Маркес о стиле пилотирования MotoGP
Марк Маркес — еще один гонщик, к которому Мэт Оксли из Motorsport Magazine обратился с вопросами о пилотировании байка MotoGP. Покрышки Michelin сильно изменили технику пилотов, механики и инженеры в последние годы набили немало шишек, нащупывая путь к правильному балансу мотоциклов. Этот опыт отличается от восьми сезонов с моношинами Bridgestone.
Спустя шесть сезонов MotoGP у Маркеса одинаковое количество времени на шинах обеих марок. С Bridgestone Муравей выиграл два чемпионата из трех, с Michelin не проиграл ни одного. У этих шин столько особенностей, что невозможно выделить лучшие. В эру Bridgestone покрышки не отвлекали инженеров от электроники, она была прогрессивнее. Мотоциклы текущей эры с универсальной электроникой стали более «ручными». Это повысило зрелищность MotoGP, но и добавило стресса пилотам. Между хорошим выступлением и плохим теперь может лежать одна деталь, которую легко упустить.
Три года как MotoGP перешел на универсальный софт и шины Michelin. В общем, что у тебя изменилось? Приходится ездить на байке более мирно?
Ага, это правда: по ходу последних трех сезонов крупнейшим изменением в MotoGP стали «Мишлены», потому что они полностью изменили баланс байка. Если помните, когда в конце 2015-го все впервые пробовали «Мишлены», было много аварий, потому что с Bridgestone настройка баланса байка полностью отличалась от того, что нам было нужно для Michelin.
Передняя Bridgestone была так хороша, а у задней не было зацепа, а у Michelin было наоборот. Так что мы в первую очередь адаптировали байки и наш ездовой стиль, чуть-чуть. Еще всё изменилось, когда сменили софт, потому что до этого можно было пользоваться электроникой, чтобы быть быстрым, а теперь наоборот: чем меньше электроники используешь, тем быстрее едешь, потому что софт работает иначе.
С заводским софтом можно было полностью довериться электронике, и работать в любой манере, в какой захочешь. Электроникой пользовались, чтобы быстрее ездить. Теперь наоборот: нужно быть довольно свободным, особо не использовать кнопки, и еще нужно быть довольно плавным, чтобы не работать против электроники.
Предпочитаешь гонки с меньшей электроникой? То есть когда ты, а не ЭБУ.
Да. По мне так лучше меньше электроники, потому что тогда всё скорее в твоей руке, в твоём корпусе, в тебе. Но еще с хорошей электроникой было правда приятно работать. Софт, который у нас сейчас, неплохой, но хорошо было поездить с высокоуровневой электроникой, потому что можно было сосредоточиться на других вещах: просто открывать газ на полную и стараться изо всех сил. В общем, было легче.
Мы видим, ты ловишь так много скольжений передней Michelin. Можешь тогда рассказать нам про отлов? Мы знаем, ты используешь своё колено и локоть, но используешь ли еще положение своего тела и дроссель, чтобы убирать какой-то вес с передней шины?
Многие меня об этом спрашивают, даже моя команда: что ты делаешь?! У меня это происходит просто так. Я теряю перед, и делаю так: упираюсь внизу своим локтем. Что потом, зависит от ситуации: иногда я открываю газ, иногда просто закрываю газ и жду, но это так трудно понять!
Еще зависит от шины, которую я использую. Если я теряю перед с очень жесткой шиной, тогда я разбиваюсь, но если я теряю перед с шиной помягче, то могу спасти аварию. Например, в Хересе в этом году по ходу практики и утренней разминки я трижды разбивался, потому что передняя шина была очень-очень жесткой, а эта шина была лучше всех для гонки. Когда теряешь перед с жесткой шиной, всё происходит гораздо шустрее!
Сейчас используешь больше поворотной скорости, чем в годы Bridgestone? И изменилась ли в результате форма поворотов?
Не совсем. Это правда: с «Мишленами» больше используется задний держак, тогда как с «Бриджстоунами» больше использовался перед. Ты тормозил очень-очень-очень глубоко в поворотах. С «Мишленами» тормозишь менее глубоко, затем используешь задний держак, когда разгоняешься.
Поворотная скорость на обеих шинах очень похожа, но когда надо было останавливаться в поворотах с Bridgestone, ты останавливался, а когда разгоняешься с Michelin, можно открывать газ и использовать всю тягу.
Сейчас как у тебя поворачивает байк? Потому что передняя Bridgestone помогала тебе поворачивать. В общем, ты пользуешься задним тормозом или дросселем?
Дело скорее в изменении геометрии байка. Когда мы сменили Bridgestone на Michelin, я перепробовал много вещей, менял мой ездовой стиль: больше пользовался задним тормозом, раньше касался газа, позже касался газа, использовал меньше поворотной скорости, использовал больше поворотной скорости, но пока мы не поменяли геометрию, было невозможно.
Сейчас мы довольно много веса используем на передке байка, что оставляет задок байка более свободным. Мне так лучше, но может, другие райдеры «Хонды» идут в обратную сторону. Всё равно, с большим весом впереди, похоже, я могу раньше касаться газа, потому что байк больше готов.
Дата: 13.12.18
Источник: Все о мире MotoGP