Итоги первой половины сезона 2017 года: Reale Avintia Racing

Команда

Результаты тяготеют больше к плохим — это ясно. От фантастической первой половины 2016 года авторства Эктора Барберы с семью финишами в границах топ-10 остались одни воспоминания. Лорис Баз, наоборот, в нынешнем чемпионате показывает себя чуть лучше, хотя это скорее случай удачи, чем пилотского прогресса. Раньше француза таранили, он был травмирован, с трудом переучивался на Ducati после клиентского прототипа Yamaha… Сейчас этого нет — спасибо и на том.

«Авинтия» получила в распоряжение обновленную технику. Трехлетки Desmo GP14 вернулись на заводскую базу в Болонью, вместо них прислали пару GP15 для Лориса и пару GP16 для Эктора. Мотоциклы-близнецы по-разному отразились на результатах ездоков: Баз так и остался в приграничной зоне у первой десятки, Барбера вдруг рухнул с 5-10 мест до 12-14-х. По этой причине Avintia Racing стоит в командном зачете последним проектом-спутником, хотя за ним находятся целых три заводских команды Suzuki, Aprilia и КТМ. Бороться за скромные очки и все равно обгонять соперников-гигантов? Сегодня стабильный и здоровый чемпионат MotoGP именно таков.

«Дукати» продлила с командой договор на год, и готова в будущем сезоне предоставить два годовалых мотоцикла GP17. Теперь фабрика ждет, когда та выберет своих пилотов. Ни один из них не продлен, потому как ни Барбера, ни Баз не добились целей, установленных перед сезоном. Оба очень далеки от персональных планок: Барбера хотел в этом году бороться за то же самое, что в 2016-м, то есть за первую пятерку или что-то похожее; Баз нацеливался быть в десятке в большинстве гонок. Тут не повезло ни тому, ни другому.

Теоретически вероятно любое развитие событий. Связку могут оставить прежней, обновить одним гонщиком или двумя. У «Авинтии» есть маленький список из трех-четырех имен, не считая текущих, включая Эстеве Рабата из Marc VDS и неназваного пилота из Moto2. Пожалуй, ни один из этих вариантов не является действительно вкусным, тем более сам Рабат занимает в зачете более низкое положение, нежели Лорис, и его 17 место соседствует с 18-м Эктора. Нужно ли с кем-то меняться почти одинаковыми ездоками? Если обоих оставят, это будет самый логичный ход.

#15 | Лорис Баз | 31 очко

КТР АРГ США ИСП ФРА ИТА КАТ НИД ГЕР
Гонка 12 11 13 9 18 12 8 19
Квалификация 14 9 14 20 12 17 16 14 14
В зачете 12 14 16 15 13 15 14 14 15

Лориса мы знаем как райдера, который готов в дождевую погоду вытащить кролика из шляпы, не считая пары других фокусов. Именно мокрыми были его четвертое в Мизано-2015, четвертое в Брно-2016 и пятое в Сепанге-2016. Не сильно удивляет, что лучший результат этого полугодия — восьмой в Ассене, — тоже связан с дождем.

Несмотря на то, что сезон для француза идет намного спокойнее предыдущего, без фейерверков от аварий, с формой у него остаются проблемы. С самого первого этапа пилота #76 преследует карпальный синдром правого предплечья, при котором мышцы руки слишком сильно разбухают и ухудшают приток свежей крови.

Проблема напрямую зависит от нагрузок, которыми характерна трасса: если она более поворотная и менее тормозная, Базу полегче, но если на ней есть долгие торможения с высоких скоростей, заезд приходится ехать через не могу. Самыми тяжелыми испытаниями становились здоровенные главные прямики колец Лосаил, Муджелло и Барселона-Каталунья, где нужно замедляться с 340 км/ч или даже больше. Лорис дотянул до летней паузы, чтобы пойти на операцию. Теперь его задача — восстановить силу в правой руке, которую нельзя было нагружать какое-то время.

В Катаре француз проехал довольно неинтересную гонку, если не считать стычки с Хорхе Лоренсо, проводившего первый этап за «Дукати». Правая рука начала неметь через пару кругов, тогда как спор за 11 позицию пришелся на другой конец гонки. Без возможности нормально открывать газ и сильно тормозить Баз уступил Лоренсо и проехал под флагом 12-м.

Интересно, что оба «дукатиста» в Аргентине встретились снова, только встреча прошла в рамках инцидента и могла закончиться очень плохо. В первом повороте гонки перед ним Хорхе слетел с мотоцикла после въезда в байк Андреа Ианноне. Баз прикрыл ручку газа, вывернул на траву, чтобы не наехать, и к следующему повороту подошел последним. Удалось подняться до 11 места.

Лорис Баз

Последний более-менее интересный на данный момент эпизод пришелся на Гран-При Нидерландов. Дождь в ассенской гонке некоторым гонщикам — например, Жоанну Зарко и Хорхе Лоренсо, — испортил весь заезд, но Лорис был в числе тех, кто на этом заработал. Когда трек намок и скорости упали, нагрузка на руки уменьшилась, и француз смог частично избавиться от боли в предплечье, которое опять болело почти со старта. Он поучаствовал в интересной битве с Андреа Ианноне, которого одолел на последнем круге в предпоследнем повороте Рамсхок. Однако, когда Баз выпрямил мотоцикл на торможении перед последней эской, справа его объехал Карел Абрахам на таком же Desmo GP15. Чех тоже обогатился на дожде, и выцепил у Лориса его седьмое место.

Нельзя сказать, чтобы #76 сливался со своим байком в единое целое. В отличие от напарника, Баз более-менее ровно перенес транзит между техникой двух поколений, и все же есть пара препятствий. Первое относится к работе с передней шиной: как и ряд других «дукатистов», француз не очень ей доверяет, так что ему трудно подходить к пределу касаемо торможений и поворотной скорости, когда нет ощущения безопасности.

Второе — расход резины, — может быть связано с его весом в районе 80 кг. Здесь просматривается параллель со Скоттом Реддингом, у которого похожие габариты. У них бывают гонки, в которых резина заканчивается почти одномоментно, после чего остается только аккуратно доехать до финиша и ни с кем не бороться. Дабы минимизировать разгонные потери, тяжеловесы начинают позже тормозить, чем добивают и переднюю покрышку. Хуже всего с этим у Лориса получилось на германском этапе с 19 местом и минутным проигрышем. Кстати, как раз за ним финишировал и Реддинг. Два тяжелых «дукатиста» покинули Германию с парой баранок.

Положение у пилота в «Авинтии» довольно необычное. Сезоном ранее его вроде бы готовились заменить Штефаном Брадлем, который все же отказался, а сейчас с его местом может быть связана персона Тито Рабата. Кроме ассенской гонки, Баз ни разу не попал в намеченную мишень (топ-10), что не вызывает одобрения у руководства. При этом француз набрал больше очков и чем напарник, и чем Рабат — потенциальная замена. Наверное, ему будет очень трудно подняться выше тех результатов, которые идут сейчас, но и менять пилота не на кого.

#18 | Эктор Барбера | 21 очко

КТР АРГ США ИСП ФРА ИТА КАТ НИД ГЕР
Гонка 13 13 14 12 14 9 16 ДСК
Квалификация 20 21 15 21 20 14 6 20 18
В зачете 13 17 19 16 18 18 16 18 18

Эктор спел славную прощальную песню Ducati GP14 — первому D16 главного конструктора Луиджи Даллинья, которому в 2016-м исполнилось добрых три сезона. Половину тех гонок Эктор завершил в зоне глав-10. Кроме того, пока не было травмированного Андреа Ианноне, пилот имел возможность опробовать последний заводской GP16, и вышло так, что с тех этапов в Австралии и Японии Эктор уехал не солоно хлебавши. Он промучился с освоением этого мотоцикла, не заработал и балла, и с удовольствием вернулся на свой старый GP14.

Да, иногда новое не значит лучше. Или испанцу тогда просто не хватило времени переключиться? На самом деле, то была репетиция его очень слабого 2017 года. Момент действительно изумляет: в новом поколении прототипа марка вроде бы сфокусировалась на продлении шинной жизни, облегчении пилотажа и поднятии поворотной скорости. Эти изменения подрубили результаты давнего ездока Ducati, который досконально знал мотоциклы предыдущих поколений (#8 даже застал эру яростных 800-кубовых Desmosedici).

Как и Хорхе Лоренсо, Барбера обнаружил, что за рулем теперь надо делать все наоборот. С дебюта в MotoGP он пользовался стилем поворотов — мягкое торможение, быстрый поворот, хороший выход. Теперь оказалось, это практически невозможно. Когда в Ассене полил дождь, Лоренсо и Барбера сильно замедлились. Для быстрый езды под дождем нужны хорошо прогретые шины. Для прогрева шин нужно агрессивно тормозить. Для агрессивного торможения нужно доверять байку, но такого доверия у Эктора не было, и здесь корень его проблем. Обоим испанцам не хватает радикальности, поэтому и тот, и другой сильно теряют, когда резина выпадает из температурного окна.

После предыдущего «Дукати» Барбера почувствовал, что ему сильно не хватает связи с передним колесом. Намного чаще его стало преследовать ощущение, что в повороте или на тяжелом торможении мотоцикл вот-вот завалится на бок. Как и Лоренсо, ему тоже пришлось по несколько раз менять эргономику и развесовку — под пересмотр попали и седло, и подножки, и распределение массы, которое изменили в пользу передка. Было проделано море работы по настраиванию, однако Эктор быстро дошел до неприятного факта: нет ни одного решения, которое может вернуть ему прежние ощущения, и с этапа в США его бригада перестала трясти мотоцикл. Гонщик стал работать над собой.

Эктор Барбера

Наиболее интересный результат в этой части сезона — этап в Каталонии. После серии ужасающе плохих квалификаций испанец на домашнем кольце показал отличное шестое время, и в гонке его ждал еще бонус — на последнем круге он смог «съесть» тогдашнего лидера MotoGP Маверика Виньялеса и забрать девятую позицию. Вообще, каталонский этап стал для Эктора моментом, когда вещи более-менее встали на правильный путь. Постепенно он набрал ту физическую форму, которая должна была быть в начале сезона, и понемногу подстроился под байк. С другой стороны, как и у Хорхе, в этом месте прогресс встал — он не пошел дальше из-за двух следующих этапов в Нидерландах и Германии, где сухие тренировочные часы шли вперемешку с мокрыми (хотя #8 был быстрейшим пилотом в дождевой практике №2 на Заксенринге).

В Ассене не сыграли ставки пилотов, которые решили поехать на замену байков посли начала дождя. Ни Лоренсо, ни Зарко, ни Барбера ничего хорошего от этого не получили. Еще хуже дела прошли в Германии: Барбера не отбыл штраф за фальстарт, и гоночная Дирекция через три круга показала черный флаг. Как потом объяснял Эктор, он не обратил внимание ни на пит-борд, который показывали ему с сообщением сделать проезд по пит-лейну, ни на сигнал на приборке, потому что все это время он боролся с группой других пилотов. Эктор умудрился получить две одинаковые дисквалификации менее чем за 12 месяцев, так как в прошлом сезоне на старте в Австрии он тоже сдвинулся чуть раньше времени. Примечательно: тогда причиной игнорирования штрафного проезда стала та же невнимательность. Эктор крайне редко смотрит, что говорит ему команда, либо смотрит, но не в те моменты.

Его текущий сезон приличен только тем, что почти на каждой гонке набираются очки. В остальном это серия слабых финишей в зоне 12 — 16 мест, с одним и те же ядром проблем — Эктор не может водить GP16 так, как это делает Альваро Баутиста из соседской Aspar Team, и кроме того, по зачетным баллам он проигрывает напарнику, что в прошлом году было невозможно представить. Спутниковые команды постоянно борятся за возможность получить как можно более новый мотоцикл, однако Барбера, вероятно, предпочел бы оставить у себя GP14. Но подобных комментариев мы от него не слышали, да и у нового «Десмо» все равно выше потенциал. Не нужно забывать и о том, что физическая подготовка межсезонья почти обнулилась тренировочной травмой ключицы за 20 дней до старта чемпионата. Пилот пропустил тесты в Катаре, и когда появился в гараже на первом Гран-При, у него не было никакой настроечной базы конкретно под Лосаил.

Из-за одного бесполезного сезона ездок из Испании, конечно, не потеряет место, но сейчас это почти худший пилот марки (меньше баллов только у Абрахама). Если подобные дела продолжатся в 2018-м, 31-летний Эктор может оказаться на рынке пилотов с нерадужными перспективами. Ducati — единственный мотоцикл верхнего уровня, который ему знаком, ибо другой его аппарат 2013 — 2014 годов представлял собой «кавасачий» полупрототип CRT. Таким образом, у Барберы за семь лет в этом классе не было возможности проверить себя на альтернативном мотоцикле, и потенциальные работодатели не могут оценить его приспосабливаемость.