Шеф-механик Маркеса о тонкостях настройки Honda #93
Как настроить Honda RC213V под Марка Маркеса? Об этом обозреватель MotoGP Мэт Оксли побеседовал с шеф-механиком Санти Эрнандесом. У бородатого испанца за плечами почти 20 лет работы в MotoGP. В этот мир его втянули отец-механик и брат-гонщик. Эрнандес тоже гонял, хотя его привлекали не мотоциклы, а скутеры.
Техническое образование позволило ему в 1996 году устроиться в компанию Showa. Период 1996 — 2010 он посвятил ей в статусе инженера-подвесочника. Спустя три года Эрнандес получил первое мировое назначение — он стал частью бригады Алекса Кривье, победившего в 1999-м в GP500. Эрнандес оказался в нужном месте и в нужное время. Стоило ему только появиться в мире Гран-При, как он помог Испании взять первый титул в премьер-классе.
Будущий шеф-механик Маркеса работал у Сете Жибернау, Марко Меландри, Валентино Росси, Макса Бьяджи, Колина Эдвардс, и не только. Директор испанской инженерно-технической школы Monlau Competicion Эмилио Альсамора в конце 2010 года свел вместе две фигуры, которых впереди ждало много больших событий — Эрнандеса и Маркеса. Связка выиграла чемпионат Moto2 2012 и добавила победы 2013, 2014, 2016 и 2017 годов в MotoGP.
Спустя восемь совместных сезонов глава бригады #93 не устает восхищаться своим пилотом. Эрнандесу удобно с ним работать по ряду причин. Муравей всегда открыт к пробе новых идей по байку, а если идеи исчерпаны и скорости не хватает, он готов восполнить пробел своим напором. В зависимости от ситуации это качество часто выручало Repsol Honda, либо в нем не было нужды. Прототип 2014 года был совершенен, прототип 2017-го таким точно не был, но в обоих случаях получалась тройная корона MotoGP — личная, командная, марочная.
Как вы работаете с Марком на каждом уик-энде, какая у вас программа?
У каждого есть собственная система. Когда мы приезжаем на трек, в четверг у нас встреча с Марком, чтобы составить глобальную картину уик-энда. Мы суммируем последний ГП или тест, чтобы вспомнить, что произошло, понять, что мы проанализировали дома за это время, и прояснить положительное и отрицательное. Всегда помогаем райдеру понимать.
Мы стараемся охватить все возможности того, как управлять практикой. Мы глядим на шины, на настройку, которую будем использовать на обоих байках, и на ситуация с погодой, потому что когда погода непостоянная, не всегда всё одинаково. Никогда не знаешь, что произойдет, так что чем к большему ты готов, тем проще будет практика. Мне нравится всегда думать в негативном ключе, не в позитивном, потому что если думаешь в позитивном ключе, ты думаешь, всё будет ОК, то есть ты просто заливаешь бензин и ставишь на байк шины!
Ты должен задавать много вопросов. Проблемы будут с этим, этим или этим? И как мы сможем контролировать эти ситуации и находить правильные ответы? Само собой, не всегда есть ответы, потому что приходят проблемы, к которым ты не готов, но ты хотя бы попробуешь подготовиться. Важно иметь план, чтобы пилот понимал. Нельзя просто сказать: мы начнем уик-энд и посмотрим, как пойдет. Ездоку нужно сосредоточиться на его собственной работе, так что нужно дать ему стабильность на весь уик-энд.
Вы начинаете уик-энд с одинаковыми байками Марка или разными?
То, как мы готовимся к каждой гонке, зависит от многого. Если мы на кольце, где ясно, какой дорогой идти по настройке, тогда мы одинаково готовим оба байка и концентрируемся на шинном выборе, то есть ездок получает шанс ездить, думая только о своем вождении. Но обычно другой случай, потому что байк редко совершенен, и ты всегда хочешь сделать лучше, так что мы готовим оба байка в разных направлениях.
В 2014-м байк хорошо работал на каждом кольце. Мы были на шаг впереди других, поэтому нам были нужны только мелкие изменения в настройке между одним кольцом и другим, так что было легче. Но за последние три сезона мы довольно сильно помучились, потому что в 2016, 2017 и еще в этом году у нас всегда был новый тип двигателя, так что нам нужно было понять, как управлять двигателем и как настраивать байк под двигатель.
Это особенно правдиво на первых гонках, так что вы настраиваете оба байка абсолютно разными способами, чтобы попытаться найти основные настройки. Если вы находите основу, которая работает на пяти разных кольцах, тогда вы говорите: ОК, у нас хорошая основа. После этого мы настраиваем оба байка под одинаковую геометрию, затем делаем мелкие подстраивания подвески, электроники и коробки передач.
Как бы вы описали идеальную настройку байка Марка?
Марку нравится наличие очень хорошей уверенности в передке, потому что он так сильно пользуется передней шиной. Как только он теряет уверенность в передке, тогда у него затруднения. Особенно сейчас он должен хорошо управлять шиной, потому что важно, чтобы передней шине хорошо «жилось». Еще он работает над своим ездовым стилем, чтобы ей помогать. Большинству райдеров хочется больше мощности и больше заднего держака, но Марку правда нужен перед.
RC213V конструировался вокруг передней Bridgestone, так как смена на Michelin повлияла на Марка?
Когда мы сменили на «Мишлен», нам нужно было понять много вещей, особенно геометрию, настройку и твердость шасси. Через три года то, как мы настраиваем байк и как мы понимаем, что нужно Марку, полностью изменилось. Еще смена электроники на Magneti Marelli явно много изменила. До того мы пользовали электронику «Хонды», которая нам сильно помогала. Поначалу софт Marelli нам было очень трудно понять, это не помогало. Теперь мы можем лучше управлять электроникой, двигателем и особенно шинами.
Расскажите нам об использовании Марком заднего тормоза…
Марк всё время пользуется задним тормозом, особенно на поворотном входе, потому что ему нравится скользить байком для подготовки его входа, что пошло из Мото2. Сейчас мы понимаем, как помогать с этим настройками байка и особенно настройками торможения двигателем.
Как техник ты должен быть внимателен, потому что иногда ты можешь так сильно фокусироваться на проблеме, что забываешь о простых вещах. Если байк не поворачивает в середине поворота, тогда фокусируешься на этом, но ты не должен забывать, что проблема, вероятно, возникает от того, как райдер тормозит и входит в поворот, а не от того, что он делает в середине поворота. В общем, нужно внимательно относиться к комментариям райдера, нужно проверять все вероятности.
С вили то же самое. Байк задирает колесо на поворотном выходе, поэтому ты фокусируешься на том, что там происходит, но может, проблема явно в том, что ездок неверно входит в поворот, так что его поворотная скорость недостаточно высока, что может быть реальной причиной вили [на выходе]. Не всегда легко понять ответ на проблему!
Сейчас Марк использует больше поворотной скорости. Последние несколько сезонов у нас было много затруднений с разгоном и максимальной скоростью, так что мы сильно фокусировались на торможении — так он мог отыгрываться, когда терял на прямиках. В этом году наш двигатель лучше, так что нам не нужно так много жертвовать ради области торможения, поэтому он может использовать больше поворотной скорости.
Большой позитив Марка в том, что он никогда не сдается. Даже когда байк не совершенен, он всё равно старается задать разницу. Ему хватает ума понимать, когда у него нет наилучшей настройки для гонки, он старается найти способ обходить проблему, чтобы получать от байка максимум. В 2016-м и 2017-м у нас не было лучшего байка, но он всё-таки контролировал ситуацию и знал, где мог добиться разницы.
Марк хорош в своих отзывах?
Первый раз, когда я работал с Марком, был, когда мы начинали испытывать Мото2 [в конце 2010-го]. Меня очень удивило, как 17-летка без опыта на большом байке может объяснять мне, что происходило. С ним легко работать из-за того, как он объясняет проблемы. Так ты получаешь ответ, что делать с байком. Это самая важная вещь.
Это как прийти к врачу и сказать, что у тебя болит голова, но больше ты ему ничего не говоришь. В общем, может, через несколько месяцев ты узнаешь ответ, почему у тебя болит голова, но если ему сказать, что твоя голова болит, когда ты занят этим или тем, может, он тут же сможет выписать лекарство. Некоторые ездоки быстры, но неспособны сказать, что происходит с байком, но Марк очень быстр и может объяснить, что происходит.
Ваши летучки на испанском или английском?
Мы всегда проводим наши летучки на английском. Когда мы начинали в Мото2, мы были испанской командой, но Эмилио [Альсамора] сказал, мы должны готовить Марка к MotoGP, так что мы должны разговаривать на английском, потому что как только ты в MotoGP, у тебя много техников из разных компаний.
Марк очень умен. На наших первых тестах MotoGP [в конце 2012-го] HRC приклеили диаграмму на траверсу, которая объясняла кнопки электроники, но он попросил их убрать наклейку. Он сказал, ему было нужно мыслить на автомате.
Каков Марк в питах?
Одна из самых поразительных вещей в Марке в том, что когда он заезжает в питы, я никогда не знаю, хорошо байк работает или плохо! Он всегда использует одинаковую процедуру: садится в своё кресло, проверяет свои записи и не показывает никаких положительных или отрицательных чувств, пока ты ждешь, когда он заговорит. Это важно, потому что так убеждаешься, что техники не занервничают или не почуят слишком много давления.
Если у меня есть какая-то идея на пробу, Марк всегда хочет дать ей ход. Но некоторые ездоки не такие, они не всегда хотят слушать твои предложения. Если оно позитивное, мы его оставляем, если нет, возвращаемся. Мне это нравится в стиле Марка. И он никогда не злится.
Вы встречаетесь между гонками, чтобы обсудить байк?
Раньше встречались, но сейчас он слишком занят, проводит разные события со спонсорами, тренируется и так далее. Но мы каждую неделю говорим по телефону по несколько раз, или иногда я встречаю его в Сервере, когда он занимается грунт-треком или мотокроссом. Или иногда он шлет мне сообщение в WhatsApp: «Привет, Санти, на следующей гонке можно это опробовать?».
Дата: 20.08.18
Источник: Все о мире MotoGP