Итоги Suzuka 8-Hours 2018, комментарии призеров

Прекрасная скорость Kawasaki, ровное выступление Honda и стихия не стали препятствием для Yamaha на 41 издании Suzuki 8-Hours. Заводской коллектив #21, выставляемый компанией раз в год исключительно ради этого марафона, продолжает писать историю. Вчера победная серия разрослась до четырех!

Квалификация собрала на переднем крае все «сливочные» команды: заводскую Kawasaki Team Green на первой позиции, заводскую Red Bull Honda with Japan Post на второй, заводскую Yamaha Factory Racing Team на третьей, полузаводскую MuSASHi RT HARC-PRO на четвертой, полузаводскую Yoshimura Suzuki Motul Racing на пятой. Эти проекты — чистый эксклюзив для марафона.

У каждой имелись большие достижения и цели: #21 Yamaha намеревалась продлить серию успехов в год 20-летнего юбилея спортбайка YZF-R1, #33 Honda — отметить возвращение заводской команды спустя десятилетие, испытать свежую эндуранс-модификацию CBR1000RRW, #11 Kawasaki — достучаться до первого места после вторых результатов в 2016 и 2017 годах на 25-летний юбилей единственного успеха на «8 часах», #634 Honda — закончить нехорошую серию из технических сходов 2015- 2016 годов и бесподиумного финиша 2017-го, добавить золото к 2010, 2013 и 2014 годам.

Проект #33 тоже побеждал на «Сузуке». В 97-м он стал первым чисто японским коллективом (это были Тору Укава и Шиничи Ито), выигравшим полный марафон. Точнее, малоизвестный дуэт Сигео Идзимы и Шиньи Хагивары стал таковым в 82-м, но та гонка из-за плохой погоды продлилась шесть часов. #33 Honda побеждала и в 98-м. Сейчас команда могла стать трехкратной. Впрочем, у компании 27 побед на 8-Hours, её статистика и так многократно всех превосходит.

Из главных команд, пожалуй, #12 Yoshimura Suzuki была той, у которой почти-успехи превышают разумные пределы. В 1978-м она была первой победительницей «8 часов», в 1980-м стала ею во второй раз, в 2007-м — в третий, в 2009-м — в четвертый. В 2011 году у неё была поул-позиция и второе финишное место, в 2013-м — второе, в 2014-м — вновь поул и второе, в 2016-м команда вернулась на подиум с третьим местом. Несколько лет она не могла переступить какой-то порог, сейчас тоже не получилось.

*  *  *

Team Green оставалась фаворитом и после старта, но на несколько секунд. Леон Хэзлам шустро добежал до байка и кинулся в гонку, пока не был обойден в первом вираже Такуми Такахаси на #33 Honda. Японец отлично чувствовал себя под дождем, который начался перед стартом и поливал в начале часа. Пока он уезжал, за спиной собрались спорщики за вторую позицию: Хэзлам на #11 Kawasaki, ван дер Марк на #21 Yamaha, Гвинтоли на #12 Suzuki. Среди фаворитов уже был пострадавший: Рэнди де Пюнье на #634 Honda неудачно затормозил, попал в лужу и уронил байк. Увы, француз повредил руку, в гонку не возвращался.

Было мокро, не холодно. Температура асфальта держалась на уровне 33°, воздуха — на уровне 29° C. Трек сох, пилоты начали менять дождевую резину на сухую, некоторые — меняться друг с другом. В новых условиях ван дер Марк вышел в голову гонки. Лоус принял байк и вернулся на трассу на той же позиции. Ведущая группа ужалась вдвое, до Kawasaki и Yamaha.

Лучшая Honda держалась третьей, а Suzuki давно пропала из виду. Гвинтоли после первого пит-стопа удалось полидировать, пока его не оттеснили на третье. Дальше стало гораздо хуже: француз упал при объезде кругового, пришлось ремонтировать байк. #12 Suzuki перешел под контроль Брэдли Рея. С байком что-то было не в порядке, пришлось устраивать внеочередную остановку. Пока Yamaha и Kawasaki сражались друг с другом, главный экипаж Suzuki потерял столько времени (около шести минут), что в какой-то момент числился 48-м. Он финишировал 10-м с пятикруговым отставанием.

На середине марафона загорелся один из упавших мотоциклов. Он был потушен маршалами, пелотон тем временем следовал за первым сейфити-каром. Гонка продолжилась, лидерство перешло к экипажу Kawasaki. Рей успел заделать двухсекундный отрыв, однако, он еле докатил до боксов, когда в его «Ниндзе» кончилось топливо. Из-за этого первую позицию заняла Yamaha, Honda вышла на вторую с 16-секундным отставанием.

Не считая старта, в первой половине стояла ясная погода. За три часа до флага она снова испортилась. Несчастная #634 Honda пережила еще один удар: Рё Мизуно упал и не смог завести байк. Во второй раз на трек выпустили автомобиль. Гонщики не спешили отказываться от сликов, но дождь начинал усиливаться. #33 Honda впервые задействовала Патрика Джейкобсена (первые шесть часов работали Такахаси и Накагами), он выехал на трек на дождевых. Так как пит-стоп провели за автомобилем, команда не ошиблась с моментом.

Рей на третьм месте (после случая с пустым баком пилотировал Хэзлам, затем они поменялись) выхватил у судьбы второй плохой билет. Прогадав с заменой шин, он дождался того, что слики перестали работать. Пока колонна мотоциклов ездила за автомобилем, британец неаккуратно отвернул в сторону от кругового. Последовала авария и визит в гараж, продленный на время мелкого ремонта. Если до инцидента можно было как-то отыграть более чем минутную нехватку, то круговое отставание было приговором. Аппарат у Рея принял Кадзума Ватанабе, экипаж сохранил третью позицию до флага. Как и у Джейкобсена, его первый отрезок тоже был поздним.

Джейкобсен вывел #33 Honda на первое место, пока переобувалась #21 Yamaha. Та под управлением ван дер Марка скоро вернулась обратно, и более позиций не теряла. После событийной серии наступил скучный период: на трассе было разлито масло, сейфити-кар выехал в третий раз, продержал за собой пелотон почти час. Дождь опять закончился. На этой стадии можно было ожидать погони за лидером, однако у #33 Honda ничего не вышло. В эти два завершающих часа разрыв с четырех секунд увеличивался до финальных 30,9.

Завершающие полтора часа прошли по высохшему треку. Лидеры провели последние пересменки: #21 Yamaha приехала в гараж с ван дер Марком и дождевыми, а уехала с Лоусом и сликами. В гараже #33 Honda была аналогичная шинная замена, Джейкобсен передал байк Накагами. Нужно добавить, команда выполнила тяжелую работу, по сравнению с главными соперниками она сделала шесть остановок против восьми, дабы выиграть время. На пит-стопах это дало экономию в четыре минуты, хотя она не смогла компенсировать превосходство #21 Yamaha. Когда стемнело, казалось, Yamaha даже не собирается сбавлять. Лоус и в свете фар проходил круговых, как нож сквозь масло.

*  *  *

Так Yamaha Factory Racing Team выиграла четвертый марафон, восьмой для марки. По цепочке успехов это наиболее успешная команда Suzuka 8-Hours, она оставила позади Team Cabin Honda с серией 2000 — 2002 годов. Спортбайк YZF-R1 восьмого поколения не проигрывает с дебютного 2015-го. В истории марафона теперь два мотоцикла, которые сразу были настолько беспощадны к соперникам: кроме R1, это Honda VTR1000, на который побеждали в период 2000 — 2003. Если говорить об асболютной серии, Yamaha нужно еще потрудиться, потому что ведет Honda Fireblade (пять подряд в 2010 — 2014 годах).

Еще один рекорд поставил Катсуюки Накасуга. Это первый марафонец с четырьмя победами в ряд, до него рекордсменом числился Аарон Слайт, триумфатор 1993 — 1995 годов. Накасуга не участвововал в гонке, он повредил плечо в субботней аварии. Четырехкратным стал и ван дер Марк, их коллега Лоус теперь обладатель трех побед подряд. Михаэль — наиболее успешный европеец на Suzuka 8-Hours, и один из двух самых успешных неяпонцев вместе с австралийцем Уэйном Гарднером. С такой статистикой он, безусловно, стал легендой гонки.

Команда #21 — образец для всего марафона. Байк, пилоты, коллектив — четвертый год все работают как часы. Раз за разом экипажу удавалось отбиваться от соперников, которые не уступали в скорости. В этом году казалось, всё внимание заберет Kawasaki. В гонке из-за Red Bull Honda на одного опасного противника стало больше. В итоге, никто не протянул всю 199-круговую дистанцию на одном уровне с ними. Kawasaki дорого заплатила за два инцидента с Реем, Honda по разным причинам не воспользовалась потенциалом. Еще одна прочная и бесспорная победа в копилке Yamaha.

 

Первое место

#21 Yamaha Factory Racing Team

Михаэль ван дер Марк | Алекс Лоус | Катсуюки Накасуга

Победа Yamaha на Suzuka 8-Hours 2018

Алекс Лоус:

Мне правда хорошо. Во-первых, пускай Накасуга-сан сегодня не ездил, он — огромная часть проекта. Я с удовольствием сюда приезжаю, у нас в команде правда великолепная атмосфера. Сегодня в гонке байк был поразителен, он реально хорошо работал. Было приятно, что есть сильный быстрый байк, так было проще обгонять в гонке, так что огромное спасибо, Yamaha, что предоставила его нам.

Очевидно, временами гонка была довольно стрессовой, много машин безопасности и много трудных погодных условий, но казалось, это всё отпадало, когда на байке ехал Михаэль, так что у меня гонка точно была легче, чем у него. В общем, еще огромное ему спасибо за усилия. Во второй части гонки нам только нужно было быть умными и довести байк до финиша. Для меня выиграть три подряд — это фантастика. У команды четыре, а у меня три, так что я правда счастлив. Надеюсь, в следующем году смогу вернуться и снова это сделать!

Михаэль ван дер Марк:

Сегодня был явно тяжелый день. Началось со вчерашнего, когда мы узнали, что Накасуга-сан, к сожалению, был не в форме для гонки. Потом мне сказали, что гонку начну я. Был небольшой стресс! Думаю, это были мои самые трудные «8 часов Сузуки», все эти условия продолжали быстро меняться.

Думаю, на первом отрезке, на первых полутора отрезках я думал, хуже некуда, но затем, когда я ехал свой третий, я пробыл на байке час-сорок из-за сейфити-каров, дождя, потом просыхало… В общем, было явно тяжело. Всё-таки у нас получился хороший отрыв, и Алекс явно хорошо закончил.

Меня реально порадовал уик-энд. У команды был план, и она его ни разу не меняла. Пускай даже иногда другие байки смотрелись сильнее, мы всегда продолжали делать по-своему, и по результатам всё ясно. Надеюсь, в следующем году снова сюда вернусь с Алексом и Накасуга-саном!

Катсуюки Накасуга:

Сегодня я вообще не ездил, так что из-за этого у меня небольшой стресс, но я рад, что в течение года в All Japan Series у меня получилось построить байк, который довел нас тут до победы на «8 часах». Еще меня обрадовали и правда вдохновили два чудесных райдера, которые ездили сегодня.

Это была очень волнительная гонка, и я правда тоже хотел гонять, так что жалею об этом, но я счастлив, потому что мы — «Ямаха», мы пишем новую историю на «8 часах Сузуки». Мы на этом не остановимся, мы продолжим развивать байк и продолжим стараться выиграть тут еще больше гонок.

 

Второе место

#33 Red Bull Honda with Japan Post

Такааки Накагами | Такуми Такахаси | Патрик Джейкобсен

Red Bull Honda получила второе место Suzuka 8-Hours 2018

Такааки Накагами:

Этот год был «местью» за прошлый год, так как я тогда упал. Думаю, мы втроем старались изо всех сил, но так как мы остались на втором месте, чувство обиды сильнее. Но думаю, хорошо, что в этом году HRC возродили впервые за 10 лет. Если есть шанс в следующем году побиться за то, чтобы сбросить «Ямаху», то я хочу поехать.

Такуми Такахаси:

Сегодня перед стартом пошел дождь, условия были неустойчивыми, и это была тяжелая гонка. Еще я хотел передать мотоцикл, пока не показывая, что мог добиться разницы, потому что я мог ехать с чуть более высоким темпом. Честно говоря, не знаю что говорить, потому что жалею о сегодняшней гонке. Не знаю, что сказать…

Из первых четырех часов я проехал три с половиной, после этого я всё оставил двум напарникам, так что жаль, что я не жал сильнее. Если есть возможность посоревноваться в следующем году, я подготовлюсь более основательно, чтобы идеально принять вызов.

Патрик Джейкобсен:

Если честно, сегодня был очень трудный день. У меня почти не было возможности потестироваться помокру, так что гонка в условиях типа сегодняшних была для меня неизвестной областью. Думаю, на мне еще было напряжение, потому что я был членом заводской HRC.

Вообще, дождевые условия должны были быть в мою пользу, но сегодня разные факторы так сильно перевешивали, что я не был достаточно уверен и не смог показать изначальный потенциал. Однако, было хорошо передать байк последнему гонщику, Таке — помокру он силен. Двое напарников прекрасно отработали. Я в свой первый раз попал на подиум «8 часов Сузуки». Я очень счастлив, что у меня так получилось.

 

Третье место

#11 Kawasaki Team Green

Джонатан Рей | Леон Хэзлам | Кадзума Ватанабе

Kawasaki Team Greem на третьем месте Suzuka 8-Hours 2018

Джонатан Рей:

Это была очень-очень трудная гонка, нам подбрасывало так много разных условий и вещей, к которым мы не были готовы. Я правда рад, и я приложил большие усилия. Мне, Леону, Кадзуме и всей команде немного не хватило. Просто в этом году у нас фишка не легла. И поздравляю «Ямаху» и «Хонду». Нас это просто миновало, но мы доказали нашу скорость, что меня реально радует. Я просто хочу поблагодарить моих напарников, они проделали явно хорошую работу в трудной гонке.

Леон Хэзлам:

Счастлив, правда. Я снова на подиуме с Team Green. У меня была реально хорошая первая часть гонки, и несколько хороших битв с Yamaha и Honda. На серединной стадии у меня началось маленькое невезение, и пришлось привести байк домой на третьем месте. Я правда рад, это были великолепные командные усилия, и байк правда хорошо работал. Не могу слишком расстраиваться, тут на Сузуке мы вернулись на подиум, так что я правда счастлив.

Кадзума Ватанабе:

Во-первых, сразу хотелось бы сказать большое спасибо Kawasaki, спонсорам и Team Green. Это была трудная гонка и множество экстраординарных проблем типа тайфуна, постоянно меняющейся погоды, сейфити-каров, и т.д.

У меня был всего один отрезок, но это не проблема, потом что я знал, что моя работа — это не только воскресенье. Однако, жалею, что мы закончили третьими, хотя у нас был хороший потенциал победить. С этого дня и до следующих «8 часов Сузуки» буду улучшаться, основываясь на опыте, который я перенял на этой неделе от двух великолепных ездоков.

 

*  *  *

Последние годы «8 часов Сузуки» — это финал сезона мирового Эндуранса. Вчера жители двух верхних строк позициями не менялись: #5 F.C.C. TSR Honda France осталась наверху, #94 GMT94 Yamaha перестала быть чемпионкой, осталась второй. Гонку обе команды начали за пределами десятка, потому что такова была их квалификационная скорость. Honda к середине марафона поднялась на шестое место, затем на пятое.

Положение экипажа #5 Honda было весьма прочным, пока в конце их не догнали преследователи. В зачете это ничего не решало, зато битва стала напряженнее, разрыв не превышал секунды. Yamaha всё-таки финишировала на позиции позади, и получила от канала Eurosport Трофей духа Энтони Делаля (учрежден в 2017 году в знак памяти погибшего чемпиона EWC) за прорыв из глубины. Кстати, в этом сезоне GMT94 Yamaha гоняет на R1 2015 года. У их соперников был куда более свежий Fireblade.

F.C.C. TSR Honda France — единственная в чемпионате постоянная японская команда. Эндуранс был и остается спортом, полностью завязанным на Европу. Большинство команд базируются во Франции, также участвуют коллективы из Германии, Швейцарии, Бельгии, и так далее. Ранее в её названии не было указания на Францию, оно появилось в этом сезоне после открытия там собственной мастерской (проект Масакадзу Фудзи тесно сотрудничает с представительством Honda France).

У F.C.C. имеются победы 2006, 2011 и 2012 годов на Suzuka 8-Hours, в этом сезоне они выиграли этапы в Ле-Мане и Ошерслебене, а теперь это чемпионы EWC. Неплохие достижения! Это первая японская команда, которая получила такой статус с 1980 года. Проект очень интернационален: японский мотоцикл, японский, испанский и французский персонал, гонщик из Австралии Джошуа Хук, и французские гонщики Фредди Форе и Ален Тешер.

Проект весьма быстро дошел до вершины EWC. Он участвует с 2016 года, сначала был седьмым, потом четвертым, и наконец первым. Для команды Yamaha это было последнее появление в EWC. Незадолго до марафона она объявила о переходе в мировой Суперспорт.

 

Чемпионы сезона EWC 2017/2018

#5 F.C.C. TSR Honda France

Фредди Форе | Ален Тешер | Джош Хук

FCC TSR Honda France - чемпион EWC 2017/2018

Фредди Форе:

Это правда хорошее ощущение. Команда с самого начала сезона показывала себя с лучшей стороны, какими бы ни были условия. Я очень рад, что результатом усилий всех членов команды стал этот фрукт для директора Фудзи и «Хонды», и еще для кольца Сузука, который является домом TSR, директора Фудзи и «Хонды». Я в настоящем восторге, что получилось стать чемпионом, когда на меня смотрели многие японские фанаты. Для выигрыша титула не могло быть места лучше.

Джош Хук:

По ходу сезона мы сделали всё что могли, чтобы наступил этот момент. Что бы ни происходило, на любых гонках надо гонять ради победы, и всё, над чем мы пока работали, связано с этим чемпионском результатом, так что я очень счастлив. Хотел бы от всего сердца всех поблагодарить в команде. Я в восторге от того, что сейчас стал лучшим в мире на Сузуке. Директор Фудзи и все в TSR очень хорошо со мной обращались с пор, как я начал гонять в гонках All Japan. В общем, я рад отплатить им выигрышем чемпионата на домашнем треке TSR.

Ален Тешер:

Это мой первый титул победителя EWC. Это правда приятное ощущение! Я начал участвовать в этой серии в 2016-м с эндуранс-гонки «24 часа Ле-Мана», но я не ожидал, что стану чемпионом на третий год! Благодарю директора Фудзи, который предоставил мне возможность присоединиться к этой команде.

Я смог разрешить этот чемпионат на Сузуке, где много чудесных японских фанатов. Это был правда особый момент, я никогда не забуду картину, которую видел с вершины подиума. Также хочу поблагодарить FCC TSR Honda France и Bridgestone!

 

Вице-чемпионы сезона EWC 2017/2018

#94 GMT94 Yamaha

Давид Чека | Никколо Канепа | Майк ди Мельо

GMT94 Yamaha - вице-чемпион EWC 2017/2018

Давид Чека:

Когда проигрываешь, это неприятно, но пока не научишься побеждать, приходится иногда проигрывать. Три года у нас была правда хорошая серия — две вторых позиции и один мировой титул в чемпионате. Конечно, я хотел победить, но всё-таки что есть, то есть, и мы закончили вторыми, но это гонки. Не знаю, чем буду заниматься в следующем году, но надеюсь, чем бы ни занялся, буду стараться изо всех сил, и у остальных напарников то же самое.

Никколо Канепа:

Меня правда порадовал сезон и последние два года. Они были лучшими в моей карьере: два вторых места, один чемпионский титул. В этом году у нас было какое-то невезение, но мы старались изо всех сил, так что не жалеем. Жаль, в моей книге закончилась страница с GMT, но это была поразительная пора, а сейчас пора подумать о будущем, которое тоже «ямаховское». Я так горжусь, что еще год буду оставаться частью семьи Yamaha.

Майк ди Мельо:

Сегодня была очень хорошая гонка. Было очень трудно, потому что каждый раз условия менялись из-за дождя. Мы старались как могли и жали ради топ-6. Так как здесь на Сузуке это конец для GMT, мы хотели бы стать чемпионами мира, но когда мы разбились в Ле-Мане, мы оказались в трудном положении. На каждой гонке мы отыгрывали какие-то очки, и думаю, мы можем порадоваться нашему результату.

Хочу сказать спасибо GMT94 и моим сокомандникам за два фантастических года в эндурансе. Меня разочаровало, что они прекращают в этом чемпионате, и желаю им всего наилучшего в будущем, в их новом вызове. Спасибо «Ямахе», что предоставила мне такую поразительную возможность. Здесь в Японии мы ощущаем себя суперзвездами, и нам давали всё что было нужно.

 

Результаты Suzuka 8-Hours 2018:

Если PDF-файл не загружается, перейдите по ссылке ниже

Увеличить/скачать PDF-документ: ссылка