Оксли: Маркес и Довициозо — Шванц и Рейни наших дней?
Обозреватель MotoGP Мэт Оксли углубился в тему, которую подняли на пресс-конференции после гонки в Таиланде. Марк Маркес и Андреа Довициозо — яркие образцы двух стилей пилотирования: агрессивного и плавного. 30 лет назад в MotoGP соперничали такие же пилоты — всегда резкий Кевин Шванц и всегда спокойный Уэйн Рейни.
Пилотаж — не та вещь, которая полностью определяется пилотом. Это компромисс между привычками гонщика и характером мотоцикла. Шванц доводил свой Suzuki RGV500 до предела на торможении, потому что аппарату не хватало мощности. Рейни мог избегать крайностей, так как динамика Yamaha YZR500 была сбалансированнее, но не все были сезоны были такими, пока они соперничали в 1988 — 1993 годах. Обычно, чем хуже мотоцикл, тем жестче приходится ездить. Оба американца прошли разные ступени эволюции своих аппаратов.
Маркес обыграл Довициозо в последнем повороте гонки. Пилот Ducati на мгновение вышел вперед, но всё же перетормозил самого себя. Пилот Honda использовал против него маневр, на который сам попадался несколько раз. Агрессивный Маркес не так давно пришел к выводу, что адаптация стиля Довициозо пойдет ему на пользу. Подход работает, но до определенной степени. Они ездят так, как того требуют мотоциклы. Во времена Шванца и Рейни было так же:
На воскресной послегоночной медиа-конференции кто-то спросил Марка Маркеса и Андреа Довициозо, являются ли они сегодняшними Кевином Шванцом и Уэйном Рейни. Это был хороший вопрос, особенно после того боя на износ на последнем круге, который навеял воспоминания о величайшей перестрелке последнего круга между двумя американцами, которые хозяйничали в гонках Гран-При в поздних 80-х и ранних 90-х. Конечно, эпичный 4,2-мильный молниеносный взрыв, каким был Хокенхайм, и приземленная асфальтовая «клякса», которой является Бурирам — это натянутое сравнение, но не тут-то было…
Май 1991-го, и это второй визит Шванца и Рейни на Хокенхайм. Они всё еще смертоносные соперники, которых больше волнует избиение друг друга, чем выигрывание гонок. В этот раз и то, и другое. Это последний круг, и далеко впереди пелотона пара, играющая в страшные слипстримовые игры в глубоком темном лесу, который окружает большую часть старинного германского местечка. Оба точно знали, что грядет: длинная лесная петля Хокенхайма заканчивается прямиком под шестую передачу, затем 90-градусный правый, который ведет их на последний сектор, просматривающийся с громадных бетонных трибун, набитых шумными немцами.
Там нет сверхразмерных ТВ-экранов, рассказывающих фанатам, что происходит. Всё что они знают — это то, что они слышат: стаккато крика комментатора и крещендо злобного рыка двух пятисоток на высокой передаче, доносящегося, когда они едут на шестой передаче. Что происходит следом, это материал из гоночной легенды — один из величайших обгонов всех времен, — хотя, как всегда, есть крошечный разрыв между мифом и явью.
Ведет чемпион мира Рейни, Шванц плотно вклинивается в его поток, всасывая выхлопные газы его «Ямахи». Лидер выпрямляется для торможения, позднего до невозможности. Шванц выпрыгивает из-за Рейни справа и катит на своих тормозах, задок его «Сузуки» бросает туда-сюда, задняя шина набивает на асфальте азбуку Морзе, пока он вжимает тормоз. Он бесконтролен. Оба упадут?
Почти, но не совсем. Просто Шванц только-только улаживает это перед поворотом, в котором он так глубоко, что ничего не поделать, кроме как провести огромный блок-обгон Рейни, у которого два варианта: уступить или разбиться. Он выбирает вариант 1. Шванц выигрывает гонку менее чем в 0,020 секунды, и он в экстазе. Рейни выбешен до предела (используем американскую местную речь), и часть его, вероятно, до сих пор.
На деле то, что выглядело типичным маневром Шванца «увидь бога и затормози», не было именно этим. На длинной прямой перед стадионом Рейни не использовал свою обычную линию, так что у него была другая точка-ориентир, так что он затормозил слегка рановато, и Шванц чуть не протаранил его. Когда он выскачил из потока, его главной целью было избежать столкновения, а не вытащить незабываемый обгон. И причина, по которой он «нарисовал» так много резины своей задней шиной, была в том, что он переключил вниз слишком много передач, до первой вместо второй.
В Бурираме в воскресенье Маркес исчерпал заднюю шину, так что у него было недостаточно тяги на выходе из правого поворота 11, что делало его легкой добычей для Довициозо в последующем и финальном повороте. На предпоследнем круге итальянец накатил на Маркеса из 11-го, поравнялся с ним и чисто перетормозил его на входе на остановочный поворот 12.
На последнем круге Маркес постарался избежать этого, добавив немного скорости на выходе из 11-го. Этого еще не хватало, чтобы предотвратить атаку, но в этот раз Довициозо не смог оказаться рядом до того, как ударить по тормозам, так что ему пришлось запустить свою атаку сзади. Эти два метра значили всё: Довициозо не совсем смог остановить свой Ducati, и у Маркеса получилось подрезать изнутри и выиграть гонку, точно как Довициозо делал с ним в Австрии и Японии в прошлом году, и в Катаре в этом году.
В 1991-м не было суперзамедления, так что мы никогда не препарируем атаку в заносе Шванца на Рейни на нескольких тысячах кадров в секунду, но теперь есть, и тот финальный поворот был поэзией. Маркес знал, грядет атака, так что он припозднился, как может припоздниться на тормозах. Его передняя шина подскакивает на волнистом асфальте, который подкидывает задок байка в воздух. Весь мотоцикл начинает вращаться вокруг рулевой колонки, он машет влево летящей задней шиной.
Дата: 11.10.18
Источник: Все о мире MotoGP