Маркес о стиле пилотирования MotoGP
Как меньший вес на задке байка облегчает поворачивание?
С «Бриджстоунами» дело было в том, что мы использовали сзади больше веса, потому что задок сильнее скользил на входе в повороты, и сильнее скользил на выходах. С «Мишлен» про это можно немного забыть, потому что сзади зацеп всегда очень-очень хороший, так что можно атаковать задней шиной, и затем работать над передней шиной. Это одна из причин, почему всегда выбираю для гонки жесткий передний вариант.
Насколько хорош нынешний контроль тяги? Иногда видно, как дымится задняя шина, то есть ты так делаешь своим правым запястьем?
Да, теперь оно более «ручное», чем раньше. Как я сказал, до универсального софта мы могли намного больше использовать КТ, чтобы прекращать пробуксовки. Сейчас контроль скорее в руке, но еще задняя Michelin буксует совсем не так, как обычно буксовала задняя Bridgestone. В общем, вы должны понимать, что способ быть быстрым — это давать Michellin немного буксовать, потому что байк всё равно толкает вперёд. Но если буксовать слишком сильно, идёт дым! В общем, ты должен найти свой собственный компромисс без использования КТ, потому что КТ помогает намного меньше.
То есть когда задняя Michelin буксует, она всё равно цепляется и даёт ход?
Да. Когда начинается буксование на низких оборотах, шина и так толкает байк вперёд, так что мне нравится буксовать с нижних оборотов и держать этот импульс.
Расскажи нам про контроль торможения двигателем, потому что на тормозах тебя не ставит поперёк, как ты привык…
Это из-за держака сзади. У задней «Мишлен» держак лучше, так что труднее скользить задком. И если приходится скользить задком, то скольжение резче, то есть если я скольжу на входе в поворот, это проблема, потому что скольжение слишком резкое, и поэтому я мажу мимо апекса.
Одна из твоих сильнейших черт в том, что ты очень приспосабливаемый в любой ситуации. Вспоминаю Ле-Ман 2013, твою первую гонку MotoGP под дождем, и после восьми кругов ты был быстрейшим ездоком на треке. Как это возможно?
Думаю, одна из главных причин — тренировки мотокроссом. В мотокроссе можно всё время ездить на том же кольце, но с первого выезда дня до последнего выезда дня это кольцо всегда разное. В смысле, каждый круг отличается, так что нужно приспосабливаться! Когда ездишь утром, может быть мокро, так что держака больше. Затем днём — позже, — меньше держака. С грунт-трековыми байками то же самое: если тренируешься на грунт-трековых байках, каждый раз по-разному.
Как думаешь, ты бы мог отлавливать так много скольжений передка, если б не занимался грунт-треком?
Нет, я так не думаю. Я начинал в грунт-треке и мотокроссе, когда мне было пять лет. В грунт-треке и особенно в мотокросее, наверное, можно спасать по три-четыре аварии за один круг. И если авария, всё ОК, потому что ты просто поднимаешь байк и продолжаешь, и тогда можно найти предел.
Сколькими разными ездовыми техниками ты пользуешься, потому что тебе, предполагаю, нужны разные техники, в зависимости от поворота, держака и так далее?
Само собой. В некоторых поворотах лучше затормозить очень-очень глубоко, потом остановить байк и поехать. В других поворотах стараешься держать больше поворотной скорости.
От шин тоже зависит. Например, в Ле-Мане у меня весь уик-энд получалось быть агрессивным, потому что динамика шин не падала, когда я проезжал несколько кругов, но где-нибудь в Муджелло, как только я проверил линейку, мне стало видно, что передняя шина была довольно мягкой, так что я знал: у меня не получиться поднажать так жестко, как я хотел. В общем, мой ездовой стиль был не таким, как в Ле-Мане, потому что шины этого не позволяли.
Раньше в дни Bridgestone казалось, ездоки с инженерами более-менее знали, чего ожидать на каждом уик-энде, но сейчас вроде совсем иначе…
Вот по этой причине во всём большое равенство между всеми райдерами, потому что каждый байк и каждый райдер может, наверное, найти в шинной линейке лучший вариант. То есть на одном уик-энде лучше одному производителю, а на другом — другому. При «Бриджстоуне» мы почти всегда гоняли с передним «медиумом» и задним «софтом», то есть все пользовались одинаковыми шинами.
Сейчас у нас всех есть много вариантов, как в Хересе: одни выбрали мягкую заднюю, другие поехали на средней, а кто-то — на жесткой, и быстрыми были все! Это одна из хороших вещей Michelin.
Тебе нравится факт, что сейчас выбор шин труднее, так что можно пользоваться мозгами и навыками, чтобы задавать разницу?
С Bridgestone было проще работать, но с Michelin хорошая штука в том, что одна шина, наверное, может спасти тебе уик-энд. Может, у тебя затруднения с байком, со всем, но пока ты не злой, нужно понять все варианты по шинам, потому что если у тебя проблема, тогда ты, наверное, можешь найти один хороший вариант, и тогда твой байк заработает гораздо лучше остальных байков.
Ты знаешь понятие «в зоне»? Это психологическое состояние: ты так хорошо едешь, что всё замедляется, и кажется, ты ловишь занос до того, как тебя занесёт.
Да, понимаю. Иногда так бывает, но не каждый раз, когда я еду. В гонке я гораздо сосредоточеннее, чем на свободной практике. Само собой, на свободной практике ты сосредоточен и стараешься быть быстрым, но ты ездишь на байке, думаешь о настройке: ОК, теперь нам стоит попробовать это или стоит попробовать то… Но ты можешь забыть о входе в поворот или еще о чем-то!
Но когда ты гонишь в воскресенье, ты просто на этом сосредоточен: будь быстрым, не разбейся. Ты не концентрируешься на настройке байка.
То есть когда ты гонишь, у тебя такое ощущение, что ты почти не едешь на байке, что это просто происходит подсознательно?
Да, всегда! Это всегда естественное ощущение. Я думаю, у всех ездоков то же самое. Люди меня спрашивают, как я торможу — задком или передком, как сбрасываю передачи, как поднимаю байк, но это всё естественно. Ты просто это делаешь.
Много лет назад у Айртона Сенны в Монако был внетелесный опыт, когда он кружил быстрее всех, и то же самое было у Уэйна Рейни, когда он выиграл японский ГП на Сузуке. У тебя когда-то был внетелесный опыт, когда ты ездил или гонял?
Нет, у меня такого никогда не было, но хотелось бы, потому что было бы хорошо! Но нет, такого никогда не происходило. Я всегда внутри своего шлема!
Дата: 13.12.18
Источник: Все о мире MotoGP