Инженер Brembo про технику заднего тормоза в MotoGP
Лоренцо Бортолоццо, работающий инженером в компании Brembo, занимается развитием тормозных систем прототипов MotoGP на основе сбора отзывов от пилотов. У каждого из них есть собственные предпочтения по настройке передней и задней систем, включая технику их использования. Для хорошего времени круга ездоки пользуются и передним, и задним тормозным дисками, причем задним даже чаще — такой подход действенен на разгонах, минимизируя подъем переднего колеса, который мешает быстро разгоняться.
Для удобства некоторые пилоты пользуются двойной задней системой, когда ножная педаль дублируется на руле маленьким рычажком под большой палец рядом с левой ручкой. При заходе в правые повороты может быть проблематично изменять положение корпуса в седле и одновременно держать ногу на педали, так что в этой ситуации правая нога передает свою работу левой руке. Бортолоццо поговорил с порталом crash.net на эту тему.
Замена Bridgestone на Michelin привела к изменению заднего тормоза Brembo или технологии, которая у вас для него используется?
Заднего тормоза — нет, потому что у задней шины «Мишлен» хорошая динамика, но сейчас многие гонщики пользуются ручным мастер-цилиндром, чтобы в правых поворотах тормозить пальцем, а не педалью. Сейчас гонщики много пользуются задним тормозом во время разгона, а не только во время торможения. Может, Кейси Стоунер — он часто использовал задний тормоз на разгоне, — был первым, кто не пользовался пальцем.
Думаю, сейчас все райдеры должны пользоваться задним тормозом на разгоне. Мы разработали особый рычаг тормоза с целью обеспечить райдеров возможностью использовать ручной тормоз в правых поворотах. Сейчас райдеры много пользуются задним тормозом. У наших задних мастер-цилиндров, задних суппортов и ручных мастер-цилиндров разные характеристики, потому что мы стараемся удовлетворить запросы всех 23 ездоков. Наша мечта — стандартизировать тормозную систему, но это невозможно!
То есть у Кейси вы впервые увидели использование этого метода. Наверное, его талант был ясен по данным, которые вы смотрели?
Ага, но думаю, Кейси был невероятен, он полностью отличался от всех остальных ездоков. Сейчас он тест-пилот Ducati. Например, я знаю, что когда в Сепанге один из ребят Ducati попросил техников проверить данные по телеметрии Стоунера, техник сказал: «Нет, для тебя это невозможно».
Невозможно в каком плане?
Невозможно, потому что Кейси особенный. У него необычное использование дросселя и использование тормоза, как он пользовался байком. Кейси был единственным, кто побеждал на байке Ducati. Он был первым, а второй был в конце. Может, в этом была проблема Ducati — он особенный.
Вы упомянули пользование Кейси задним тормозом. Способ, который он использовал для переднего тормоза, был таким же особенным?
Не-не-не, для переднего тормоза — нет, для заднего тормоза — да. Кейси много пользовался задним тормозом, но очень вежливо. Например, раньше Ники Хэйден в «Дукати» пользовался задним тормозом, особенно во время торможения. По этой причине температуры были очень-очень высокими. Мы сделали специальные суппорт и диск, чтобы гарантировать безопасность задней тормозной системе. Кейси на разгоне использовал задний тормоз очень плавно, по этой причине задняя тормозная система у Кейси была стандартной.
В прошлом году был слух, что Кэл Крачлоу в Ассене использовал задний тормоз на 70% круга, чтобы стараться ограничить вили.
Ага… Может, с другим усилием. Если мы сравним время торможения со временем разона, усилия разные, но это верно. По мне так это невероятно! Но я — уличный ездок, а не ездок MotoGP, и я старый! Думаю, ездоки MotoGP абсолютно сумасшедшие, но очень умные. Если в MotoGP что-то меняют, ездоку нужен всего один тест, чтобы подстроить стиль езды или стиль торможения под изменение. Они очень умные.
Такое сильное использование заднего тормоза — общепринятая вещь?
Я думаю, сейчас это обязательно. Если вы хотите хорошо выполнять работу, вам придется много пользоваться задним тормозом. Повторю: не только во время торможения, но еще и во время разгона.
Это из-за перехода на стандартный ЭБУ? Антивильная система сейчас менее эффективна, чем та, которой главные заводы пользовались в 2015-м и раньше?
Нет, потому что раньше многие ездоки тоже пользовались задним тормозом. Думаю, сейчас у байков очень высокая мощность. С целью удержания траектории на выходе из поворота пользование задним тормозом — это обязанность.
Ребята из Honda пользуют его чаще остальных?
Нет. Я думаю, сейчас все ездоки пользуются задним тормозом на одинаковом уровне.
Дата: 09.08.17
Источник: Все о мире MotoGP