Хорст Сайгер рассказывает, как правильно ездить на Гран-При Макао
Получасовой фильм ALL IN — This is Road Racing рассказывает о мотоциклетном Гран-При Макао. Каждый ноябрь эти престижные гонки на городском кольце Гуйя подводят черту под гоночным шоссейным сезоном. Рассказчик — австриец Хорст Сайгер, один из приметных шоссейников-частников. Сайгер занимается этим видом спорта с 2012 года, был участником соревнований North West 200, Isle of Man TT, Ulster Grand Prix и Macau Grand Prix, имеет опыт мотогонок на выносливость.
Кадры для фильма были сняты во время уик-энда 2017 года. Сайгер объясняет, чем уникален Макао — автономный китайский регион с португальским прошлым, — и его знаменитый трек, зажатый между отбойниками. К соревнованиям допускают только ездоков с шоссейным опытом, кольцевики по соображениями безопасности остаются в стороне. Так как шоссейно-кольцевая мотосцена лучше всего развита в Великобритании, ожидаемо, что оттуда наибольшее число мастеров трека Гуйя.
Гран-При 2017 года, к сожалению, был прерван трагедией, когда посреди 12-кругового заезда разбился британец Дэниел Хегарти. По дороге в больницу он скончался. Многие были подавлены событием, включая Гленна Ирвина, впервые ставшего победителем Макао. Что касается Сайгера, и он сильно рисковал: сначала впередиидущий мотоцикл обдал его маслом, ухудшив обзор (был заляпан весь визор шлема), затем дважды пропадали тормоза. На таком мотоцикле на трассе делать было нечего, он свернул в боксы. Вскоре разбился Хегарти, всем показали красные флаги.
Рассказывая о своих шансах частника, Сайгер упоминает разницу в бюджетах: некоторые компоненты заводских мотоциклов (например, BMW S1000 Питера Хикмана, победителя 2015 и 2016 годов) стоят больше, чем весь #22 Kawasaki ZX-10R австрийца. Приезжая на соревнования, Хорст уже знает, что на первые четыре-пять мест, скорее всего, рассчитывать бессмысленно. Частники могут рассчитывать на пятое место и ниже, но при везении можно попасть и на подиум. Конечно, нужен не только быстрый байк. Второе важное условие — знать кольцо на зубок:
ГП Макао — это очень особенная гонка, потому что она в очень особенном месте, а именно рядом с Гонконгом на полуострове, который примыкает к Китаю. Но раньше это была самоуправляемая область. Сейчас это вообще-то часть Китая, а раньше это была Португалия, португальская колония. И скажем так, это Лас-Вегас Китая, потому что нигде на свете нет столько азартных игр, как на маленьком полуострове Макао. И конечно, он принимает одну из самых зрелищных гонок из существующих.
За один уик-энд там 10 автогонок, и в то же время мотоциклетный Гран-При, из-за которого я здесь. Кольцо Макао и событие целиком вообще довольно хитрые, потому что мы — те, кто с мотоциклетного Гран-При, — первые на треке. Это означает утреннюю тренировку в 7.30, и это обычная дорога. В течение года и вечером перед первой тренировкой там автомобили, грузовики, дизели среди прочей всячины на треке. Его частично перекрывают и вычищают, но там нет такой штуки, как настоящий держак, как на специально построенном гоночном треке, который всегда весь чистый.
Что очень особенное в Гран-При Макао, так это что раньше в дни пятисоток там бывали пилоты MotoGP. Например, такие как Кевин Шванц, который приезжал сюда со своим заводским байком и проводил хорошую концовку сезона для себя и его команды. Это придает гоночному треку и гонке много характера.
В прошлом там просто ездили, не было видно каких-то небоскребов, ничего такого. Сейчас всего понастроили, есть гигантский комплекс казино, крупнейший в мире. А тем временем у них шести- или семикратные обороты Лас-Вегаса, и это кое-что значит.
Сейчас мы на гоночном треке. Мы сделаем шустрый круг-другой и я объясню, как проехать круг в Макао. Трудно вообразить, но тут приходится пришпиливать дроссель на полную. Первый левый поворот после старт-финишной черты требует большого мужества. Внутри вдоль отбойника жестко по газам, когда разгоняешься, и следишь за внешкой — там много кочек и крышек люков. Если попадаешь далеко, в итоге оказываешься в отбойнике.
В повороте очень важно взять с собой весь импульс, а следующее — взять с собой мощность целиком и выбраться из поворота на полном дросселе, потому что затем там эти длинные прямики. Туда подходишь на шестой передаче, делаешь где-то 305 — 310 км/ч. И затем ты не тормозишь, нет — ты просто переключаешься на одну-две передачи вниз, в зависимости от трансмиссии, укладываешь байк направо, и легонько газу. Это стабилизирует байк, потому что очень легкий газ поднимает байк с его подвески, и байк целиком сильнее стоит на дуге. А это очень ключевое в повороте на скоростях 250 — 260 км/ч.
Приходится пересекать белые полосы, — в целом скользкая хрень, — и затем как-то докатывать до поворотного выхода. Но тебе приходится разгоняться, тебе приходится давать газ. Внизу снова волны, байк начинает скакать и раскачиваться. Что еще приходится иметь в виду: заворачивать в повороты очень трудно. Видите? Отбойники — сплошной черный-желтый-черный-желтый, то есть когда я смотрю вперед, я не вижу поворота, только черно-желтую полосу. И если я туда подъезжаю на 280-290 км/ч, невероятно трудно найти правильную точку поворота, потому что всё, что ты видишь перед собой — это черное и желтое, и трудно сказать, где начинается поворот.
Сейчас мы подтягиваемся к повороту Лиссабон — как раз туда, где у меня была тяжелая авария в прошлом году. В общем, я туда подошел, выходил на разгоне, жестко по газам… Оп, верховка! Полежал там, и потом вернулся на следующей тренировке. В конце попал на шестое место, а потом уехал в больницу.
Теперь правая дуга у пешеходного перехода. Очень плохое место, тут на перекрестках всегда чуть скользко. Там выжгли [разметку], но там всё еще немного скользко и низкий держак. Потом поднимаемся вон туда. Холм называется Сан-Франциско Хилл, потому что он идет вверх как в Сан-Франциско. Мы выходим на второй передаче… Вас не должна обманывать вторая передача, вторая передача — это не так медленно, там идешь хорошо за 200 км/ч.
Там мы разгоняемся на второй передаче, третьей передаче, четвертой передаче. Тут байк легкий, потому что идет подъем, и в то же время там на покрытии много кочек, так что байк начинает вилять. Немного убираем газ, небольшая кочка, и становится лучше, но в то же время приходится держать направление и затем поворачивать направо. И из-за волн байк всё еще неустойчив.
Сейчас вдоль стены комбинация левый-правый. Ты тормозишь на внешней и поворачиваешь, но ты ничего не видишь, тебе не видно, куда там идет. Поворот налево и направо, очень важно быть текучим и плавным, ехать по инерции, не тормозить жестко и не разгоняться жестко — это не работает. Тебе всегда приходится ловить инерцию и ловить преимущество от трека целиком, но точно знать, где крышки люков, где волны, потому что если ты теряешь контроль, в следующую секунду целуешь стену, а никому не нравится такой поцелуй.
В левом можно опуститься до третьей передачи, завернуть на второй передаче очень близко к стене, но будьте осторожны, не очерчивайте стену, ведь вы движетесь туда-сюда и стена подходит в вашем направлении. Приходится оставлять ей немного места.
Сейчас мы подходим туда, где очень ветрено. Вот тут мы разгоняемся из Доны Марии — вторая передача, дроссель на полную. Мы подходим где-то на 240 км/ч, бьем по тормозам, возвращаемся на первую передачу, и мы в Шпильке — очень-очень крутом правом повороте. Настолько, что реально нужно пройти по самой внешке, чтобы обогнуть.
Затем трек «падает» и тут очень плохой держак. Это значит, ты подъезжаешь, ты очень медленный, байк давит на переднее колесо, и приходится бороться, чтобы не потерять его. Тут идет очень крутой склон, ты продолжаешь держать газ, жестко разгоняешься, полный дроссель! Так ты удерживаешь весь импульс на разгрузке [подвески]. Тут байк всегда очень жестко пробивает. Сначала пробивает подвеску, и затем шину плющит до такой плоской, что думаешь: обод лопнет. Это правда довольно экстремально.
В Макао нет ни одной дуги, где можно увидеть, где вход в поворот, где апекс поворота и где выход. Но тут очень круто, между всеми этими отелями, казино, между небоскребами… Это классно, такого нет нигде. Эхо от шума твоего собственного двигателя… Это безумие, верно? Правда, тут реально-реально круто.
В Макао нигде нельзя действовать силой, тут приходится быть правда плавным. Все повороты слепые — это значит, ты едешь со скоростью, которая должна храниться у тебя в голове. Тут нельзя проводить зрительную настройку, потому что не видно апекс поворота или выход, правда приходиться ехать по ощущениям, и для меня самый простой способ — это когда я правда вхожу в хороший, округлый и текучий стиль, а не когда впереди четверо-пятеро пилотов, за которыми приходится следить.
Обгоны тут трудные до безумия, потому что так узко, и стены слева и справа. Нельзя ездить по поребрикам — там нет поребриков! Поребрик — это стена! И если ты бьешься о стену, тебя не отталкивает, а затягивает, ты застреваешь, тебя «хватает» за плечо и тянет вниз со всем мотоциклом. Очень быстро может оказаться очень плохо.
Дата: 14.05.18
Источник: Все о мире MotoGP