Комментарии и железо победителей Isle of Man TT 2017

Две недели праздника (и трагедий) на острове Мэн подошли к концу. Определились победители восьми гонок в шести классах мотоциклов. Из-за плохой погоды один заезд был отменен, и для переноса в и так уплотненном расписании для него не осталось места.

Для одних гонщиков — вроде Майкла Руттера и Йена Хатчинсона, — результаты стали приятным неожиданным подарком; другие — например, Майкл Данлоп и братья Бёрчалл, — получили именно то, на что рассчитывали; третьи — сюда можно отнести Гая Мартина и Джона МакГиннеса, — свою кампанию-2017 могут скорее назвать провалом. К сожалению, вновь была еще одна категория людей, которые потеряли жизнь — ими стали Алан Боннер, Йохем ван ден Хок и Дэйви Ламберт.

Как обычно бывает на Тourist Trophy, даже гонщики, довольные своими победами, прошли в эти дни по пути расстройств и горько-сладких эмоций, прежде чем стать на верхнюю ступень подиума. Ниже даны их комментарии с кратким описанием сюжетов заездов. Конечно, не только персоны приковывают внимание на ТТ, потому что мотоциклы тоже являются героями этих соревнований. По интересному железу тоже пройдемся.

Результаты и протоколы соревнований — на этой странице.

Superbike

ТТ открыла гонка супербайков. По ряду причин, действие в целом получилось не таким ярким, каким могло быть. Джон МакГиннес снялся с соревнований из-за майской травмы на North West 200. Его напарник Гай Мартин не доехал до финиша из-за опасной аварии, когда на его новой Honda Firblade отказала КПП, и он вошел в быстрый левый поворот практически без торможения (коробка зависла на нейтрали). Майкл Данлоп уверенно пролидировал два круга, но его байк сломался, и клетчатого флага ирландец тоже не увидел.

Тем не менее, в гонке славно побились Йен Хатчинсон и Питер Хикман на двух BMW, и Дин Харрисон на Kawasaki. В этой четырехсторонней схватке (считая Данлопа) Хатчинсон поначалу ехал хуже всех, занимая четвертую позицию, но бригада Tyco BMW была великолепна на пит-стопах, которых было два. За счет командной работы Хатчи вышел вперед на четвертом круге из шести, и успешно отбился от Хикмана, который висел у него на колесе при уходе на последний прохват по Горе. Йен постарался уехать подальше, и это у него получилось — он нарастил отрыв с 1,6 секунды до итоговых 5 секунд.

Йен Хатчинсон:

Слава богу! [смеется]. Практически все мои зимние тесты байка прошли в день гонки. За две недели до North West команда построила мне полностью новый мотоцикл — это суперстоковый байк с двигателем от супербайка. Больше ничего, то есть он либо работал бы, либо не работал. Это был мой выбор. У них получилось, они взялись за него, и огромное им спасибо, что поверили в то, что, как я считал, будет работать.

Все постоянно менялось. Я просто не знал, что думать о гонке, потому что на первом круге мне просто хотелось собраться домой, потому что у меня не было байка, на котором, как я думал, я на самом деле смогу атаковать ради победы. Из-за этого было разочарование, потому что до этого я был всем реально доволен… И я подумал: это ТТ, тут шесть кругов, просто продолжай рыть — в пятницу будет еще одна гонка, нам надо многое к ней изучить, и слава богу, что я продолжил рыть.

Superstock

Этот заезд остался за Хатчинсоном и его BMW, то есть итог тот же самый, что и для класса супербайков. Вообще, баварцы в этом классе господствовали серьезно, потому что вслед за Хатчи финишировало три таких же мотоцикла (это не считая еще двух десятков других S1000). Йен победил на ТТ в 16 раз и в третий раз подряд в Superstock. Его немного расстроил факт, что скорости в этом году были ниже прошлогодних. Всему виной погода и отмены тренировок — асфальт хуже прорезинился, у всех было меньше вката. Соответственно, было опасно идти на тот же уровень риска.

Хатчинсона подпирал Хикман на таком же байке, особенно в конце, так что Йену пришлось постараться на последнем круге, чтобы не дать сопернику подобраться на опасное расстояние. Можно сказать, эта гонка стала сиквелом их первой разборки в воскресенье.

Йен Хатчинсон:

Это вообще первый раз, когда у меня перед гонкой ТТ был всего круг практики на байке. Я этот мотоцикл знаю вдоль и поперек — езжу на нем в британском чемпионате, — но он делает не совсем то, что я хочу. Думаю, мне надо выбросить из головы прошлогодние гонки. С условиями, которые были в этом году, трек очень зеленый, и тут просто нет того же зацепа, какой был в 2016-м, так что я на ранних стадиях был чуть-чуть осторожнее.

На моем пит-борде говорилось «12», «11», и потом «10», так что я знал, что Питер был в ударе, и вот поэтому на последнем круге я копнул немного глубже. Я на хорошем ходу прошел нескольких замыкающих, которых догнал — так я получил победу. А Питер и Дэн [Нин] тоже молодцы, они провели мегагонку.

Supersport

Вместо традиционных двух гонок Супеспорта удалось провести одну — ту, что в понедельник, так как ливень в четверг нарушил планы. Организаторы не стали переносить заезд на пятницу, потому что этот день и так был серьезно нагружен: кроме Senior TT, надо было провести гонку Zero TT и второй заезд колясок.

Майкл Данлоп одержал победу, в целом, в не очень напряженной гонке. Он захватил лидерство ко второму кругу, и начал стряхивать преследователей в лице Джеймса Хиллиера и своего брата Уильяма. Под клетчатым флагом Данлоп проехал на 13 секунд раньше Хиллиера. На третье место запрыгнул вездесущий Питер Хикман.

Увы, в этом заезде прервалась 11-подиумная островная серия Йена Хатчинсона, который, кроме прочего, в 2015-2016 годах выиграл четыре гонки Суперспорта из четырех возможных. В этот раз Йен пришел пятым, проиграв своему главному конкуренту на ТТ Данлопу более минуты.

Lightweight

Ветерана шоссейных мотогонок Майкла Руттера знают как легенду соревнований North West 200 (14 побед) и Гран-При Макао (8 побед). Его успехи на ТТ скромнее, и все-таки британец по прозвищу Бритва ухватил в этом году еще одну золотую награду за выигрыш в категории «Легковес» — его пятую на Мэне.

Оружием 45-летнего Руттера в этом двухцилиндровом классе, как и в предыдущие несколько лет, стал итальянский мотоцикл Paton S1. Марка получила свою первую победу на ТТ, заодно был побит рекорд круга и средней скорости для Lightweight. Майкл не выигрывал островных гонок с 2013-го, когда первым финишировал на электробайке в Zero TT. Заезд для пилота на Paton был напряженным, но не так, чтобы очень — он лидировал всю дистанцию, менялся только его отрыв от преследователей. При этом англичанин волновался, что не доедет до финиша по какой-нибудь технической причине — такой печальный опыт у него был.

Майкл Руттер:

Никогда не думал, что выиграю еще один ТТ. Меня это по-хорошему радует. На последнем круге я слышал столько шума… Я был убежден, что этого не случится! Тут я лидировал в стольких гонках — в супербайковских гонках, во всяких, — и у меня бывали проколы, контактные линзы выпадали, клапаны ломались, но один раз что-то пошло как надо.

В «легковесах» гораздо легче гонять. На словах звучит плохо, потому что это непросто! На них надо ездить чертовски жестко, у тебя вечно складывается передок, но эти супербайки и суперстоки — это как варп-фактор: в наше время очень трудно побить людей вроде Хатчи и Майкла Данлопа. Дайте мне North West , и я им там покажу, но здесь, если в одной из гонок у нас получается попасть на подиум, это как победа.

Sidecar

Братья Бёрчалл в пятницу были также неудержимы, как и в понедельник — Бэн и Том выиграли оба заезда колясок, повторив аналогичное достижение 2015 года. Вместе с одиночным золотом 2016-го успех стал для них пятым на ТТ. Кроме того, братья в первом заезде побили колясочный рекорд по времени круга и средней скорости — последняя теперь составляет 188,4 км/ч.

Zero TT

Как и год назад, новозеландец Брюс Энсти успешно взял однокруговой заезд электробайков Zero TT. Он с большим преимуществом выиграл маленькую гонку (участвовало восемь человек), вторым пришел его напарник Гай Мартин. По изначальному плану Мартин должен был составить дуэт с Джоном МакГиннесом, но тот за несколько недель до ТТ травмировался, и в команду в последний момент зазвали Энсти. Оба выступили на байке Mugen Shinden 6, который по своему характеру, по словам обоих, напоминает 250-кубовые спортбайки. Правда, за исключением массы, которая достигает 250 кг.

Брюс Энсти:

Спасибо «Мюген» за то, что вернули меня в последнюю минуту. Я правда надеялся поставить круг на 120 миль/ч, но условия были не те. Может, в следующем году. Я правда с комфортом влился в команду в последнюю минуту, с уведомлением всего за несколько дней. Отличные колеса — прямо как 250, и у них отличная поворотная скорость.

Senior TT

Летопись гонок ТТ уже невозможно вообразить без Майкла Данлопа — человека, который начал гонять по Мэну в 2007 году, и к которому в 2009-м пришла первая победа (это был класс Суперспорт). У грузного 28-летнего ирландца прочно сложилась репутация гонщика, который может побеждать на чем угодно. Данлоп выигрывал Senior TT в 2014 и 2016 годах за рулем BMW S1000, но к этому моменту «немец» был давно проверенным байком, тогда как в этот раз ему удалось взять первое место на новом Suzuki GSX-R1000.

Гонку Супербайка в воскресенье ему довести до конца не удалось — байк отказал по ходу заезда. Вторая попытка — и дело сделано. С другой стороны, здесь пилоту помог случай: изначально лидировали Йен Хатчинсон и Питер Хикман, пока на втором круге Йен не попал в аварию. С подозрением на перелом бедра (это действительно он и был) его вертолетом отправили в больницу, а гонку прервали красными флагами. Был назначен рестарт и повторный заезд, сокращенный до четырех кругов. Здесь Данлоп сразу захватил инициативу, уехав от мощно атаковавшего всю неделю Хики почти на 14 секунд. Для Майкла победа стала 15-й на «Турист Трофи».

Неделя была трудной для команды Bennets Suzuki — ей пришлось в стрессовой ситуации много общаться с непростым по характеру Данлопом. Дела шли не очень — из-за плохой погоды тренировки сокращались либо отменялись, на первой гонке «джиксер» сломался, а в финальной до рестарта у райдера не было темпа биться с Хатчинсоном и Хикманом. Ирландец накатал мало километров на новом мотоцикле, и в команде было волнение по поводу того, удастся ли увести с острова Мэн хоть что-то интересное. Однако, все вышло как нельзя лучше.

Майкл Данлоп:

Сегодня мы сделали невозможное возможным. Это совсем новый мотобайк. Стив, Стюарт и ребята сделали все что могли, чтобы это произошло. Это была трудная работа, и на мне было много давления. Байк ни разу не выпал из ритма. У нас была проблема только на первом старте, перед красным флагом, но этот «Сеньор» запомнят все.

На этой последней [гонке] у меня со Стюартом и Стивом хреново получилось, пока работали. Мне кажется, они думают, что я мудак, но это — конечный продукт. Senior TT — вот чего мы хотели, жаловаться нельзя. Единственное, где я тут хочу быть — это быть в центре [подиума]. Мы хотим тут снова побывать, и мы тут снова побываем. Мы остановили доминирование [соперников].


Железо участников

Похоже, сейчас супербайки BMW — главное народное оружие для островных битв на ТТ. Под управлением таких мастеров своего дела, как Майкл Данлоп и Йен Хатчинсон, на S1000RR за последние четыре года выиграно два заезда Senior TT, три Superbike и три Superstock.

Когда в 2009 — 2010 годах этот мотоцикл выводили на спортивную арену чемпионатов разного уровня, ТТ был наводнен бесконечными «кваками», «хондами», «ямахами» и «сузуки», и крайне небольшим количеством европейских исключений в виде Aprilia, Ducati и КТМ. Баварские мотоциклы начали мелькать на ТТ в 2010-м, и в 2011 они уже замелькали серьезно: в классе Senior/Superbike в 2011-м была дюжина S1000. Можно сказать, к периоду 2011 — 2012 годов BMW превратился в привычную островную технику, но у марки не было элитных пилотов и хороших результатов.

Перетягивание на свою сторону Данлопа, Хатчинсона и Хикмана усилило лагерь немцев, и одновременно немного ослабило японцев, на стороне которых по-прежнему выступали асы вроде Джона МакГиннеса и Брюса Энсти. С учетом последних успехов и того, что на старт супербайковской гонки в воскресенье вышли 23 человека на БМВ (самый популярный выбор пилотов), баварский мотоцикл сейчас достиг на ТТ такого уровня успеха и массового одобрения, что чем-то подобным, пожалуй, могли похвастаться только Honda Fireblade и Suzuki GSX-R. Впрочем, Kawasaki с Yamaha тоже всегда находили своих поклонников.

К слову о Honda: марка ничего не добилась в дебютный для свежего-пресвежего Fireblade приезд на ТТ. МакГиннес не участвовал, залечиваясь после майской травмы, а Мартин снялся с Senior TT после аварии на заезде Superbike, от которой британец был в шоке. В официальном заявлении Мартин сообщил, что участвовать в этой гонке бессмысленно: мотоцикл недостаточно протестирован и недостаточно быстр, чтобы бороться за награды, в том числе потому, что на этом ТТ плохая погода съела много ценных часов практики, да и авария не помогла уверенности гонщика.

Класс, где японцев никто не тревожит — это Суперспорт, место вечных стычек 600-кубовых CBR600 и YZF-R6 вообще и Данлопа с Хатчинсоном в частности. «Сибиры» и «эрки» нынешних поколений доживают свой век, но они еще крайне популярны. Замены им пока нет, потому что альтернативные варианты от Suzuki и Triumph большого распространения на ТТ не имеют.

Майкл Руттер на итальянском байке Paton S1-R Lightweight был третьим в 2015-м году под флагом заезда Lightweight, и победил в этом. Несмотря на триумф такого редкого мотоцикла, это скорее совместная победа с маркой Kawasaki: двухцилиндровым сердцем «Патона» является агрегат от близнецов ER-6/Ninja 650. Этот мотор, как собственно и сам младший «Ниндзя», суперпопулярен на ТТ в классе легковесов. Он столь же популярен, сколь и успешен — за ним числятся все победы в 2012 — 2016 годах, то есть на нем до этого момента не проиграли ни разу с момента учреждения на ТТ данной категории.

Швейцарцы из Suter в прошлом году выставляли на старшие гонки двухтактную 500-кубовую ракету в гранприйном стиле Suter MMX500, а в этом не стали — в компании сейчас структурная перестройка, и кроме того, она занята своим возвращением в Moto2, и на остальное у нее не хватает человеческих ресурсов. Эскиль Сутер обещал вернуться на ТТ через год. Зато был другой почти-прототип в виде Honda RC213V-S. Аналогично прошлому разу, байком управлял многократный победитель ТТ Брюс Энсти, и аналогично прошлому разу, опять не очень удачно. В гонке супербайков Брюс был 13-м, и его не было среди финишировавших на «Сеньор».

Пока не добился громкого успеха и красавец Norton SG6, пару которых пилотировали чемпион BSB 2015 года Джош Брукс и эксперт островных гонок Дэвид Джонсон. Гоночную 230-сильную версию SG6 для этого ТТ вырастили из дорожного спортбайка V4 SS на основе полупрототипного 1200-кубового мотора V4 от Aprilia — примерно того же самого, что участвовал в MotoGP категории CRT, но с большим рабочим объемом. Norton покинет остров без призов, но с приличными результатами: в первом заезде Джонсон и Брукс приехали на седьмых-восьмых местах (оставание 2,5 минуты), во втором Брукс был шестым, Джонсон — восьмым (оставание сократилось до минуты).

Японский Mugen Shinden — теперь шестого поколения,  — вновь взял гонку Zero TT, как и в четыре последние раза. Электробайк 2017-го с рамой-монококом идентичен предшественнику, кроме уменьшенной с 250 до 248 кг массы, обновленных батарей и обновленного инвертора-преобразователя тока. Швейцарский производитель гоночных колясок (сайдкаров) LCR и в этот раз не подвел братьев Бёрчалл. Их аппарат с 600-кубовым мотором Honda на пути к победе и рекорду круга в первой гонке провез их, в частности, быстрее экипажа Дэйва Мулинэ, у которого за плечами 17 колясочных побед на ТТ.

Майкл Данлоп на IOMTT 2017 (T. Goldsmith)

Йен Хатчинсон на IOMTT 2017

Гай Мартин на IOMTT 2017

Брюс Энсти на IOMTT 2017

Norton SG6 для гонок ТТ

Майкл Руттер на IOMTT 2017

Брюс Энсти на IOMTT 2017

Коляска LCR со снятым корпусом