Сводки с полей: что тестировали в Катаре

Под катарским солнцем и светом 3 000 ламп трека Losail International Circuit 1 — 3 марта прошли третьи предсезонные тесты MotoGP 2018 из трех. Кому-то девяти дней было достаточно, другие предпочли бы поработать еще, но тестироваться можно до бесконечности. Процесс утомительный, так что двухнедельная пауза между финальными тестами и гонкой не повредит.

Как и гоночный уик-энд, испытания на Лосаиле проходят днем и вечером. Температуры не такие экстремальные, как на Бурираме и Сепанге, зато встречается иная крайность — вечернее похолодание, рост влажности, выпадение росы. Износ провоцируется песком, который усиливает абразивность покрытия. По мере роста общего наката трасса прорезинивается и очищается.

Число типов шин сократилось с четырех до трех. Michelin привез передние soft, medium и hard (первые две — 2017 года, последняя — одна из двух новинок 2018-го), и задние типа soft, medium и hard (первая — новая, остальные — 2017-го). Так как задним на Лосаиле полегче, не было супертвердых составов, как в Таиланде и Малайзии.

Последний час тестов был отведен на поливку для проверки возможности дождевого Гран-При. На этот случай имелись покрышки Power Rain в виде soft и medium. Пилоты в целом позитивно оценили репетицию, но не все: Валентино Росси, Марк Маркес, Жоанн Зарко и Джек Миллер высказались за, тогда как Хорхе Лоренсо, Кэл Крачлоу, Андреа Довициозо и Данило Петруччи в сомнениях, потому что в местах со стоячей водой не видно ничего, кроме брызг — это вдобавок к опасному аквапланированию. Вопрос определенно требует очередного круга дискуссий.

 

Yamaha

Movistar Yamaha MotoGP, Monster Yamaha Tech 3

Для команды MotoGP нет ничего хуже шага назад. Для Yamaha межсезонье выдалось противоречивым. Ни о какой стабильности речи быть не может. В один день Росси и Виньялес могли занимать лидирующие позиции, а на следующий — конец первой десятки. Пилоты несколько раз заявляли, что не могут найти правильный подход к электронике, что сказывается на износе резины.

Судя по серии кругов Росси, мотоцикл YZR-M1 способен быть быстрым, но, как сказал сам «Доктор», неизвестно, что случится на последних десяти кругах. Есть вероятность, что вновь могут возникнуть проблемы с износом и тогда о борьбе за подиум можно забыть.

Виньялес несколько раз отмечал, что не способен выложиться на все 100% и рассчитывать  на борьбу за высокие позиции, пока его мотоцикл в такой форме. После таких интервью кажется, что прошлогодние 7 подиумов и 3 победы — не такой уж и плохой результат.

Лучшие круги, положение в протоколе и общее количество

Пилот День 1 День 2 День 3 Кругов
Жоанн Зарко 1:55.186 (+0.133), 4/24 1:54.874 (+0.288), 4/24 1:54.029 (лидер) 154
Валентино Росси 1:55.432 (+0.379), 7/24 1:55.316 (+0.730), 11/24 1:54.276 (+0.247), 2/24 148
Маверик Виньялес 1:55.053 (лидер) 1:55.051 (+0.465), 7/24 1:54.471 (+0.442), 5/24 156
Хафиз Шарин 1:56.731 (+1.678), 22/24 1:56.263 (+1.677), 21/24 1:55.273 (+1.244), 15/24 148

Если ориентироваться на комментарии гонщиков, у сателлитной команды Monster Yamaha Tech 3 диаметрально противоположное настроение после тестов в Катаре. Жоанн Зарко возглавил итоговый протокол, а его напарник Хафиз Шарин после всего вторых тестов на YZR-M1 уверенно расположился в середине протокола и стал вторым среди новичков MotoGP. Сателлитные пилоты выступают на М1 2016 года с двумя разными аэродинамическими пакетами. У Зарко вдобавок новый мотор.

Жоанн продолжает изучать стиль Хорхе Лоренсо, прогресс на лицо, но не обошлось без ложки дегтя — темп у Зарко оказался далеко не самым лучшим. Жоанн говорил, что не доволен своей скоростью на длинных сериях кругах, и отметил, что низкий темп, возможно, — следствие накопленной усталости, но звучит скорее как оправдание. Через полторы недели на Гран-При Катара всё встанет на свои места.

Тестировали Порадовало Огорчило
Байк 2018 года, аэродинамический пакет 2018 Маверик
 В последний день тестов удалось добиться прогресса, вернувшись к мотоциклу первого дня (что частично и огорчило) Заднее колесо периодически буксует, покрышка изнашивается, разгон страдает, настройки не подходят под стиль пилотирования, проблемы возникают неожиданно
Валентино
Быстр и на одном круге, и на длинной серии Слишком много подъемов и падений по ходу межсезонья, Yamaha нужно работать с электроникой, неизвестно как обстоят дела со второй половиной гонки относительно соперников
Шасси 2016 года, новый двигатель (Жоанн), аэробтекатель 2017 (Хафиз) и аэрообтекатель 2018 (Жоанн) Жоанн
Чувствует себя на мотоцикле комфортно и расслабленно, может показывать стабильные времена Медленный гоночный темп, усталость
Хафиз
Не ожидал, что может приблизиться к границе 1’55, доволен имитацией гонки и темпом, начал изучать электронику и другие важные моменты Всё еще нужно многому научиться

— Всё о мире MotoGP

Ducati

Ducati Team, Alma Pramac Racing, Angel Nieto Team, Reale Avintia Racing

Андреа Довициозо предсезонки хватило за глаза. Десмо Дови в 2018-м ни разу не возглавил протокол, зато в шести случаях из девяти укладывал лучший круг в топ-5. Гонщик доволен трудами завода: и новым двигателем, и новыми шасси, и аэрообтекателем. Он пока не определил точную конфигурацию мотоцикла для гонки, но уверен, что будет сразу бороться за чемпионат.

Коллега Хорхе Лоренсо был очень хорош в Малайзии, был очень плох в Таиланде, и показал что-то среднее в Катаре. Ducati 2018, который ему казался родным байком, на последних тестах превратился в чужой байк. Два новых шасси Лоренсо не понравились. Он предпочел бы гибрид шасси 2017 и мотора 2018. В гараже Ducati Team больше не было байков 2017, поэтому Спартанец с бригадой пробовал приспособить шасси 2018 под характеристики 2017-го. Не сработало. Поиск оптимальных настроек не окончен. Перед стартом сезона позиции не так сильны, как у соседа.

У Данило Петруччи, как у Довициозо, готовность №1. У гонщика хорошая связь с новым Ducati, ему удалось снизить расход резины на длинных сериях, который в первый день был высоким, и похоже, в гонке Петрукс сможет показать что-то интересное. На второй день он из-за падения чуть не сшиб напарника Джека Миллера, который в первом повороте упал за пять секунд до него. В остальном Петруччи был аккуратен и очень продуктивен.

У Миллера на Лосаиле дела пошли не так бодро, как раньше. Третьи тесты 2018-го стали для австралийца довольно проблематичными. Пока Лоренсо мучился с передним колесом, Миллера донимало заднее: для эффективной передачи мощности на разгонах не хватало держака. Эта проблема больше относилась к квалификационному кругу. Длинные серии райдера Pramac удовлетворили.

Лучшие круги, положение в протоколе и общее количество

 Пилот День 1 День 2 День 3 Кругов
Андреа Довициозо 1:55.104 (+ 0,051), 2/24 1:54.627 (+ 0,041), 2/24  1:54.331 (+ 0,302), 3/24 139
Хорхе Лоренсо 1:55.423 (+ 0,370), 5/24 1:55.562 (+ 0,976), 14/24 1:54.692 (+ 0,663), 9/24  172
Данило Петруччи 1:55.528 (+ 0,475), 8/24 1:55.188 (+ 0,602), 8/24 1:54.659 (+ 0,630), 8/24 133
Джек Миллер 1:55.688 (+ 0,635), 12/24 1:55.236 (+ 0,650), 9/24 1:54.749 (+ 0,720), 10/24 147
Альваро Баутиста 1:55.848 (+ 0,795), 13/24 1:56.104 (+ 1,518), 20/24 1:55.347 (+ 1,318), 17/24 181
Карел Абрахам 1:56.268 (+ 1,215), 18/24 1:55.876 (+ 1,290), 18/24 1:55.300 (+ 1,271), 16/24 141
Тито Рабат 1:56.029 (+ 0,976), 16/24 1:55.875 (+ 1,289), 17/24 1:55.465 (+ 1,436), 18/24 186
Ксавье Симеон 1:57.713 (+ 2,660), 24/24 1:56.795 (+ 2,209), 23/24 1:55.943 (+ 1,914), 22/24 143

Продолжаются танцы Альваро Баутисты вокруг его «одноколесного» Ducati. У мотоцикла такой тонкий баланс между устойчивостью передка и задка, что получаются одни крайности — либо ужасный разгон, либо ужасное торможение, либо всё вместе. В Таиланде Баутиста подобрал приемлемые настройки, но в Катаре он начал заново. Если разгон приемлем, ухудшается прохождение поворотов, для компенсации нужно дольше держать мотоцикл в сильном наклоне.

Времена круга точно отражают ситуацию испанца — предсезонка далась правда тяжело. Похоже, старт сезона будет таким же. Напарник по Angel Nieto Team Карел Абрахам демонстрировал примерно те же результаты. Они находятся в нижней половине протоколов, хотя в данном случае для чеха положителен факт, что он был быстрее испанца во второй и третий дни.

Тито Рабат из Avintia Racing выяснил, что бескрылый Ducati — не тот байк, который ему нужен. Аэрообтекатель 2017 года действительно помогает испанцу, в чем он убедился в аварии второго дня. К этому моменту по плану шла оценка стандартного варианта. У Тито осталось чувство, что в этой работе особого смысла не было.

Вокруг Ксавье Симеона на Лосаиле собрался тренерский мини-штаб. Так как сейчас бельгийцу важнее накат, чем времена, ему нужны дельные советы. С этим гонщику «Авинтии» помогали бывшие гранприйцы Рубен Чаус и Дидье де Радигес. Для новичка класса серьезным препятствием остается потенциал новых покрышек, который он не умеет раскрывать, так что его квалификационные круги одновременно являются гоночными.

Тестировали Порадовало Огорчило
Байк 2018, новая версия шасси, аэрообтекатель 2018 в трех вариациях

 

Андреа
 Времена круга давались легко, двигатель дает преимущество на 5 и 6 передачах, новый обтекатель лучше старого, шасси 2018.1 и 2018.2 одинаково хороши
Хорхе
Убежден: если правильно настроить байк, можно сильно улучшиться Оба шасси 2018 не подходят, шасси 2017/2018 не сочетается с мотором 2018, в прохладную погоду падал зацеп передка — это портило поворотный вход и динамику в целом
Данило
22-круговая симуляция гонки была очень быстрой и безаварийной При похолодании приближается грань падения, крылатый обтекатель слишком занижает скорость на прямой
 Байк 2017, аэрообтекатель 2017 Джек
 Доволен гоночным темпом, работало большинство идей для настроек  Высокий износ передних шин soft и medium, сложности с задним зацепом, из-за чего не получался быстрый круг
 Альваро
 Темп на длинной дистанции Зацеп сильно зависит от состава шин и состояния трека, на изменение настроек почти не реагирует; многие идеи по настройкам не сработали; базовой конфигурации байка не хватает чего-то важного
Тито
  Темп на длинной дистанции Быстрый круг мог быть лучше; две аварии за тесты; без аэрообтекателя становится хуже
Байк 2016 Карел
Симуляция гонки внушает оптимизм, работа по подбору настроек не прошла даром Техническая проблема второго дня, два байка с одинаковыми настройками ведут себя совсем по-разному
Ксавье
 Ритм на длинных сериях, стал сильнее на торможении и поворотном входе  На свежих шинах время почти не улучшается; у байка есть потенциал, который не раскрыт; авария в третий день на горячем круге

— Indian

Honda

Repsol Honda Team, LCR Honda, EG 0,0 Marc VDS

Несмотря на то, что Марк Маркес не стал лучшим ни в Сепанге, ни в Бурираме, ни в Лосаиле, по итогам предсезонья 2018 года лучший все-таки он. Действующий чемпион мира MotoGP демонстрировал стабильный и сильный темп на всех трех треках.

Все знают, что сильнейшая черта Маркеса — сумасшедшая скорость на одном круге, но в Катаре испанец был полностью сконцентрирован на поиске хорошего темпа. Благодаря новому двигателю первая гонка в сезоне должна пройти для Марка немного легче, если сравнивать с прошлым годом, но весь потенциал Маркеса мы увидим лишь в Аргентине, где пилот Honda включит свой «режим атаки».

Вероятно, RC213V версии 2018 года не дотягивает до прототипа 2013-2014 годов, но он по крайней мере лучше мотоциклов последних двух лет. Никаких радикальных изменений в него не вносили. Учитывая, что Маркесу это не мешало выигрывать титулы, страшно представить, насколько тяжело с ним будет бороться в этом году. Впрочем, соперники тоже прибавили.

Лучшие круги, положение в протоколе и общее количество

Пилот День 1 День 2 День 3 Кругов
Кэл Крачлоу 1:55.536 (+0.483), 9/24 1:54.992 (+0.406), 6/24 1:54.457 (+0.428), 4/24 153
Марк Маркес 1:55.545 (+0.492), 10/24 1:54.753 (+0.167), 3/24 1:54.591 (+0.562), 6/24 181
Дани Педроса 1:55.555 (+0.502), 11/24 1:55.282 (+0.696), 10/24 1:54.774 (+0.745), 11/24 116
Франко Морбиделли 1:56.608 (+1.555), 21/24 1:56.074 (+1.488), 19/24 1:55.132 (+1.103), 12/24 169
Такааки Накагами 1:55.853 (+0.800), 14/24 1:55.539 (+0.953), 13/24 1:55.763 (+1.734), 21/24 165
Том Люти 1:57.292 (+2.239), 23/24 1:56.295 (+1.709), 22/24 1:56.122 (+2.093), 23/24 161

Педроса и Крачлоу после тестов в Катаре тоже отметили, что Honda была конкурентна на трех кардинально отличающихся треках. Если проанализировать длинные серии кругов, все три пилота Honda хорошо проявили себя. Маркес и Крачлоу расположились в топовых позициях, и Педроса был бы с ними, но мы не добавили его в таблицу из-за небольшого количества последовательных кругов без заезда на пит-лейн.

Среди новичков на этот раз лучшим стал Франко Морбиделли. Пилот EG 0,0 Marc VDS продолжает сильно опережать своего напарника Тома Люти. Такааки Накагами, пилот LCR Honda, столкнулся в Лосаиле с некоторыми проблемами и не смог показать действительно сильное время, но японец уверен, что к гонке успеет наверстать упущенное и побороться за звание лучшего новичка.

Тестировали Порадовало Огорчило
Байк 2018, аэрообтекатель 2018.2 (Марк и Дани), карбоновый маятник (Марк и Дани) Кэл
Набрал много полезной информации, серия из 12 кругов прошла хорошо, чувствует себя уверенно на мотоцикле Еще есть куда прогрессировать, проблемы с передней покрышкой (никакой состав не подходит под стиль Кэла)
Марк
Сконцентрировался на гоночном темпе и добился улучшения, стал стабильнее, в целом доволен предсезоньем, аэрообтекатель неплохо проявил себя Карбоновый маятник недостаточно хорош, двигатель немного агрессивный, немного потерял с точки зрения скорости на одном круге; не совсем понятно, на каких трассах аэрообтекатель будет эффективен
Дани
Мотоцикл конкурентоспособен в любых условиях, темп значительно улучшился Жесткое падение в первый день; нужно сделать еще один шаг вперед, чтобы приблизиться к лидерам
Байк 2017 Франко
Лучший среди новичков, стабильно прогрессировал, почувствовал себя комфортнее на мотоцикле Мотоциклом немного тяжело управлять из-за постоянной тенденции к вили
Такааки
Плюс три дня в опыт Аварии во второй и последний дни тестов сломали все планы, нужно постараться улучшить вход в повороты и уровень сцепления
Том
Стабильный прогресс, ощущения с каждым днем лучше Всё еще слишком далеко в сравнении с уровнем выступлений в Moto2

—  Всё о мире MotoGP

Suzuki

Suzuki Ecstar

После провального сезона 2017 Suzuki хочет восстановить репутацию. Японский завод провел работу над ошибками и улучшил характер GSX-RR. Особенно важным стал апгрейд двигателя. Заводские пилоты подтвердили, что новый мотоцикл стал во всем лучше предшественника, а значит, теперь всё в их руках.

И хотя в итоговом протоколе лучшим в Suzuki стал Ианноне, всё-таки именно Алекс Ринс был по ходу межсезонья более стабильным. Алекс постоянно занимал высокие позиции и демонстрировал неплохой темп на сериях из ~10 кругов.

Лучшие круги, положение в протоколе и общее количество

Пилот День 1 День 2 День 3 Кругов
Алекс Ринс 1:55.432 (+ 0,379), 6/24 1:54.967 (+ 0,381), 5/24 1:54.650 (+ 0,621), 7/24 156
Андреа Ианноне 1:55.107 (+ 0,054), 3/24 1:54.586 (лидер) 103

Ианноне значительно прибавил именно в Катаре, но это и неудивительно. На треке Лосаил «Маньяк Джо» был быстр даже на прошлогоднем мотоцикле, который через несколько гонок проклинал. Ианноне надо сильно постараться, чтобы оправдать ожидания производителя из Хамамацу. Контракт истекает в конце этого года, и если с Ринсом уже всё ясно, то Ианноне руководство может захотеть поискать замену.

Тестировали Порадовало Огорчило
Две версии аэрообтекателя (2017 и 2018), две версии шасси 2018, подвеска Алекс
Стал еще больше уверен в мотоцикле и своих силах, очень хороший гоночный темп, определился с финальным пакетом, мотоцикл стабильно хорош на всех треках Отсутствие напарника в третий день тестов
Андреа
С новым мотоциклом начинает возвращаться к своему обычному стилю пилотирования, в Катаре мало жестких торможений, имитация гонки во второй день прошла хорошо, мотоцикл хорошо поворачивает Не смог принять участие в последний день тестов из-за болезни

—  Всё о мире MotoGP

Aprilia

Aprilia Racing Team Gresini

Самый отстающий график межсезонья — это график Aprilia. Остальные пять заводов испробовали всё, что готовили зимой. Итальянцы выполнили работу по шасси, но не хватает нового двигателя и новой аэродинамики. И то, и другое отложено до ГП Катара, а это значит, что подготовка не закончилась. Согласно Реддингу, в отдаленных планах значится маятник из углеволокна. Пилоты продолжили испытывать новый алюминиевый, а также углеволоконные вилки Ohlins.

Посла Таиланда мотоциклы 2017 года отправились на базу в Ноале, поэтому на Лосаил привезли четыре переходные версии —  свежие аппараты с эволюционным двигателем 2017. Силовой агрегат с бодрым подхватом на низах и аэрообтекатель нового поколения по задумке должны улучшить квалификационный круг, потому что с гоночным проблем нет. В Катаре этих компонентов явно не хватало старшему Эспаргаро и Реддингу.

Лучшие круги, положение в протоколе и общее количество

 Пилот День 1 День 2 День 3 Кругов
Алейш Эспаргаро 1:56.062 (+ 1,009), 17/24 1:55.460 (+ 0,874), 12/24  1:55.232 (+ 1,203), 14/24 157
Скотт Реддинг 1:55.931 (+ 0,878), 15/24 1:55.708 (+ 1,122), 15/24 1:55.595 (+ 1,566), 20/24  156

Бурирам оказался чужим треком для байка, подкинув ряд неразрешенных задач. На Лосаиле ситуация стала лучше, если не считать «старой» динамики. Год назад Эспаргаро пришел шестым на Гран-При Катара, навязав борьбу пилотам Repsol Honda. Вероятно, у испанца снова получится нечто подобное, и слабоватая квалификация не испортит гонку.

Реддинг к нему всё ближе. RS-GP 2018, который на Сепанге казался чужим, сейчас становится более понятным. Большого прогресса #45 добился по торможению, также есть подвижки по снижению расхода топлива (важно для гонщика, в котором больше 70 кг), стабильности длинных серий, повышению комфортности в седле RS-GP.

Из-за того, что «Априлия» по части квалификационного круга всегда была проблемной, прогресса с точки зрения времен не заметно. Обоим пилотам не хватает до вершины секунды или около того.

Тестировали Порадовало Огорчило
Переходный байк 2018 с мотором 2017 (обновлена воздухокамера и система впрыска), новый маятник, карбоновая вилка Ohlins, аэрообтекатель 2017

 

Алейш
Абсолютное понимание всех сильных и слабых сторон байка Слабый горячий круг, передней шине не хватает зацепа для повышения поворотной скорости
Скотт
Симуляции гонки превзошли ожидания, хорошая скорость на изношенной резине, торможение стало намного лучше, маятник и карбоновая вилка улучшили быстрый круг Трудно найти компромисс по торможению/поворачиваемости: если усиливать торможение, падает поворотная скорость; не хватает зацепа при максимальном наклоне

— Indian

КТМ

Red Bull KTM

Поль Эспаргаро купается в любви КТМ, в каждом официальном сообщении команда напоминала, как ей не хватает испанца. На этой предсезонке Поля правда не хватало: из девяти дней он полноценно откатал меньше половины: полтора дня в Малайзии и два в Катаре. Все остальные «съела» травма спины.

Когда Эспаргаро приехал на финальные тесты, с операции прошло две недели, при том что минимальный срок для таких случаев — пара месяцев. Ездок #44 пропустил второй день из-за усталости и болевых ощущений, а первый и третий проездил через силу. Как обычно, его замещал Мика Каллио.

Лучшие круги, положение в протоколе и общее количество

 Пилот День 1 День 2 День 3 Кругов
Мика Каллио 1:57.218 (+ 2,632), 24/24  56
Брэдли Смит 1:56.421 (+ 1,368), 20/24 1:55.798 (+ 1,212), 16/24  1:55.179 (+ 1,150), 13/24 160
Поль Эспаргаро 1:56.275 (+ 1,222), 19/24  1:55.489 (+ 1,460), 19/24 103

С ролью лидера команды временно справлялся Брэдли Смит. Его недостаток по сравнению с коллегой — нехватка чистой скорости. В Катаре у британца сначала с этим было не очень, но на третий день он выдал неплохой круг. По быстрым временам гонщики сблизились. Если говорить о Каллио, то финн был разочарован. Ужасная связь с байком стала причиной последнего времени пятницы.

Чистая динамика и устойчивое торможение — по-прежнему головная боль для пилотов КТМ. Катарская сессия едва что-то изменила. Трио работало с новым шасси, в котором инженеры постарались совместить плюсы модификации 2017 и первых версий 2018. Аэродинамикой на этот раз не занимались.

Что касается горячего круга, здесь у марки явный кризис. RC16 точно обогнал бы себя прошлогоднего, только соперники ушли еще дальше. По скорости в 2017 году Aprilia и КТМ были самыми проблемными марками, и непохоже, чтобы сейчас произошли какие-то перемены.

Тестировали Порадовало Огорчило
Гибридный байк 2017/2018 с набором обновленых компонентов (двигатель, рама, маятник)

 

Мика
 — Низкий зацеп задней шины, плохая связь с байком, тестовый день впустую
Брэдли
Прогресс по сравнению с 2017 годов, новинки работают Прогресс не виден по временам, торможение остается не очень устойчивым, слабый рост динамики на свежих шинах, мало поработал над гоночной симуляцией
Поль
С удовольствием вернулся на свой байк, считает отставание от лидеров не слишком большим Физической формы не хватало для тестов, и скорее всего, на первом Гран-При будет что-то похожее

— Indian