Итоги первой половины сезона 2017 года: Movistar Yamaha MotoGP

Команда

Сейчас синие — лучшая боевая единица MotoGP, потому что располагаются на первом месте командного зачета. Положение заводской Yamaha прочнее, чем в этот момент год назад, когда благодаря Марку Маркесу ее опережала Repsol Honda. Замена Хорхе Лоренсо на Маверика Виньялеса не затронуло внутрикомандную очковую динамику. Как и предшественник сезоном ранее, Маверик стартовал лучше Валентино, а когда пришло время уходить на каникулы, у обоих оказалось почти одинаковое количество очков. Причина? В MotoGP как в техническом спорте виновники побед и поражений — не только сами пилоты, направление ветра задается также байком и его шинами.

Отсюда начинается история о том, как Маверик и Валентино договаривались со своим железом. Так как Лоренсо докатывал за команду последний сезон, он не внес вклада в нынешний М1, поэтому инженеры конструировали аппарат на отзывах Росси. «Собственный» байк Доктора оказался не совсем таким, каким ему хотелось, зато сильно пришелся по вкусу Виньялесу. Вокруг темы, как должен выглядеть М1, и вращались основные события в гараже Movistar Yamaha. В общем, мотоцикл сам по себе оказался разбалансированным — он устраивал одного пилота и совсем не устраивал другого. Началось создание альтернативного шасси.

Как пояснял гоночный аналитик команды Вилко Зиленберг, внешне шасси 2017.1 и 2017.2 одинаковые, но у них разная жесткость. Завод активно «полировал» обновления, и привозил их на частные тесты в Херес, Ле-Ман и Монмело. И Виньялес, и Росси получили представление, как работает другое шасси и что оно может дать. Философия первой версии 2017-го заключалась в снятии нагрузки с задней покрышки и ослаблении ее износа во второй половине заезда. Похоже, с этой задачей инженеры Yamaha справились хорошо — настолько, что баланс версии №2 можно было немного откатить к 2016-му, дабы усилить стабильность мотоцикла при сильном замедлении.

Как ездок, который провел сказочную предсезонку и отличный старт сезона, Виньялес оценил перемены с прохладцей. Проще говоря, другой мотоцикл ему был не нужен. В то же время, итальянский коллега промучился с первой версией добрых полгода, и ждал перемен. Хоть М1 2016 имел свои недостатки, на скользком асфальте это был замечательный байк, и по данному параметру свежая версия со своими пробуксовками и ненадежным торможением оказалась противоположностью. Например, Росси провалил жаркие гонки в Хересе и Каталонии, хотя именно он год назад в схожих условиях выиграл обе.

Первое место Доктора в Ассене показало, что перемены работают — по крайней мере, лично для него. Наоборот, пилот #25 упал, и гонка во Франции отзеркалилась — там упал Росси при победе Виньялеса. Когда Виньялес со своей командой посмотрел телеметрию, он увидел, что авария произошла после слишком резкого добавления газа в достартовой эске Тиммер, где ездок грохнулся впервые в жизни… Виновато новое шасси? Испанец успел привыкнуть к повадкам первой версии, которая позволяла имитировать его предыдущий байк GSX-RR: быстро выпрямляться, тут же открывать дроссель, и не терять устойчивости. Если он выбрал для гонки вторую версию (он тестировал ее на уик-энде, а выбрал ли ее для заезда, неизвестно), у нее наверняка более деликатные повадки. Как раз об этом рассказывал Валентино, комментируя эволюцию мотоцикла. Если вкратце, она зашла не туда, и Маверик как новичок просто этого не знал. Соответственно, три его победы на злом М1 — это немного неправильные победы, в отличие от победы Росси на добром М1.

У синей бригады чуть выше потолок результатов, чем у Repsol Honda, но взамен чуть больше разрыв между гонщиками. Yamaha взяла четыре золота против трех у ближайших соперников; всего у нее восемь подиумов, включая два двойных. По последним параметрам Honda обгоняет со своими 10 подиумами, включая четыре двойных. Сделаем предположение: заводу удалось уравнять баланс между Виньялесом и Росси, поэтому двойные призы после летнего перерыва должны приходить почаще.

#2 | Маверик Виньялес | 124 очка

КТР АРГ США ИСП ФРА ИТА КАТ НИД ГЕР
Гонка 1 1 6 1 2 10 4
Квалификация 1 6 2 4 1 1 9 11 11
В зачете 1 1 1 2 1 1 1 2 2

Новичок синей бригады закрыл первую часть сезона со 124 очками — это на два больше, чем было в прошлый раз у Лоренсо. Кроме того, оба выиграли по три гонки и закрепились в зачете вторыми, имея за спиной напарника Росси. Пусть два испанца имеют свои особенности, их уровень в Yamaha одинаковый. Останься Хорхе в своей старой команде, как складывался бы для него сезон? Похоже, все написано в результатах #25.

2017 год запустился как чемпионат мечты Виньялеса — две попытки, две победы. В «Ямахе» такого старта не было ни у Росси, ни у Лоренсо, ни у Лоусона, ни у Агостини. Новичок стал только третьим в ее истории, кто смог такое сотворить — до него это были Кенни Робертс (1980) и Уэйн Рейни (1990). Катарскую гонку и аргентинскую Виньялес взял настолько уверенно, как будто его опыт в MotoGP исчисляется многими годами. Одинаковые мишени были поражены разными способами: в Лосаиле — плохим стартом, выбиранием на лидирующую позицию, и надежным отражением поздних атак Андреа Довицизо; в Рио Ондо — быстрым стартом и уезжанием от соперников, как это было в прошлогоднем триумфальном Сильверстоуне.

Неудивительно, что после таких сценариев гонщик почувствовал себя неуязвимым. Однако, он не смог прервать неприрываемую серию Марка Маркеса в США в силу аварии с переднего колеса. Затем — вторая плохая гонка подряд дома в Испании, на кольце Херес. Стало видно, что М1 — это не всесильный мотоцикл, и горячие гонки обезаруживают заводчан. Маверик едва не повторил остинскую аварию, с трудом удерживался на колесах, пришел шестым, и что обиднее, впереди него оказался Жоанн Зарко на прошлогоднем сателлитном М1 — аппарате, которого не волновал низкий держак.

Тем не менее, испанец был впереди Валентино, и шанс снова побить напарника предоставился ему во Франции. Схватка была настоящая, лицом к лицу: конец 40-минутного заезда, уставшие мышцы и обостренные нервы против большого эксперта по атакам на последних кругах. Маверик с честью сдал этот экзамен — будучи обойденным Росси, он не отпустил его, и воспользовался ошибкой итальянца на финальных минутах, снова выйдя вперед. За три поворота до клетчатого флага шум мотора за спиной стих — Росси допустил вторую ошибку, и теперь фатальную, когда мотоцикл упал и замер на обочине.

Лоренсо и Виньялес

Как мы теперь знаем, это был последний триумф райдера #25 в этой части сезона. В гараже завертелись шестеренки технического плана, связанных с внедрением другого шасси. Маверик был очень хорош и в Италии, где проиграл только Андреа Довициозо. Доктор (в Муджелло выступал с травмой) снова был бит молодым волком — пять раз за шесть попыток. Безусловно, это впечатляет, и все же это не могло продолжаться долго. На следующих остановках в Каталонии и Нидерландах выше был Росси, затем в Германии все закончилось по-прежнему: Маверик выступил лучше и побил напарника в шестой раз за девять гонок.

Чемпионат мечты Виньялеса постепенно превратился в чемпионат нервов. Дело не только в том, что он потерял стартовый импульс и теперь в окружении уймы соперников, тоже имеющих виды на титул — обстановка внутри команды тоже обострилась, так как гонщику стали выставлять рамки высказываний насчет шин и насчет мотоцикла. Например, испанца попросили приглушить тему его падения в Остине и почти-падения в Хересе, которую он увязывал исключительно с передней Michelin, не предупреждающей о близкой низовке.

Еще странным выглядит обсуждение нового шасси, ведь со стороны ездока нормального обсуждения не получается. Известно, что у обоих пилотов есть доступ к двум версиям М1, и что они постоянно сравнивают их на уик-эндах. Первые частные тесты обновления прошли несколько месяцев назад, и до сих пор нет полного понимания, точно ли лучше 2017.2. В общем, тестовая программа в гараже синих продолжается параллельно с гоночной.

Руководство попросило Маверика не конкретизировать работу с рамами, поэтому за стенами Yamaha никто не знает, чем и в какой момент времени пользуется испанец, в том числе в гонках. Есть ли у него возможность взять и отказаться от ненужного ему шасси? Из политически-корректного комментария Виньялеса, что «это должно быть согласованное командное решение», можно сделать вывод, что такой возможности нет. Использование другого шасси — добровольно-принудительное… Так видится со стороны.

В это же время Росси спокойно делился подробностями насчет старого шасси и нового (по слухам, новое шасси на самом деле старше «просто» старого, так как является аналогом версии-2016). Вероятно, команда хотела бы устроить полную тишину в эфире, но поместить в рамки многократного чемпиона MotoGP и делового партнера Yamaha, тренирующего у себя на моторанчо ее молодых гонщиков — не то же самое, что попросить молчать новичка. Поистине, Виньялес, так хорошо начавший год, оказался в чужой тарелке. Лишенный права высказаться по важным вопросам, а также лишенный своего технического преимущества, испанец подошел к летним каникулам без запаса по очкам, а ведь недавно он был серьезным (26 после Гран-При Италии).

После каникул райдер со своей бригадой займется лечением другой головной боли — исправлением электронного баланса М1. В течение последних этапов байк настроили так, чтобы минимизировать пробуксовки путем урезания мощности, однако верный баланс утерялся, и Маверику стало очень не хватать лошадиных сил. Вероятно, цель — снова разозлить М1. Если со стороны шасси нельзя, то электронику никто не запрещал.

#4 | Валентино Росси | 119 очков

КТР АРГ США ИСП ФРА ИТА КАТ НИД ГЕР
Гонка 3 2 2 10 4 8 1 5
Квалификация 10 7 3 7 2 2 13 4 9
В зачете 3 2 3 1 3 3 5 3 4

Маверик повторил прошлогоднего Хорхе, Валентино повторил прошлогоднего себя — у него 119 очков против 111 ранее. Пилот-ветеран снова участвует в чемпионской погоне, и так как до лидера зачета Маркеса всего 10 очков, это его лучший шанс после сорвавшегося 2015-го. Обманчиво впечатление, что Доктор закончил вторую половину сезона на том же уровне, с которого начал. Он догонял издалека, пока Виньялес блистал где-то впереди. Молодому напарнику #46 проиграл шесть раз за девять этапов, и подобного с ним не было после 2013-го — года возвращения к Хорхе Лоренсо в Yamaha, и несмотря на это, между двумя соседями по гаражу лишь пять очков.

Итак, экс-чемпион MotoGP в нагрузку к новому сильному напарнику получил набор проблем, на решение которых потрачена половина сезона. Во-первых, Росси критиковал переднюю шину — на его вкус она была мягковата, и не давала устойчивости на торможении: байк двигало, он не держал траектории, и Росси не решался тормозить так жестко, как привык. Вопрос более-менее решился на Гран-При Италии, потому что там Michelin внедрил вариант пожестче. Во-вторых, он с предсезонки был недоволен шасси 2017.1, и прошло семь гонок, прежде чем ему предоставили 2017.2 (до этого пилоты его только тестировали). На каникулы Росси ушел в хорошем настроении: за ним — первое за 12 месяцев золото, под ним — «его» мотоцикл, перед ним — три пилота почти с такими же очками.

Итальянца в этом году основательно покидало в границах первого десятка. Первые три этапа он провел весьма боевито и завершил на подиуме, хотя ни на одном из них у него было настоящего шанса выиграть. В Катаре и Аргентине Валентино больше занимался не битвой с соперниками, а вытаскиванием себя из трясины — его затягивало в нижние половины протоколов времен. Например, в Аргентине не было ни одной тренировки, где его имя оказывалось бы в десятке быстрейших. Пилот #46 смог забросить свой байк на седьмое стартовое место, и финишировал вторым позади блестящего Виньялеса. Росси выстреливал в гоночный день так, как это он и умеет. Но были и дни, когда из М1 невозможно было выжать больше, чем он мог дать. Прошлогодний триумфатор этапов в Хересе и Барселоне их провалил, и по его словам, сюда мог также добавиться Заксенринг, но новое шасси спасло то воскресенье.

К теме провалов: они в этом году весьма чувствительные для итальянца. Наверное, более чувствительные, чем когда рядом был Лоренсо: все-таки в здоровом состоянии Росси постоянно проигрывал ему только в 2013-м. С другой стороны, это разные ситуации, ведь тогда свежий двухкратный чемпион Хорхе обгонял долго не побеждавшего Доктора в абсолютном большинстве ситуаций, который просто ничего не мог с этим поделать. В 2017-м финишные позиции не могут адекватно отразить всю динамику чемпионата Росси, который одновременно с выступлениями доделывал домашнюю работу межсезонья. На основную часть ушло где-то четыре стартовых этапа, и удивляет факт, что он увез с этих гонок три награды. Вряд ли какой другой гонщик MotoGP смог бы достать до призового трио три раза подряд, проведя весь уик-энд в компании Альваро Баутисты, Джека Миллера или Эктора Барберы.

Росси и Виньялес

Первая попытка Валентино победить в этом году пришлась на Францию и закончилась весьма нелепой низовкой с заднего колеса — как раз в тот момент, когда перед ним ехал Виньялес, и до конца оставалось секунд 15. Росси вышел вперед за три круга до отмашки флагом, однако сбросить другую «Ямаху» не смог. Пара пилотских ошибок сначала привела к тому, что Маверик вернулся вперед, а затем итальянец оказался в гравии с мотоциклом, который не захотел заводиться. И все в месте, откуда был виден последний поворот.

Между Францией и Италией он сильно травмировался на мотокроссовой тренировке, и чуть не снялся с домашней гонки. Она завершилась для него четвертым местом, завоеванным через боль. Выносливости Росси хватило где-то на первые восемь кругов, затем он начал слабеть. Тем примечательнее, что гонщик за три круга до финиша продолжал висеть на колесе у Данило Петруччи — пилота, попавшего на подиум. Далее пошло еще одно выступление, чья невыразительность могла сбить с толку. Восьмая позиция на треке каталонского городка Монмело была плоха и одновременно лучше 10-й Виньялеса. Итак, после трех этапов за спиной у Виньялеса прошли три этапа, где Росси показывал тот же уровень. Да, у него была дорогая ошибка в Ле-Мане и травма накануне Муджелло, но он перестал играть с напарником в догонялки.

#46 одержал в Ассене приятную во многих смыслах победу: она была его первой с Барселоны-2016, он взял на 25 очков больше упавшего напарника, и он разделался с Данило Петруччи, который угрожал земляку последние 10 кругов. Это была первая гонка на желанном новом шасси, и первая с нормальной физической формой после тренировочного инцидента. Как результат — ценные очки для чемпионата. Другое шасси положительно проявило себя дважды в двух последних гонках. Кроме успеха в Нидерландах, Росси был более-менее доволен пятым местом в Германии. Как он отметил, более сбалансированная и легкоуправляемая версия 2017.2 спасла его гонку, иначе был риск произойти второму Хересу или второй Барселоне.

Заводские гонщики Yamaha начали сезон с разных позиций, чтобы придти в одно и то же место. Пожалуй, Росси успел перед каникулами захватить преимущество, которое касается внутрикомандного климата. Свобода его напарника оказалась скована ограничениями касаемо комментариев и навязанным шасси, от которого, наверное, уже поздно избавляться. В углу Доктора больше воздуха, ведь он с минимальными балльными потерями пережил переделку мотоцикла и травму, да и со свободой слова в этой части гаража получше.