Итоги первой половины сезона 2017 года: Pull&Bear Aspar Team
Команда
Сезон разочарований. Имея в составе гонщика уровня Альваро Баутисты, черно-белого Desmosedici #19 логично ожидать на первой сателлитной линии фронта, прямо за позициями заводчан. Баутиста действительно был замечен в окрестностях территории топ-5, но еще чаще его видели лежащим на боку — к счастью, невредимым. Такое происходило и в хороших гонках, и в тех, которые сразу были смазаны плохими квалификациями. Команда приняла и Карела Абрахама, вернувшегося после сезона в мировом Супербайке. У чеха свои проблемы, и все они нам знакомы: во-первых, на треке он намного чаще работает за спиной у других гонщиков, чем в одиночестве, что иногда вызывает их раздражение, и во-вторых, его вновь подтормаживают травмы.
Владелец Aspar Team Хорхе Мартинес третий сезон сотрудничает с итальянской маркой в MotoGP, и скоро начнется четвертый, потому что у сторон заключен договор на 2018-й. Из трех команд-спутниц Ducati доступ к самому свежему Desmo есть только у Pramac Racing, все остальные продолжают на мотоциклах постарше. В будущем году возрастная вилка техники имеет шанс сократиться с трехлетней до двухлетней. Если сейчас на решетках Гран-При выстраиваются и GP15, и GP16, и GP17, то в следующем чемпионате самыми старыми будут годовалые GP17. По крайней мере, такой вариант вероятен, но точных планов у Ducati еще нет. Не следует воспринимать слово «старые» буквально — все-таки здесь не выставка последних новинок. Пилоты, у которых была возможность поездить на последних версиях D16 (например, Андреа Довициозо и Данило Петруччи), отмечали, что байки похожи друг на друга до крайности, с маленькой разницей по диапазону настроек и другим непринципиальным моментам.
Проект в минувшем чемпионате попрощался со всеми пилотами — с Юджином Лаверти, с Йонни Эрнандесом. Карьерные дорожки увели обоих прочь из MotoGP. Текущий состав охраняет особенность разрыва в боевой паре — велика разница в уровне Альваро и Карела. У каждого своя модель мотоцикла — GP16 у первого и GP15 у второго.
#11 | Альваро Баутиста | 44 очка
КТР | АРГ | США | ИСП | ФРА | ИТА | КАТ | НИД | ГЕР | |
Гонка | — | 4 | 15 | — | — | 5 | 7 | — | 6 |
Квалификация | 13 | 10 | 19 | 17 | 14 | 8 | 10 | 7 | 12 |
В зачете | 21 | 9 | 12 | 14 | 16 | 13 | 11 | 12 | 11 |
Альваро никогда не выступал за «Дукати», зато он отлично знаком с командой Мартинеса. В ней он гонял четыре славных сезона в середине нулевых. Ему в руки пришел титул GP125, за которым последовали три достойных года в GP250. Баутиста — из тех гонщиков, которые надолго приживаются в командах, если те сами не вынуждают его уходить (так было при закрытии заводской Suzuki в 2011-м, и в заводской Aprilia). В общем, не нужен магический шар, чтобы быть уверенным — Альваро снова надолго часть Aspar Team, и надолго в семье «Дукати». И дело не только в том, что продление договора на год уже состоялось.
Он — тот, на которого всегда можно положиться, поэтому 31-летний пилот не теряет своей ценности. С одной стороны, она никогда не было запредельной в том плане, что Альваро не выступал за локомотивы вроде заводской «Ямахи» или «Дукати». С другой, на уровне пониже он остается надежным вложением. В той части карьеры, которая относится к старшей кубатуре, он никогда не проигрывал сезон напарнику. Испанец не скрывал, что его звали обратно в Aprilia Gresini — там знают, что он может дать. Вероятно, потенциал обоих итальянских мотоциклов почти одинаковый, если мерить по Альваро. Плюс, заводской проект имеет преимущество в виде повышенной зарплаты и прямого влияния на развитие байка.
Мнение испанца качнулось в сторону варианта поспокойнее — это его домашняя команда, и у нее тоже хороший мотоцикл. Что не менее важно: впервые за много-много лет ездок свободен от труда испытателя. Почти вся его карьера в MotoGP прошла под дополнительной нагрузкой: в «Хонде» он тестировал и использовал подвески с тормозами, которыми больше никто не пользовался, в «Априлии» при его участии за два сезона были созданы два новых мотоцикла. Теперь наступили инженерные каникулы.
В этом году Альваро не блещет, хотя отдельные гонки недурны. Скорее, это сезон спотыканий, причем спотыканий такой частоты, что ездок #19 просто не похож на самого себя! Некоторое время назад — в 2012 и 2013 годах, — Бау входил в число лучших сателлитов MotoGP, который почти без сбоев бился за первую шестерку-семерку. Сейчас он вернулся в борьбу за то же самое, но и осечек намного больше. Его 2017 год напоминает 2014-й — до крайности неудачный сезон, доверху набитый авариями.
Сейчас их уже пять, и первая произошла настолько рано, насколько это возможно — в первой гонке сезона. Имела место типичная для эры «Мишлен» низовка — неожиданная, без предупреждения, что может быть связано с выпаданием из рабочего окна покрышки. В Катаре передняя подвела гонщика, который без спешки шел шестым. На гонке в Хересе получилось наоборот: Баутиста выбирался со дна пелетона и поторопился с обгоном Джека Миллера, которого сбил с колес из-за собственного падения. По ходу заезда на остинской Трассе Америк райдер снова побывал на боку, но вернулся на трек и доехал 15-м. В Ле-Мане испанец поставил личный рекорд 2017-го — он уронил байк, даже не доехав до середины первого круга, когда шел в плотной группе гонщиков. Пятая низовка произошла в Ассене, и вновь сорвался потенциально достойный финиш в районе шестого-седьмого места. Кстати, его напарник Абрахам финишировал как раз седьмым.
Команда и сам Баутиста сильно разочарованы такими ошибками, которые можно назвать невынужденными, ведь они происходили либо из-за спешки, которая ничего особенно не давала (он убрал Миллера в стычке за 11 место), либо в абсолютно штатных условиях, когда падение было неожиданным. Одну-две баранки из-за непредсказуемости шин можно понять — все-таки гонщики вроде Маркеса и Педросы тоже попадают в такие истории, но столкновения с другими и падения через полминуты после старта целиком на совести самого Альваро.
Парадокс: испанцу везет в том, что его GP16 очень надежен, и по воскресеньям не ломается так, как ломаются «Дукати» в команде Pramac, но эта выгода выводится на ноль сходами. По результатам полугодия можно сделать общий вывод: одна ошибка — нормально, две ошибки — многовато, больше двух — просто беда. Реальность такова, что с пятью низовками и четырьмя нулями именно Баутиста является самым неаккуратным пилотом 2017 года. Здесь он обогнал даже неопытного Сэма Лоуса, у которого одна баранка была по технической причине.
Несколько треков все-таки были благосклонны к новичку Ducati. Последней действительно хорошей гонкой Баутисты была Франция-2014, и она же является его последним подиумом в MotoGP. В Аргентине он близко подошел к повторению того достижения, хотя и за счет полного самоустранения Repsol Honda. Баутиста — мягкий гонщик с вяловатыми стартами, который берет свое во второй половине гонки. Ему не хватило трех секунд до подиума — вероятно, их он и потерял, пока выбирался с 10 места.
Этап в Муджелло запомнился долгой стычкой с Марком Маркесом, причем победил в ней как раз черно-белый «Дукати». Трехкратный чемпион MotoGP провел на колесе Баутисты 12 кругов, хотя в тот день он не до конца доверял своему мотоциклу и не усердствовал, понимая, что без риска падения соперника обогнать не получится. Наконец, #19 с хорошим настроением ушел на каникулы после шестого на Заксенринге. Это был очень бодрящий заезд: после вновь слишком мирного первого круга гонщик отыграл целых восемь мест (14 — 6), объехал всех «дукатистов», и прибыл на финиш в паре секунд за ударной двойкой Виньялес-Росси.
Вроде бы хорошие результаты для команды-спутника, но не верховые. Перед Альваро все время оказывается пилот пошустрее, будь то Кэл Крачлоу в Аргентине, Данило Петруччи в Италии или Йонас Фольгер в Германии. Такие почти-успехи ведут к тому, что Баутиста за девять этапов ни разу не был первым сателлитом заезда, хотя у его мотоцикла наверняка есть такой потенциал. Это не новость — даже в лучший период, который минул четыре года назад, он так и не стал частником года.
В сухих условиях и при большой удаче (включая аварии впередиидущих) потолок для #19 лежит в районе четвертого-пятого места. Чтобы постоянно оказываться в таком положении, гонщику очень не хватает качественного горячего круга. Кроме аварий, большая проблема райдера «Дукати» — слабые квалификации с лучшим горячим кругом в области второго десятка. Из таких далей выдвигаться далеко вперед можно при условии, что пилота зовут Марк или Валентино, всем остальным плохая квалификация почти гарантирует блеклую гонку.
В его цифрах нет четких тенденций к явно плохому или хорошему, достойные выступления и провалы равномерно раскиданы по всем девяти этапам. Разве что горячие круги в последнее время стали даваться испанцу чуть легче. Видимо, свою роль играет рост опыта на новом мотоцикле, поэтому на четырех последних Гран-При он четырежды прямиком шел во вторую квалификацию, куда забирают десятку быстрейших с трех свободных практик. На старте сезона у Альваро с этим было явно хуже.
Если возвращаться к теме потенциала, то вряд ли в течение второй части чемпионата #19 вдруг поднимется до подиумов. Его реалистичная цель — стремиться обыгрывать все частные байки до единого, и вот здесь у него начинается старая проблема: на более-менее равных байках всегда найдется тот, кто опередит Баутисту.
#19 | Карел Абрахам | 20 очков
КТР | АРГ | США | ИСП | ФРА | ИТА | КАТ | НИД | ГЕР | |
Гонка | 14 | 10 | — | 15 | — | 16 | 14 | 7 | 17 |
Квалификация | 17 | 2 | 17 | 19 | 9 | 21 | 18 | 18 | 20 |
В зачете | 14 | 15 | 17 | 18 | 19 | 19 | 19 | 19 | 19 |
Годовое приключение в мировом Супербайке прошло у Абрахама скучно. Он не был конкурентен в седле BMW, как и его напарник Джош Брукс, экс-чемпион BSB. Надежды обоих пилотов не сбылись, и они вернулись туда, откуда пришли. Покидая MotoGP и закрывая свою собственную команду AB Motoracing в 2015-м (не нашлось конкурентных байков на новый сезон), старший Карел Абрахам уже прикидывал способы, как вернуться обратно. Правда, в чемпионат вернулся только его сын, без семейной команды. Для младшего эта ситуация новая, потому что в старшем классе Гран-При все свои сезоны он выступал практически за самого себя. Ездоку из Чехии повезло: проект Мартинеса попрощался с обоими своими пилотами, и у #17 появился шанс.
Неясно его положение в новом месте: в отличие от Баутисты, который с межсезонья примеривался к центру первого десятка, Карел свою цель на 2017 год в беседе с изданием Speedweek сформировал очень пространно:
Хочу получать удовольствие на треке. Если водишь с удовольствием, результаты обычно неплохие. Первое место — хороший результат, но при нормальных условиях до него далеко. Можно сказать, 11 место — это хороший результат, но 10-е конечно лучше. Что будет, если и до них далеко? Тогда хорошим результатом будет 15 место. Сейчас я просто хочу быть довольным своими результатами.
Когда во главу угла ставится простое удовольствие от вождения, имеют ли смысл разговоры про успех-неуспех? Но мы все равно оценим его результаты.
Для карьеры любого гонщика тревожно, если он будет последним в зачете, или где-то неподалеку. Сейчас Карел является одним из слабейших персон в пелотоне MotoGP, однако этой карьере пока вряд ли что-то угрожает. Чешский гонщик занял свою узкую нишу где-то рядом с обрывом — он много проигрывает напарнику, но он и не настолько плох, чтобы оказаться на дне зачета. Абрахам занимает 19 строчку из 23 возможных, и при этом существует вне круга потенциальных «жертв», куда входят Скотт Реддинг и Сэм Лоус.
Карел набирал очки на пяти гонках, в Аргентине и Нидерландах проходил в первый десяток. Хорошо это или не очень? Так как райдер задал себе крайне широкий диапазон приемлемых результатов (с 1 места по 15-е), любой финиш в очках можно считать для него приемлемым. В текущем полугодии у пилота Aspar Team случилось два весьма запоминающихся момента — это квалификация на треке Термас де Рио Ондо и полудождевая гонка в Ассене. В Аргентине Абрахам показал один из лучших кругов в жизни, хотя ему помог обладатель поула Маркес, за которого зацепился чех в гонке за вторым стартовым местом. Финиш седьмым в Нидерландах эквивалентен трем другим финишам седьмым, а выше в MotoGP он никогда не был.
Кроме 2016-го, он не пропустил ни одного сезона MotoGP с 2011 года. Все эти годы показывали, что чех, в общем, не из везучих. Почти на каждом из этих сезонов ездок был в той или иной степени травмированным, и пропускал гонки. К примеру, в 2015-м травма ноги вынудила его пропустить аж восемь стартов из 18-и.
К сожалению, плохая карма снова догнала Карела, причем проблема пришла оттуда, откуда он явно не ждал — от напарника. На тренировке американского этапа в Остине Абрахам и Баутиста не поняли друг друга, когда Альваро хотел обогнать медленно катившего чеха, и получилось так, что в повороте последний получил удар в бок. Баутиста удержался и поехал дальше, Абрахам крайне неудачно упал — мотоцикл придавил ногу, что привело к трещине в правой лодыжке. Боли мучали пилота несколько следующих Гран-При, да и результаты не помогали поднимать дух. Более-менее хорошо Карел показал себя только в Ассене. Дождь во второй половине дал ему шанс прилично отыграться за 18 стартовое место. Гонщик дерзко поехал по намоченному асфальту и начал обгонять по сопернику на каждом круге, пока не финишировал на седьмой позиции.
Карел не выделяется ни как гонщик, ни как квалифайер. Чистой скорости ему хватает на то, чтобы закрепиться у границ второй десятки. По гоночным позициям он смотрится чуть сильнее, хотя здесь речь идет о самых маленьких баллах. Кроме того, бросается в глаза сильная разница с напарником со знаком «минус», как и неповторяемость приличных результатов вроде первого ряда в Аргентине. Весьма любопытно, что персона чеха в этом году не фигурировала при обсуждениях межкомандных переходов, хотя у него однолетний контракт и слабые результаты. Команда Мартинеса, вероятно, пользуется определенной спонсорской помощью со стороны старшего Абрахама — предпринимателя и владельца знаменитого Автомотодрома Брно. Если это правда, такой пилот удобен сам по себе.
Дата: 22.07.17
Источник: Все о мире MotoGP