Куцари предлагает изменить денежную систему Moto2 и Moto3
Шеф и владелец итало-швейцарской Forward Racing Джованни Куцари трудится над своим мотогоночным проектом с 2009 года. История его команды началась с Hayate Racing, с остатков заводской команды Kawasaki MotoGP и пилота Марко Меландри, и прошла через стадию перехода в серию Moto2 (2010), расширения до двух классов и возвращения в MotoGP (2012), и второго по счету лифта на одиночный этаж Moto2 (2016) из-за потери титульного спонсора посреди чемпионата.
В августе на Гран-При Великобритании Куцари высказал идею о копировании финансовой модели старшего класса Гран-При 2017 — 2021 годов, которая основывается на солидных выплатах командам от продажи прав на вещание гонок платным ТВ-каналам. Организатор Dorna Sports заключил такое соглашение только с участниками MotoGP, остальных классов оно не коснулось.
Владелец Forward Racing предлагает повысить выплаты всем участникам, ссылаясь на командные затраты Moto2. Программа 2017 — 2021 годов, как рассказывал Куцари, облегчила жизнь MotoGP за счет усложнения жизни Moto2 в плане спонсорства. Теперь спонсировать среднекубатурную команду стоит почти тех же денег, что и спонсорство команды MotoGP, к которому приковано намного больше внимания и интереса. Портал crash.net законспектировал слова Куцари.
Бюджет Moto2
На пару пилотов нужно зарезервировать 200 тысяч евро — это не только зарплатная часть, но и бонусы за определенные результаты, оговоренные соглашениями. Цифры не обязательно должны равняться, Куцари указывает вилку в 80 — 100 тысяч для ездока №1 и 20 — 30 тысяч для ездока №2:
Наша философия в том, что в Мото2 мы пытаемся создавать чемпионов, а не просто брать райдеров при деньгах. Я здесь не ради попыток заниматься бизнесом, потому что очень хорошо знаю, что гонки — это не бизнес. Моя мишень — стараться не терять деньги.
В общем, если у нас один сильный ездок — скажем , около 80 — 100 тысяч, — а второй ездок молодой, можно сказать, нужно хотя бы 20 — 30 тысяч просто на выживание, плюс бонусы. Значит, около 200 тысяч на двух ездоков.
Мотоциклы обойдутся в 550 тысяч — это три-четыре аппарата и бюджет на ремонт при авариях:
Нужно три-четыре Kalex, потому что у вас по байку на каждого райдера, один запасной, плюс запчасти. Это 400 000. Потом ущерб от аварий. Могу вам сказать, что к сожалению, это около 150 000.
Персонал гоночной команды — дюжина человек, не считая тех, кто работает у Forward Racing в швейцарском офисе. Логистика по этой части (перелеты, переезды, гостиницы, питание) — плюс полмиллиона евро:
Сейчас нам нужны шеф-механики, механики… Здесь у нас 12 работников, плюс офисный персонал. Мы тратим где-то 35 000 на человека. 15 человек… Давайте назовем 500 000.
Прочие статьи расходов включают в себя: мобильная гостиная (хоспиталити) — 250 000, конструкции и оборудование для боксов — 50 000, топливо грузовика — 60 000, офис — 50 000, штаб команды — 40 000, и прочее:
Так вам скажу: когда вы плюсуете-плюсуете-плюсуете, подбираетесь к общей цифре около 2 600 000. «Дорна» дает нам 150 000 — 180 000 на сезон. 2 600 000 минус 150 000 от «Дорны», получается цифра 2 450 000.
Если команда платит зарплату гонщикам вместо того, чтобы отдать места кандидатам с мощными спонсорами, без титульного спонсора никак не прожить. Он может внести от 1 до 1,2 миллиона евро:
Но за ту же стоимость сейчас можно позволить себе быть титульным спонсором в MotoGP. Давайте объясню…
Бюджет MotoGP
Для команды-спутника нужно быть в состоянии раздобыть 7,5 миллионов евро, хотя основную часть этой суммы искать не нужно — она идет от организатора:
Я очень хорошо знаю, потому что был в MotoGP. Бюджет MotoGP — это около 7,5 миллионов.
По коммерческому соглашению с командами Dorna выплачивает совершенно другие деньги, нежели в Moto2. Если у команды два пилота, она получает очень солидную подпитку:
«Дорна» платит 2 500 000 за райдера. 7 500 000 минус 5 000 000 от «Дорны» дает волшебное число 2 500 000. Почти как команда Мото2.
Бонус в 2,5 миллиона за каждого ездока стал возможен благодаря финансовой модели платного ТВ, то есть каналов с эксклюзивными правами на трансляции MotoGP, которые можно смотреть, купив подписку. Это каналы вроде итальянского Sky TV, испанского Movistar TV и британского BT Sport:
В Италии у нас есть Sky, у которого более-менее миллион зрителей за гонку, но с открытым [бесплатным] ТВ у нас было по пять миллионов за гонку. Для спонсоров это большая разница, но я согласен, почему мы выбрали пойти в направлении платного ТВ: они очень профессиональные, и то, что они предлагают зрителю — это невероятно, и к тому же повышает доход чемпионата.
С одной стороны, команды MotoGP обезопасили крепкими суммами. С другой, это усложнило жизнь командам Moto2 — в отличие от старшей кубатуры, в средней при переговорах со спонсорами особенно некуда ронять минимальные планки. Тем временем в MotoGP с крупных спонсоров просят почти то же самое:
Здесь у команд «национальный спорт» — это не пытаться искать новые компании, но пытаться забирать спонсоров у других команд! Так легче. Они думают: «Сейчас эта компания платит 1,3 миллиона, так что если я предложу 1 миллион…».
Я близок к продлению своих спонсоров, но за меньшие цифры. Не только из-за платного ТВ, но из-за того, что сейчас некоторые команды MotoGP могут позволить запрашивать меньше денег, чем раньше. Если вы — титульный спонсор, который может потратить 1 миллион, что вы выберете: MotoGP или Moto2? Само собой, MotoGP.
Куцари предлагает усилить помощь командам младших кубатур, но не всем, а по гибкой системе с учетом текущих доходов, результатов настоящего и прошлого, и подобного. Таким образом, провести границу между крупными проектами, работающими в двух кубатурах (например, Sky Racing VR46 или Ajo Motorsport), и проектами поменьше, у которых одна команда:
Если вы думаете, что наш суммарный бюджет Мото2 — это 2 600 000, то моя личная точка зрения в том, что если деньги «Дорны» увеличить, скажем, до 500 000 за ездока, то разница между MotoGP и Moto2 все равно бы осталась большой, но вам пришлось бы найти для Moto2 всего 1 600 000. Еще при этом было бы меньше ездоков, которые платят за место.
Некоторые частные команды MotoGP, которые получают от «Дорны» 5 000 000, соревнуются еще в Мото2 или Мото3, так что им, вероятно, лишние деньги не понадобятся, но команд вроде Pons, Forward, Kiefer, Dynavolt и прочих нет в MotoGP. Например, у Sky еще есть их собственная ТВ-станция, то есть у них большая заметность. Другие команды выбирают райдеров-плательщиков… Я не думаю, что слишком трудно определять.
Я разговаривал с Сито Понсом, и у нас есть нужный способ для хорошего выполнения работы. Возможна граница цены на пакет байка, как в MotoGP. Скажем, 200 000 для Мото2. Сейчас на Kalex можно потратить более полумиллиона.
Еще предлагается перенести на младшие классы среднесрочное распределение стартовых мест. То самое соглашение между организатором и командами MotoGP гарантирует места и стабильные выплаты в 2017 — 2021 годах. Уровнем ниже иначе: ячейки продлевают каждый год ассоциацией команд IRTA, поэтому тяжело что-то планировать далее сезона-другого:
Другая ценность MotoGP — это будущие места на решетке, которые ограничены только текущими командами вплоть до 2021-го. В данный момент в Мото2 мы не знаем, включены ли мы в список следующего года. Так год за годом. Здесь [в Сильверстоуне] заседает выборный Комитет. Придется скрестить пальцы. Многое зависит от ездоков, которых вы хотите подписать, но если бы у меня была трехлетняя сделка с чемпионатом, это значит, что если даже вы тратите 500 000 евро на новый грузовик, к примеру, вы знаете, что эти 500 000 можно разделить на три года.
С работниками то же самое — на данный момент получается только год за годом, но если бы можно было с каждым заключить трехлетнее соглашение, это бы означало, что при потере ездока, к примеру, вы не потеряете шеф-механика. В Мото2 и Мото3 очень-очень близко, нужно, чтобы все было почти идеально. Мелкие детали и человеческий ресурс дают большую разницу. Если есть хорошие люди, можно хорошо работать. Когда теряешь ездока, цель — не потерять и персонал тоже. Тогда можно перестроиться под другого ездока.
Давайте скажу начистоту: я по максимуму уважаю мистера Эспелету и мистера Поншараля, в этом чемпионате они эксперты. Сейчас MotoGP невероятен! Для владельцев команд — тоже. В общем, я смотрю так: «Дорна» и IRTA фантастически работают с MotoGP, это действует! У нас есть доказательство, что верно все, что они делают. Сейчас мы знаем: это — верный путь, и поэтому наш следующий шаг — скопировать эту систему в Мото2 и Мото3. С числами поменьше, само собой. Надо помнить, что многие чемпионы MotoGP пришли из Moto3 и Moto2, так что MotoGP нуждается в Moto2. Если быть точным, MotoGP нужны серьезные команды Moto2, которые вкладывают в чемпионов будущего.
Не хочу звучать полемично. Я был в этом паддоке с 2009-го со своей собственной командой, и 22 года занимался этой работой. Это моя личная точка зрения, с числами, которые вы видите.
Реакция другой стороны
Президент IRTA Эрве Поншараль — еще один человек мира Гран-При, хорошо знающий финансовую ситуацию изнутри. В этом ему помогает факт владения командой Tech 3, выступающий в среднем и старшем классе чемпионата. Точку зрения Куцари француз в целом не поддерживает, так как считает, что сейчас для повышения выплат нет ресурсов.
Доходы чемпионата и команд просчитаны по 2021 год включительно, и пока этот срок не закончится, финансовые потоки по-новой пересматривать не станут. Значит, неоткуда ждать новых вливаний, которые пригодились бы в Moto2 и Moto3.
Кроме того, есть два фактора, из-за которых повышение благополучия младших команд не является приоритетной задачей. Во-первых, их поддержка тоже увеличилась — как и в MotoGP, например, организатор берет на себя транспортные расходы команд, — и во-вторых, заявок на участие в этих кубатурах всегда в избытке, и не только от нынешних участников, но и от посторонних. Таким образом, если у команды денежные трудности и ей тяжело продолжать, чемпионатная ячейка в Мото2/Мото3 пустовать не будет.
Президент Dorna Sports Кармело Эспелета также знаком с точкой зрения Куцари, и в отличие от Поншараля, он прокомментировал ее в более жестком тоне. Эспелета и его команда занимаются организационным процессом MotoGP с 1992 года, и за это время ими проделана значительная работа по финансовой части.
Команды Гран-При имеют возможность перекладывать часто расходов на Dorna — в Мото2 и Мото3 это деньги на логистику, а в MotoGP к ним добавляются бонусы частным командам на аренду заводских мотоциклов. Как считает Эспелета, система уже хороша, и если кто-то хочет еще больше, это скорее звучит как критика, а не пожелание:
Ясно. Если недовольны, они могут уходить, потому что есть толпа людей, ждущих своего места. Я не приемлю от Куцари или кого-то заявлений о том, о сём, со словами «я не доволен». Тут очень просто: уходите, дверь открыта.
Мы думаем, как всем поднять выгоду. Одна из вещей, которую просит Куцари — стать в Мото2 каким-то особенным. Честно, не знаю, с чего ему быть особенным; ни результаты, ни что-то подобное не делают его особенным. Потом он заявляет, что из-за помощи, которую мы оказываем командам MotoGP, им [в Мото2] трудно связываться со спонсорами уровня, который им нужен… У MotoGP есть Валентино, он — актив всех чемпионатов.
Если вы сравните это с автомобилями, можете представить ситуацию в Формуле-1 по сравнению с другими автокатегориями. Их нет в том паддоке, у них нет телевидения — платного или бесплатного, у них нет финансовой помощи. У нас такие вещи есть.
Мы думаем о создании в будущем командного чемпионата в Мото2 и Мото3, что поможет им говорить: «Я — чемпион мира». И может, так легче получаеть спонсоров, или еще что-то. Мото2 и Мото3 очень хорошо работают. Мы думаем, появление Triumph будет очень хорошо для Мото2. Фактически, ситуация такая, что мы отвечаем «нет» на многие просьбы стать частью Мото3 и Мото2.
Причина, по которой мы увеличили платежи независимым командам MotoGP, в том, что мы получили эти деньги от ТВ. Когда у нас было бесплатное ТВ, у них в Мото2 и Мото3 было не больше спонсоров [чем сейчас]. Плохая вещь для каждого: у меня очень хорошая память! Может, со временем я начну терять память, но сегодня — потому что это было пять лет назад, — я помню, какой была ситуация.
Мне всё очень ясно: они заявляют нелепые вещи. Они говорят: «Kalex очень дорог». Так не пользуйтесь Kalex! Пользуйтесь Tech 3, который не так далеко и делает топ-10. Мы очень открыты, мы предлагаем, что можем предложить. Если они довольны, они довольны. Если нет, у нас люди ждут…
Дата: 05.10.17
Источник: Все о мире MotoGP