемпион отказался от нового контракта с Yamaha, который по его признанию был лучше всех предыдущих, в пользу еще более щедрого контракта с Ducati. Райдер хочет получить в другой команде новую мотивацию, и это понятно: девять полных лет в одной и той же команде — объективно большой срок, чтобы обстановка успела наскучить. Джакомо Агостини ушел из MV Agusta также после девяти сезонов, Валентино Росси из Yamaha — после семи сезонов, Кевин Шванц из Suzuki (и MotoGP вообще) — после восьми, но большинство примеров говорит о более скромных цифрах.
Например, Барри Шин покинул Suzuki спустя шесть сезонов, Майк Хэйлвуд, Валентино Росси, Кейси Стоунер и Макс Бьяджи ушли из своих первых заводских команд (Honda, Honda, Ducati и Yamaha) спустя всего четыре года, Лорис Капиросси перестал работать с Ducati после пяти лет, и т.д. Если бы Лоренсо остался, то стал бы ближе к таким оплотам моногамности, как Мик Дуэн (10 лет в Honda) и Дани Педроса (11 лет в Honda).
Хет-трик в Катаре намекал на то, что для #99 старт нового чемпионата — это просто продолжение предыдущего, пока оптимизм испанца не закончился через пару недель в Аргентине. На втором уик-энде сезона скорость Лоренсо то была на уровне быстрейших, то проваливалась на секунду-другую. В итоге заезд на мокром асфальте он закончил на обочине. Затем — новый рывок: на квалификации в Остине пилоту «Ямахи» не хватило до поула Марка Маркеса совсем скромных 0,069 секунды. На этом треке так близко к Маркесу, не знающему на нем поражений, по чистой скорости еще никогда не приближались. В самом заезде Хорхе оказался также вторым, но гораздо дальше, в 6,1 секунды.
У себя дома в Испании — с Хереса, — начался прошлогодний бросок в четыре победы подряд, которым он почти полностью ликвидировал отставание в зачете от Росси. В этот раз Росси было просто не удержать, но по крайней мере, он оставил позади себя Марка, уже выигравшего два заезда. Оба пилота Yamaha, как и все остальные, мучились с сильными пробуксовками в гонке, и когда она закончилась, из комментариев выяснилось, что Доктор давал на прямых не более 50% максимальной тяги, тогда как Хорхе — 80%. Получилось довольно забавно: кто старался ехать слишком быстро, тот проиграл.
Тем не менее, у гонщика нашелся на это убедительный ответ во Франции. Если кому-то на этапе в США казалось, что победа в 6,1 секунды от преследователя — это мало, то в Ле-Мане он получил добавку, когда #99 выиграл заезд с преимуществом в 10,6 секунды — одним из самых больших за всю историю сухих гонок эры MotoGP.
В Италии Хорхе выиграл третью гонку сезона, на последних метрах обойдя Маркеса. В этот момент он лидировал в зачете с 10-очковым запасом. Когда хороший ход был снова набран, гонщик вновь сильно споткнулся. В Каталонии, как и в Аргентине, скорость Лоренсо скакала туда-сюда весь уик-энд, к чему позднее прибавилась «торпеда» в гонке от Андреа Ианноне. Еще сильнее пилот Yamaha провалился на следующих двух этапах, которые закрыли первую часть сезона — в Нидерландах и Германии. В первом случае он финишировал 10-м в гонке, которую из-за сильного дождя прерывали, во втором — 15-м, в заезде с пит-стопом, и по ходу уик-энда, на котором Лоренсо допустил рекордные для себя три падения. В общем, локальные проблемы, с которыми он сталкивался на некоторых этапах этого года, в итоги переросли в тенденцию, когда каждая следующая гонка проходила хуже предыдущей.
По результатам Лоренсо последних трех лет видно, что его манера продвижения по чемпионату сильно изменилась, у него больше нет того стабильно ровного уровня, на котором были проведены сезоны 2009-2010 и 2012-2013. Если оставить за скобками пару-тройку серий бесподиумных серий 2008, 2011 и 2013 годов, которые были результатом травм, старт 2015 года был у испанца самым плохим периодом в карьере MotoGP. Трижды он финишировал вне подиума, не испытывая проблем с собственной формой, но после этого он четыре раза победил, и это вновь был личный рекорд, в этот раз — за всю карьеру в Гран-При. В 2016 году новых рекордов пока нет, в то время как новые антирекорды продолжают появляться. На фоне нынешнего провала средний старт прошлогоднего чемпионата смотрится вполне себе неплохо, и даже очень медленная гонка 2014 в Ассене с 13 местом и 64-секундным отставанием теперь смотрится немного иначе на фоне ассенского заезда 2016-го.
Впрочем, оба примера не подходят для прямого сравнения, так как в 2014-м заезд не прерывался из-за сильного дождя, но с другой стороны, для сильного пилота невелика разница, отстать ли на 64 секунды в полной гонке или на 27 в урезанной — и то, и другое одинаково неприемлемо. В отдельные моменты за Хорхе находились всего два-три пилота! У #99 были эпизоды, когда такое число гонщиков перед ним воспринималось скорее как неудача, но в данном случае для него такой результат даже стал бонусом — так как в мокром Ассене он остался на колесах и не был обставлен всеми до единого, он получил шесть очков. Это на шесть очков больше того, что заработал его напарник.
Шины Michelin, в которых #99 поначалу вроде бы разбирался лучше всех, теперь доставляют ему серьезные проблемы, особенно когда трек холодный или мокрый. В Германии эта проблема усилилась кризисом во всем лагере Yamaha — все ее пилоты с трудом прогревали покрышки. В гонке им пришлось согласиться на компромисс — вся четверка райдеров после прекращения дождя перешла на нарезанные слики «по кругу», тогда как множество других пилотов (в основном из лагеря Honda) летели по треку на классических сликах, не столкнувшись с подобной проблемой.
Чемпион Yamaha отметил, что пока не знает, где искать ответы — в недостатках своего стиля езды или в чем-то еще. Одно ясно: на мокром или просто холодном асфальте ему нужно заново изобрести себя как гонщика, научиться по-другому — значительно более эффективно, — прогревать переднюю шину, которая играет ключевую роль в его очень высокой скорости в поворотах. Плавный стиль, который у него так хорошо работает в сухих гонках, делает его одним из самых медленных пилотов в мокрых, поэтому Хорхе нужно найти способ ездить агрессивнее в сложных условиях.
Ему, как и Росси, придется очень постараться во второй половине чемпионата, так как Марк продолжает уходить вперед и уже имеет подушку безопасности в виде 48 очков — это почти две победы. Хотя Лоренсо по-прежнему остается на второй строчке зачета и впереди напарника, ему, вероятно, после летнего отпуска будет тяжелее, так как у Доктора никаких проблем со скоростью нет. Вряд ли старт второй части сезона в Австрии продемонстрирует внезапное исцеление Хорхе, но ему правда нужно чудо — шансов повернуть чемпионат в свою пользу становится все меньше.
#3 | Валентино Росси | 111 очков
КАТ | АРГ | США | ИСП | ФРА | ИТА | КАТ | НИД | ГЕР | |
Гонка | 4 | 2 | — | 1 | 2 | — | 1 | — | 8 |
Квалификация | 5 | 2 | 3 | 1 | 7 | 1 | 5 | 2 | 3 |
Валентино в последние годы развивается в неправильном, нелогичном, «обратном» направлении. Если принять за точку отсчета 2011 год — его первый год в Ducati, — то с того момента он не регрессирует вообще. Конечно, в данном случае прогресс — результат улучшения после сильного спада результатов, так что тут вопрос стоит в возврате на прежние позиции, а не взятии новых, но все же, все же… В 2012-м 33-летний Росси был эффективнее себя 32-летнего. Вернувшись обратно в «Ямаху», 34-летний Росси оказался эффективнее себя 33-летнего, и так далее — до того момента, где он 37-летний сильнее себя 32-летнего.
Напоминает сюжет истории про Бенджамина Баттона: когда несколько лет назад итальянец открыл свою вторую страницу в синей команде, он был возрастным гонщиком на спаде карьеры, но с каждым следующим чемпионатом у него было все больше побед, подиумов и очков. Тем не менее, 2016-й, похоже, уже стал первым сезоном с 2011-го, в котором у Росси нет возможности снова поднять свою планку.
Она все-таки поднята, но не в плане борьбы за чемпионат. Например, итальянцу удалось излечиться от квалификационной «болезни», которая преследует его с 2010 года. В первой половине этого сезона на его счету два поула и шесть стартов с первого ряда в целом — результат возвращения в чемпионат покрышек Michelin, ощущения от которых так знакомы Росси, выступавших на них в сезонах 2000 — 2007. Для сравнения: в 2015-м было пять первых рядов, включая поул; в 2014-м также один поул, на лишь три первого ряда. Удивительно, что #46 сейчас почти также эффективен в квалификациях, как в чемпионском 2009 году, но не все эти старты были преобразованы в соответствующие результаты.
Экс-чемпион по воле соперников остался без подиума в Катаре, а также по аналогичной причине был вытеснен с подиума в Аргентине, пока перед ним не столкнулась пара Ducati . Еще хуже для Росси сложился этап в США — падение в лоу-сайд оставило его без очков, так как он не смог вернуться в гонку. Отдав инициативу двум испанским конкурентам, Доктор перезапустился на их домашнем Гран-При в Хересе, где смог установить личный рекорд: впервые за все годы в MotoGP итальянец пролидировал от старта до финиша, а также поразил все остальные «мишени»: поул-позиция, холшот в первом повороте, лучший круг и победа.
Во Франции пара Лоренсо-Росси полностью повторила прошлогоднюю гонку (1-2), а вместе с ними повторил и Маркес, которого они не встретили на подиуме. В Италии Валентино, вероятно, мог попробовать повторить то, что ему удалось в Испании — по крайней мере, он стартовал с поула и надежно, без видимых усилий, держался на колесе у Лоренсо, пока у него не умер мотор. Так как Хорхе и Марк приехали первым и вторым, вышло так, словно испанцы дома у Росси ответили на результат в Испании.
В Каталонии — снова наоборот: Росси побеждает при втором месте Маркеса и сходе Лоренсо. В определенный момент гонки в чемпионате пошли шахматным порядком: если какой-то райдер с успехом бил соперников, то с большой вероятностью это означало, что те в той же манере ответят ему на следующем этапе. Так продолжается с возвращения чемпионата в Европу, которое #46 открыл победой в Хересе. С учетом этого, результаты мокрых гонок, состоявшиеся после Каталонии, словно были предопределены. Падение с лидирующей позиции в Ассене и средняя по качеству гонка на Заксенринге (восьмой) принесли Доктору только восемь очков — на один балл больше Лоренсо, резко сбавивший за последние недели. По иронии судьбы, у чуть более аккуратного Росси пилотских ошибок в первой части сезона больше, чем у напарника- две против одной.
Как и его напарник Лоренсо, Росси показывает выдающиеся гонки при чередовании с не менее выдающимися провалами. На самом деле, две аварии плюс один технический сход за девять гонок для него — исключительная редкость. Статистически к этой ситуации ближе всего стоят два периода в карьере MotoGP — это его две самых первых гонки в 2000 году, а также две гонки в 2006-м. Однако, ни один из этих примеров не сочетал обе проблемы одновременно. В 2006-м два подряд схода у Валентино произошли по техничеким причинам, тогда как две аварии на старте 2000-го были допущены в его дебютных гонках, с нулевым опытом. Теперь же против Росси работает не только его мотоцикл, но и он сам. Трудно сказать, кому из них хуже — итальянец при преимуществе в скорости в последних гонках потерял больше, чем испанец, нуждающийся в большой перестройке самого себя.
И хотя оба пилота Yamaha еще не выбыли из погони за чемпионатом, и для Валентино, и для Хорхе 2016-й уникален. Не каждый раз борешься за титул, одновременно проводя (в каком-то смысле) худший год в карьере! Впрочем, через то же самое недавно прошел Марк Маркес, и сейчас он подобного не повторяет. Теперь очередь райдеров Movistar Yamaha показать, что они из этого вынесут.
Год назад в это же время итальянец контролировал чемпионат: после Германии он ушел на каникулы лидером со 179 очками, Лоренсо отставал от него на 13 пунктов, Маркес — на все 65. В данный момент Росси находится примерно там же, где был Маркес относительно его самого, в 59 очках позади.
Настоящее Валентино весьма тревожно, зато будущее в безопасности. Команда подписала с ним новый двухлетний контракт на сезоны 2017 и 2018, по ходу действия которого новым напарником у #46 будет Маверик Виньялес. Возможно, климат в гараже Movistar Yamaha от этого немного изменится к лучшему, так как (возможно) больше не будет периодически возникающего напряжения с соседней половиной. Пока Виньялес будет учиться, Yamaha наверняка сосредоточит основной фокус на запросах именно Росси, который таким образом сможет сильнее переделать М1 под себя, подобно успешному 2008 году, когда таким же новичком в коллектив влился сам Лоренсо.
На другом фронте у Доктора тоже оздоровление обстановки, по сравнению с тем, что было в начале года. Трагическая гибель испанского гонщика Луиса Салома на Гран-При Каталонии изменила атмосферу в чемпионате. Росси и Маркес после гонки пожали друг другу руки, поставив точку на их конфликте 2015 года. С учетом этого и скорого прихода нового напарника тема прошлогоднего сезона для Росси наверняка закрылась окончательно, так что нечему отвлекать его от текущего сезона.
Дата: 29.07.16
Источник: Все о мире MotoGP