Комментарии и железо победителей Isle of Man TT 2017
Две недели праздника (и трагедий) на острове Мэн подошли к концу. Определились победители восьми гонок в шести классах мотоциклов. Из-за плохой погоды один заезд был отменен, и для переноса в и так уплотненном расписании для него не осталось места.
Для одних гонщиков — вроде Майкла Руттера и Йена Хатчинсона, — результаты стали приятным неожиданным подарком; другие — например, Майкл Данлоп и братья Бёрчалл, — получили именно то, на что рассчитывали; третьи — сюда можно отнести Гая Мартина и Джона МакГиннеса, — свою кампанию-2017 могут скорее назвать провалом. К сожалению, вновь была еще одна категория людей, которые потеряли жизнь — ими стали Алан Боннер, Йохем ван ден Хок и Дэйви Ламберт.
Как обычно бывает на Тourist Trophy, даже гонщики, довольные своими победами, прошли в эти дни по пути расстройств и горько-сладких эмоций, прежде чем стать на верхнюю ступень подиума. Ниже даны их комментарии с кратким описанием сюжетов заездов. Конечно, не только персоны приковывают внимание на ТТ, потому что мотоциклы тоже являются героями этих соревнований. По интересному железу тоже пройдемся.
Результаты и протоколы соревнований — на этой странице.
Superbike
ТТ открыла гонка супербайков. По ряду причин, действие в целом получилось не таким ярким, каким могло быть. Джон МакГиннес снялся с соревнований из-за майской травмы на North West 200. Его напарник Гай Мартин не доехал до финиша из-за опасной аварии, когда на его новой Honda Firblade отказала КПП, и он вошел в быстрый левый поворот практически без торможения (коробка зависла на нейтрали). Майкл Данлоп уверенно пролидировал два круга, но его байк сломался, и клетчатого флага ирландец тоже не увидел.
Тем не менее, в гонке славно побились Йен Хатчинсон и Питер Хикман на двух BMW, и Дин Харрисон на Kawasaki. В этой четырехсторонней схватке (считая Данлопа) Хатчинсон поначалу ехал хуже всех, занимая четвертую позицию, но бригада Tyco BMW была великолепна на пит-стопах, которых было два. За счет командной работы Хатчи вышел вперед на четвертом круге из шести, и успешно отбился от Хикмана, который висел у него на колесе при уходе на последний прохват по Горе. Йен постарался уехать подальше, и это у него получилось — он нарастил отрыв с 1,6 секунды до итоговых 5 секунд.
Йен Хатчинсон:
Слава богу! [смеется]. Практически все мои зимние тесты байка прошли в день гонки. За две недели до North West команда построила мне полностью новый мотоцикл — это суперстоковый байк с двигателем от супербайка. Больше ничего, то есть он либо работал бы, либо не работал. Это был мой выбор. У них получилось, они взялись за него, и огромное им спасибо, что поверили в то, что, как я считал, будет работать.
Все постоянно менялось. Я просто не знал, что думать о гонке, потому что на первом круге мне просто хотелось собраться домой, потому что у меня не было байка, на котором, как я думал, я на самом деле смогу атаковать ради победы. Из-за этого было разочарование, потому что до этого я был всем реально доволен… И я подумал: это ТТ, тут шесть кругов, просто продолжай рыть — в пятницу будет еще одна гонка, нам надо многое к ней изучить, и слава богу, что я продолжил рыть.
Superstock
Этот заезд остался за Хатчинсоном и его BMW, то есть итог тот же самый, что и для класса супербайков. Вообще, баварцы в этом классе господствовали серьезно, потому что вслед за Хатчи финишировало три таких же мотоцикла (это не считая еще двух десятков других S1000). Йен победил на ТТ в 16 раз и в третий раз подряд в Superstock. Его немного расстроил факт, что скорости в этом году были ниже прошлогодних. Всему виной погода и отмены тренировок — асфальт хуже прорезинился, у всех было меньше вката. Соответственно, было опасно идти на тот же уровень риска.
Хатчинсона подпирал Хикман на таком же байке, особенно в конце, так что Йену пришлось постараться на последнем круге, чтобы не дать сопернику подобраться на опасное расстояние. Можно сказать, эта гонка стала сиквелом их первой разборки в воскресенье.
Йен Хатчинсон:
Это вообще первый раз, когда у меня перед гонкой ТТ был всего круг практики на байке. Я этот мотоцикл знаю вдоль и поперек — езжу на нем в британском чемпионате, — но он делает не совсем то, что я хочу. Думаю, мне надо выбросить из головы прошлогодние гонки. С условиями, которые были в этом году, трек очень зеленый, и тут просто нет того же зацепа, какой был в 2016-м, так что я на ранних стадиях был чуть-чуть осторожнее.
На моем пит-борде говорилось «12», «11», и потом «10», так что я знал, что Питер был в ударе, и вот поэтому на последнем круге я копнул немного глубже. Я на хорошем ходу прошел нескольких замыкающих, которых догнал — так я получил победу. А Питер и Дэн [Нин] тоже молодцы, они провели мегагонку.
Supersport
Вместо традиционных двух гонок Супеспорта удалось провести одну — ту, что в понедельник, так как ливень в четверг нарушил планы. Организаторы не стали переносить заезд на пятницу, потому что этот день и так был серьезно нагружен: кроме Senior TT, надо было провести гонку Zero TT и второй заезд колясок.
Майкл Данлоп одержал победу, в целом, в не очень напряженной гонке. Он захватил лидерство ко второму кругу, и начал стряхивать преследователей в лице Джеймса Хиллиера и своего брата Уильяма. Под клетчатым флагом Данлоп проехал на 13 секунд раньше Хиллиера. На третье место запрыгнул вездесущий Питер Хикман.
Увы, в этом заезде прервалась 11-подиумная островная серия Йена Хатчинсона, который, кроме прочего, в 2015-2016 годах выиграл четыре гонки Суперспорта из четырех возможных. В этот раз Йен пришел пятым, проиграв своему главному конкуренту на ТТ Данлопу более минуты.
Lightweight
Ветерана шоссейных мотогонок Майкла Руттера знают как легенду соревнований North West 200 (14 побед) и Гран-При Макао (8 побед). Его успехи на ТТ скромнее, и все-таки британец по прозвищу Бритва ухватил в этом году еще одну золотую награду за выигрыш в категории «Легковес» — его пятую на Мэне.
Оружием 45-летнего Руттера в этом двухцилиндровом классе, как и в предыдущие несколько лет, стал итальянский мотоцикл Paton S1. Марка получила свою первую победу на ТТ, заодно был побит рекорд круга и средней скорости для Lightweight. Майкл не выигрывал островных гонок с 2013-го, когда первым финишировал на электробайке в Zero TT. Заезд для пилота на Paton был напряженным, но не так, чтобы очень — он лидировал всю дистанцию, менялся только его отрыв от преследователей. При этом англичанин волновался, что не доедет до финиша по какой-нибудь технической причине — такой печальный опыт у него был.
Майкл Руттер:
Никогда не думал, что выиграю еще один ТТ. Меня это по-хорошему радует. На последнем круге я слышал столько шума… Я был убежден, что этого не случится! Тут я лидировал в стольких гонках — в супербайковских гонках, во всяких, — и у меня бывали проколы, контактные линзы выпадали, клапаны ломались, но один раз что-то пошло как надо.
В «легковесах» гораздо легче гонять. На словах звучит плохо, потому что это непросто! На них надо ездить чертовски жестко, у тебя вечно складывается передок, но эти супербайки и суперстоки — это как варп-фактор: в наше время очень трудно побить людей вроде Хатчи и Майкла Данлопа. Дайте мне North West , и я им там покажу, но здесь, если в одной из гонок у нас получается попасть на подиум, это как победа.
Sidecar
Братья Бёрчалл в пятницу были также неудержимы, как и в понедельник — Бэн и Том выиграли оба заезда колясок, повторив аналогичное достижение 2015 года. Вместе с одиночным золотом 2016-го успех стал для них пятым на ТТ. Кроме того, братья в первом заезде побили колясочный рекорд по времени круга и средней скорости — последняя теперь составляет 188,4 км/ч.
Zero TT
Как и год назад, новозеландец Брюс Энсти успешно взял однокруговой заезд электробайков Zero TT. Он с большим преимуществом выиграл маленькую гонку (участвовало восемь человек), вторым пришел его напарник Гай Мартин. По изначальному плану Мартин должен был составить дуэт с Джоном МакГиннесом, но тот за несколько недель до ТТ травмировался, и в команду в последний момент зазвали Энсти. Оба выступили на байке Mugen Shinden 6, который по своему характеру, по словам обоих, напоминает 250-кубовые спортбайки. Правда, за исключением массы, которая достигает 250 кг.
Брюс Энсти:
Спасибо «Мюген» за то, что вернули меня в последнюю минуту. Я правда надеялся поставить круг на 120 миль/ч, но условия были не те. Может, в следующем году. Я правда с комфортом влился в команду в последнюю минуту, с уведомлением всего за несколько дней. Отличные колеса — прямо как 250, и у них отличная поворотная скорость.
Senior TT
Летопись гонок ТТ уже невозможно вообразить без Майкла Данлопа — человека, который начал гонять по Мэну в 2007 году, и к которому в 2009-м пришла первая победа (это был класс Суперспорт). У грузного 28-летнего ирландца прочно сложилась репутация гонщика, который может побеждать на чем угодно. Данлоп выигрывал Senior TT в 2014 и 2016 годах за рулем BMW S1000, но к этому моменту «немец» был давно проверенным байком, тогда как в этот раз ему удалось взять первое место на новом Suzuki GSX-R1000.
Гонку Супербайка в воскресенье ему довести до конца не удалось — байк отказал по ходу заезда. Вторая попытка — и дело сделано. С другой стороны, здесь пилоту помог случай: изначально лидировали Йен Хатчинсон и Питер Хикман, пока на втором круге Йен не попал в аварию. С подозрением на перелом бедра (это действительно он и был) его вертолетом отправили в больницу, а гонку прервали красными флагами. Был назначен рестарт и повторный заезд, сокращенный до четырех кругов. Здесь Данлоп сразу захватил инициативу, уехав от мощно атаковавшего всю неделю Хики почти на 14 секунд. Для Майкла победа стала 15-й на «Турист Трофи».
Неделя была трудной для команды Bennets Suzuki — ей пришлось в стрессовой ситуации много общаться с непростым по характеру Данлопом. Дела шли не очень — из-за плохой погоды тренировки сокращались либо отменялись, на первой гонке «джиксер» сломался, а в финальной до рестарта у райдера не было темпа биться с Хатчинсоном и Хикманом. Ирландец накатал мало километров на новом мотоцикле, и в команде было волнение по поводу того, удастся ли увести с острова Мэн хоть что-то интересное. Однако, все вышло как нельзя лучше.
Майкл Данлоп:
Сегодня мы сделали невозможное возможным. Это совсем новый мотобайк. Стив, Стюарт и ребята сделали все что могли, чтобы это произошло. Это была трудная работа, и на мне было много давления. Байк ни разу не выпал из ритма. У нас была проблема только на первом старте, перед красным флагом, но этот «Сеньор» запомнят все.
На этой последней [гонке] у меня со Стюартом и Стивом хреново получилось, пока работали. Мне кажется, они думают, что я мудак, но это — конечный продукт. Senior TT — вот чего мы хотели, жаловаться нельзя. Единственное, где я тут хочу быть — это быть в центре [подиума]. Мы хотим тут снова побывать, и мы тут снова побываем. Мы остановили доминирование [соперников].
Железо участников
Похоже, сейчас супербайки BMW — главное народное оружие для островных битв на ТТ. Под управлением таких мастеров своего дела, как Майкл Данлоп и Йен Хатчинсон, на S1000RR за последние четыре года выиграно два заезда Senior TT, три Superbike и три Superstock.
Когда в 2009 — 2010 годах этот мотоцикл выводили на спортивную арену чемпионатов разного уровня, ТТ был наводнен бесконечными «кваками», «хондами», «ямахами» и «сузуки», и крайне небольшим количеством европейских исключений в виде Aprilia, Ducati и КТМ. Баварские мотоциклы начали мелькать на ТТ в 2010-м, и в 2011 они уже замелькали серьезно: в классе Senior/Superbike в 2011-м была дюжина S1000. Можно сказать, к периоду 2011 — 2012 годов BMW превратился в привычную островную технику, но у марки не было элитных пилотов и хороших результатов.
Перетягивание на свою сторону Данлопа, Хатчинсона и Хикмана усилило лагерь немцев, и одновременно немного ослабило японцев, на стороне которых по-прежнему выступали асы вроде Джона МакГиннеса и Брюса Энсти. С учетом последних успехов и того, что на старт супербайковской гонки в воскресенье вышли 23 человека на БМВ (самый популярный выбор пилотов), баварский мотоцикл сейчас достиг на ТТ такого уровня успеха и массового одобрения, что чем-то подобным, пожалуй, могли похвастаться только Honda Fireblade и Suzuki GSX-R. Впрочем, Kawasaki с Yamaha тоже всегда находили своих поклонников.
К слову о Honda: марка ничего не добилась в дебютный для свежего-пресвежего Fireblade приезд на ТТ. МакГиннес не участвовал, залечиваясь после майской травмы, а Мартин снялся с Senior TT после аварии на заезде Superbike, от которой британец был в шоке. В официальном заявлении Мартин сообщил, что участвовать в этой гонке бессмысленно: мотоцикл недостаточно протестирован и недостаточно быстр, чтобы бороться за награды, в том числе потому, что на этом ТТ плохая погода съела много ценных часов практики, да и авария не помогла уверенности гонщика.
Класс, где японцев никто не тревожит — это Суперспорт, место вечных стычек 600-кубовых CBR600 и YZF-R6 вообще и Данлопа с Хатчинсоном в частности. «Сибиры» и «эрки» нынешних поколений доживают свой век, но они еще крайне популярны. Замены им пока нет, потому что альтернативные варианты от Suzuki и Triumph большого распространения на ТТ не имеют.
Майкл Руттер на итальянском байке Paton S1-R Lightweight был третьим в 2015-м году под флагом заезда Lightweight, и победил в этом. Несмотря на триумф такого редкого мотоцикла, это скорее совместная победа с маркой Kawasaki: двухцилиндровым сердцем «Патона» является агрегат от близнецов ER-6/Ninja 650. Этот мотор, как собственно и сам младший «Ниндзя», суперпопулярен на ТТ в классе легковесов. Он столь же популярен, сколь и успешен — за ним числятся все победы в 2012 — 2016 годах, то есть на нем до этого момента не проиграли ни разу с момента учреждения на ТТ данной категории.
Швейцарцы из Suter в прошлом году выставляли на старшие гонки двухтактную 500-кубовую ракету в гранприйном стиле Suter MMX500, а в этом не стали — в компании сейчас структурная перестройка, и кроме того, она занята своим возвращением в Moto2, и на остальное у нее не хватает человеческих ресурсов. Эскиль Сутер обещал вернуться на ТТ через год. Зато был другой почти-прототип в виде Honda RC213V-S. Аналогично прошлому разу, байком управлял многократный победитель ТТ Брюс Энсти, и аналогично прошлому разу, опять не очень удачно. В гонке супербайков Брюс был 13-м, и его не было среди финишировавших на «Сеньор».
Пока не добился громкого успеха и красавец Norton SG6, пару которых пилотировали чемпион BSB 2015 года Джош Брукс и эксперт островных гонок Дэвид Джонсон. Гоночную 230-сильную версию SG6 для этого ТТ вырастили из дорожного спортбайка V4 SS на основе полупрототипного 1200-кубового мотора V4 от Aprilia — примерно того же самого, что участвовал в MotoGP категории CRT, но с большим рабочим объемом. Norton покинет остров без призов, но с приличными результатами: в первом заезде Джонсон и Брукс приехали на седьмых-восьмых местах (оставание 2,5 минуты), во втором Брукс был шестым, Джонсон — восьмым (оставание сократилось до минуты).
Японский Mugen Shinden — теперь шестого поколения, — вновь взял гонку Zero TT, как и в четыре последние раза. Электробайк 2017-го с рамой-монококом идентичен предшественнику, кроме уменьшенной с 250 до 248 кг массы, обновленных батарей и обновленного инвертора-преобразователя тока. Швейцарский производитель гоночных колясок (сайдкаров) LCR и в этот раз не подвел братьев Бёрчалл. Их аппарат с 600-кубовым мотором Honda на пути к победе и рекорду круга в первой гонке провез их, в частности, быстрее экипажа Дэйва Мулинэ, у которого за плечами 17 колясочных побед на ТТ.
Дата: 10.06.17
Источник: Все о мире MotoGP