Двойное интервью с Хорхе Лоренсо и Рамоном Форкада, его шеф-механиком (2/2)
Форкада: Они пытались что-то найти. Количество шин было свободным, так что они все-таки старались изо всех сил, но мы иногда приезжали и у нас на проверку было восемь типов задней шины и шесть — передней шины.
Лоренсо: И у них не было ничего общего с шинами, которые привозили на другие треки.
Форкада: В общем, они привозили все эти шины на практики. Так было невозможно, поэтому первым делом смотрели на погоду: ОК, эту отбрасываем, эту, и эту. Например, помню Лагуна Секу в 2008-м: первый гонщик «Мишлен» был в 34 секундах от победителя, так что когда ты в такой ситуации…. Конечно, наша работа — это стараться находить для гонщика лучшее. Если все нормально, можем работать как обычно, но если что-то ненормально, вроде шины, у которой на тот момент динамика полностью менялась от одного кольца к другому, что ж…
На треке, где она работает хорошо — например, здесь [в Эшториле], — мы начинаем с байка, на котором во время уик-энда почти ничего не меняем, потому что шины хорошо работают. Но на треке, где шины не работали совсем, мы были вынуждены что-то делать, чтобы заставить их работать. И проблема в итоге была в том, что мы больше работали ради шины, а не ради гонщика.
Лоренсо: Но во всем была катастрофа — слишком много изменений делать в байке, шина обеспечивала слишком мало конкурентности, не?
Так что когда вы перешли на Bridgestone, многие проблемы решились только наличием одной шины.
Лоренсо: Да, при «Бриджстоун» мы меняем меньше, очень мало. Сейчас гораздо меньше, чем тогда; сейчас меняем совсем немного.
Форкада: Но у нас сейчас начало сезона, мы пытаемся найти базовые настройки — это очень важно, потому что, к примеру, в нынешних 800-ках мы в первый год поменяли шины, но в 2009-м мы получили хорошие базовые настройки; в 2009 — 2010 мы почти ничего не меняли на байке, почти ничего; в 2011-м чуть больше, потому что нам было чуть труднее, но в 2009 — 2010 мы особенно не меняли — у нас были базовые настройки.
В общем, у нас сейчас новый байк, мы меняем чуть больше, потому что сейчас пытаемся найти хорошие базовые настройки, но как только у нас появляется эта базовая настройка, мы заканчиваем с байком, и помаленьку адаптируем. Мы не меняем, мы просто адаптируем под каждое кольцо. Но это важно — райдеру первым делом нужно точно почувствовать: «ОК, сейчас чувствую, что с байком порядок». Сейчас нам нужно [только] адаптироваться под каждое кольцо.
ОК. В общем, сильнейшая сторона Хорха в том, что он понимает, что ему нужно для скорости, и он просит только о вещах, которые улучшат мотоцикл. Хорхе, у Рамона какая сильнейшая сторона?
Лоренсо: Я считаю, он один из лучших по подвеске, потому что он был техником-подвесочником, поэтому у него большой опыт по работе с подвеской. У него большой опыт в MotoGP, потому что он в MotoGP с самого начала. Он умный человек, и он испанец! Сильнейшая сторона — это подвеска.
Да, он может дать подвеску, которая тебе нужна для работы.
Лоренсо: И он не теряет самообладания, когда что-то не так. У него всегда есть решение — иногда хорошее, иногда неверное, но…
Форкада: Всегда решение — хорошее или плохое.
То есть он сохраняет спокойствие, а сохранение спокойствия — одна из самых важных вещей для шеф-механиков и гонщиков?
Лоренсо: Да, потому что иногда, когда видишь своего механика, его состояние передается на тебя, влияет на тебя. Если видишь, что твой шеф-механик нервничает, начинаешь чуть-чуть нервничать.
Форкада: По-моему, это правда. Я никогда не был гонщиком, но могу представить: если у него проблема, он приезжает в гараж и шеф-механик вызывает ощущение, что он не знает, что делать, то для гонщика это наверняка катастрофа, наверняка разочарование.
То есть иногда приходится «одевать лицо» и говорить: ОК, все понятно…
Форкада: Обычно ясно, если у него есть проблема, и он поясняет проблему. И тогда у каждой проблемы, конечно, есть способ ее решения. Иногда это возможно, иногда нет, но мне это важно. Мне повезло, потому что я раньше работал с Антонио Кобасом. Он говорил: «Всегда что-то невозможно, пока не попробуешь». Конечно, мы много раз пробовали настройки, которые не работали, но это нормально — не только для меня, но для всех. Но для начала надо попробовать.
Если у гонщика есть проблема, надо предоставить способ решить эту проблему. Может, он неправильный, но по мне так можно представить, если гонщик, например: «ОК, у меня чаттеринг», и я скажу, что не знаю, что делать с чаттерингом… Наверняка для него это станет большим разочарованием.
Какая у Рамона слабейшая сторона, в чем его наихудшая сторона?
Лоренсо: Иногда он немного закрыт что-то пробовать. Я или японские инженеры хотим что-то попробовать, и он из своего опыта думает, что вещь, которую мы собираемся опробовать, или хотим опробовать — он такую раньше пробовал и она не работала, поэтому она не будет работать и в будущем. Но я считаю, что иногда что-то, может, не сработало в прошлом, но может сработать в будущем. Другой трек, другие условия…
Если что-то поменять, что не работало тогда, то оно может заработать сейчас?
Лоренсо: Да, иногда он немного боится что-то пробовать, но к счастью, иногда его все-таки легко убедить это попробовать.
Какая у Хорхе слабейшая сторона?
Форкада: У него есть одна вещь — это комбинация: когда он на мотоцикле, он всегда на 100% старается быть быстрым, и иногда нам нужно что-то попробовать на мотоцикле. Иногда хотим две-три вещи вместе, но он фокусируется на том, чтобы быть быстрым. Например, мы хотим попробовать какие-то другие настройки электроники, но он выезжает и байк по ощущениям уже хорош. Он возвращается обратно в гараж, и он их не пробовал. А для нас это иногда хорошая информация, даже если от пробы настроек нет хорошего результата.
Лоренсо: Я не вижу никакой важной вещи, или большой разницы. Я говорю: не чувствую никакой разницы, но у меня же нет информации.
Форкада: Еще он иногда забывает, когда мы пробуем три настройки, и он возвращается, потому что первая настройка была ОК, но это — небольшая проблема. Иногда мы составляем план, который не используется, потому что он фокусируется на вождении. Это тоже позитивная черта — то, что мы на треке никогда не тратим время попусту. Иногда мы планируем что-то протестировать из-за того, что он забывает, или решает не пробовать, но мы никогда не тратим время на то, чтобы на треке быть на две секунды медленнее. Никогда.
Лоренсо: За всю жизнь я ни разу не был на треке на 70% или 80%, я всегда был на 95% или 100%. Меньше никогда не было, поэтому не знаю, как так делать. Я никогда не выезжаю на трек, не выезжаю с питов, чтобы посмотреть, каков байк, или посмотреть настройки — я просто стараюсь ездить насколько возможно быстро. Иногда для меня это трудно.
Последний вопрос: Хорхе, я знаю, ты сильная волевая личность, и кроме тебя, я от других людей слышал, что Рамон тоже сильная волевая личность. Из-за этого иногда трудно? Конфликтуете?
Форкада: Трудно 10 секунд! Но еще после четырех лет работы вместе такое легко понять. Людям вроде меня, у которых очень сильный характер, нужно время на отдых. В общем, уверен: если такое происходит со мной, то это происходит и с Хорхе. Если он взвращается в гараж очень злым, потому что что-то не работает…
Лоренсо: И он тоже злой…
Форкада: Но гораздо лучше подождать пять секунд, или 10 секунд, когда эмоции остынут — тогда мы начинаем работать. Если он злой и я тоже злой, и мы пытаемся тут же исправить проблему, то это катастрофа. В общем, вот этому мы научились за последние четыре года. Помню, в первый год он злился куда больше. Может, не больше, но дольше, чем сейчас, когда что-то не работает. Еще я иногда стараюсь учить его — учиться расслабляться, и потом начинать говорить. Я научился считать до 100 и потом начинать его расспрашивать.
Лоренсо: В моменты, когда другой злится, мы больше уважаем друг друга.
Форкада: Да, потому что если в моменты злости не уважать, то они от этого удлиняются, и тогда просто ждешь больше времени, потому что когда один из нас злой, или оба — это просто бесполезное время.
Дата: 06.11.16
Источник: Все о мире MotoGP