Поулы и победы на Гран-При Сан-Марино
Санмаринская остановка в календаре MotoGP — не самая молодая, но и не самая старая. Гран-При появился в 1981-м и с небольшими перерывами присутствовал в чемпионате до начала 90-х, затем идею дополнительного итальянского этапа надолго положили на полку, пока не достали оттуда в 2007-м. С этого момента гонка присутствует в чемпионате постоянно.
От классических гоночных площадок MotoGP эту отличает несколько черт. Во-первых, несмотря на название, в Республике Сан-Марино никаких Гран-При не проводилось и не проводится. Все гонки представляли собой поездки на привычные итальянские трассы — Муджелло, Имола и Мизано, так что для дополнительной гонки потребовалось иное название, нежели Гран-При Италии (который до 1991-го именовался как Гран-При Наций). Так как по соседству расположено данное микрогосударство, в новом названии было решено сделать к нему отсылку.
С 2007 года «Гран-При Сан-Марино и побережья Римини» проводят на кольце Мизано имени Марко Симончелли, поэтому в наше время гонка плотно ассоцируется именно с этим местом. С другой стороны, если взять всю историю этапа, то это скорее «сборная Италии»: на момент его включения в 1981-м и Мизано, и Муджелло, и Имола в свое время уже принимали итальянский Гран-При, так что изначально не было никакого «оригинального» санмаринского трека, да и Мизано стал таковым далеко не сразу. В период 1981 — 1984 годов Имола и Муджелло сменили друг друга по паре раз, после чего Автодром Дино Феррари (Имола) был исключен из календаря по причине критики пилотов его уровня безопасности. Так в 1985-м ему на замену и поставили Мизано — маленький 3,5-километровый трек 1969 года постройки. Впрочем, дебют самого трека в мире Гран-При прошел раньше, когда в 1980-м туда привозили Гран-При Наций.
Положение санмаринского этапа вскоре стало нестабильным. Под этой вывеской соревнования не проводили после 1987-го, с исключением в виде сезонов 1991 и 1993. На итальянском этапе два десятилетия шли бесконечные чередования площадок, стартовавшие после трагедии 1973 года в заезде GP250, на котором в аварии погибли Ярно Сааринен и Ренцо Пазолини. Инцидент имел место в Монце — неизменном месте данного Гран-При с самого старта существования чемпионата мира, то есть с 1949 года.
Чехарда прекратилась в середине 90-х, когда право на гонку в Италии было железно закреплено за Автодромом Муджелло. В это время санмаринская гонка носила статус эдакого «запасного» этапа для тех же самых треков. В 80-х и начале 90-х Мизано, Имола и Муджелло проводились то под итальянской вывеской, то под альтернативной, пока история второго варианта не прервалась. Интересно, что от кольца Имола организаторам в 90-х тоже не хотелось отказываться, поэтому в 1996 — 1999 годах туда вернули Гран-При, но уже под «собственным» именем, а не как этап в Сан-Марино.
Однако эта идея не умерла: в 2007 году Италия вновь заполучила себе вторую гонку, но в этот раз никаких обменов между Гран-При не было: Муджелло принимает только итальянскую гонку, а не менее итальянский Мизано — только санмаринскую. В год возвращения паддок приехал на трек примерно той же конфигурации, что и в свой последний визит на него в 1993-м, когда кольцо удлинили до четырех километров. Большие отличия были в другом: была сильно осовременена инфраструктура Мизано, под требования ФИМ и ее чемпионата мира MotoGP.
История этой гонки богата скорее эпизодами с чередованием площадок, чем собственно битвами на асфальте, но несколько важных моментов можно назвать. Самый главный — исторический заезд на треке Имола 1983 года в премьер-классе, который одновременно был и финалом сезона, и финалом большой войны Кенни Робертса и Фредди Спенсера (та шла с самого начала чемпионата). Робертс выиграл гонку, но проиграл чемпионат, с недостатком всего в два очка. Несмотря на такой неободряющий для вице-чемпиона итог, проигрыш был достойным, потому что свой последний Гран-При Кенни закрыл с поулом, лучшим кругом и победой. И тот, и другой защитили в сезоне по шесть побед и шесть поулов, и на санмаринской гонке в этой большой истории была поставлена точка.
Большинство других гонок прошли куда более спокойно. Борьба за позиции была, но в большинстве сезонов она не шла до последних минут; победы одерживались при довольно надежном временном преимуществе. Аналогичная ситуация установилась и в 2007-м, когда Мизано вернулся в MotoGP. Тогда Кейси Стоунер, на 4,8 секунды обойдя серебряного призера Криса Вермюлена, словно задал курс для дальнейших побед: например, в 2008-м Валентино Росси приехал на финиш на 3,1 секунды раньше Хорхе Лоренсо, в 2011-м Хорхе Лоренсо финишировал на 7,3 секунды раньше Дани Педросы, и так далее.
Пожалуй, та мокрая гонка с пит-стопами, которую мы увидели в прошлом сезоне, была первым драматичным санмаринским этапом с самого 1983-го. Претенденты на титул сезона 2015 Хорхе Лоренсо и Валентино Росси выступили неудачно — первый упал, а второй отстал от победителя Марка Маркеса на 33 секунды, закончив заезд шестым. Два других места в первой тройке заняли Брэдли Смит на сателлитной Yamaha и Скотт Реддинг на сателлитной Honda. Успех двух англичан — это отдельная история: Брэдли добрался до второй позиции на сликах и «переждал» дождь, а Скотт впервые стал призером MotoGP в гонке, которая была прервана для него падением и вызволением самого себя из гравия.
Несмотря на это, напарники по заводской Yamaha Росси и Лоренсо — главные хозяева трека, как и сама Yamaha. Если говорить про успехи марки, то их много: в эру GP500 она выиграла пять гонок против трех у «Хонды», и это без упоминания того, что будет в современную эру. Самыми сильными райдерами были американцы Эдди Лоусон и Рэнди Мамола с двумя победами — Мизано/Мизано и Муджелло/Мизано соответственно. Три поула Лоусона в том же Мизано сделали его главным экспертом по «санмаринскому» треку в 80-х.
Сейчас о примерном паритете между Honda и Yamaha нет и речи: Мизано — это территория «Ямахи» под совместным правлением Лоренсо и Росси. Испанец дважды был вторым в 2008 — 2009 годах и был непобедим в сезонах 2011 — 2013. Три триумфа было и у Росси — это 2008, 2009 и 2014 годы. Урожай конкурентов куда беднее: одна победа есть у «Дукати» (2007), и две — у «Хонды» (2010, 2015). У марок больше баланса в поулах: четыре у Honda, три у Yamaha, и два у Ducati.
Некоторые события на Гран-При Сан-Марино
Первый раз:
— подиум Альваро Баутисты (2012)
— подиум Скотта Реддинга (2015)
Последний раз:
— финал сезона: 1983, 1984, 1985, 1986
— победа, хет-трик и Гран-При Кенни Робертса (1983)
— Гран-При Барри Шина (1984)
— Гран-При Вирджинио Феррари (1985)
— Гран-При Франко Унчини (1985)
— победа Рэнди Мамола (1987)
Эра GP500
Год | Поул | Лучший круг | Победа |
Имола | |||
1981 | М. Лучинелли | Б. Шин | М. Лучинелли |
1983 | К. Робертс | К. Робертс | К. Робертс* |
Муджелло | |||
1982 | Ф. Спенсер | Т. Катаяма | Ф. Спенсер |
1984 | Р. Роше | Р. Мамола | Р. Мамола |
1991 | К. Шванц | К. Шванц | У. Рейни |
1993 | М. Дуэн | М. Дуэн | М. Дуэн* |
Мизано | |||
1985 | Э. Лоусон | Э. Лоусон | Э. Лоусон* |
1986 | Э. Лоусон | Э. Лоусон | Э. Лоусон* |
1987 | Э. Лоусон | Р. Мамола | Р. Мамола |
Эра MotoGP
Год | Поул | Лучший круг | Победа |
Мизано | |||
2007 | 1:33.918 (К. Стоунер) | 1:34.649 (К. Стоунер) | К. Стоунер* |
2008 | 1:33.378 (К. Стоунер) | 1:34.904 (В. Росси) | В. Росси |
2009 | 1:34.338 (В. Росси) | 1:34.746 (В. Росси) | В. Росси* |
2010 | 1:33.948 (Д. Педроса) | 1:34.340 (Д. Педроса) | Д. Педроса* |
2011 | 1:33.138 (К. Стоунер) | 1:33.906 (Х. Лоренсо) | Х. Лоренсо |
2012 | 1:33.857 (Д. Педроса) | 1:34.398 (Х. Лоренсо) | Х. Лоренсо |
2013 | 1:32.915 (М. Маркес) | 1:33.935 (М. Маркес) | Х. Лоренсо |
2014 | 1:33.238 (Х. Лоренсо) | 1:34.108 (М. Маркес) | В. Росси |
2015 | 1:32.146 (Х. Лоренсо) | 1:33.273 (Х. Лоренсо) | М. Маркес |
* хет-трик
Дата: 07.09.16
Источник: Все о мире MotoGP