Плотность MotoGP в 2004 — 2019 годах (на примере ГП Катара)

Кадры гонки ГП Катара интересны количеством мотоциклов: полдесятка, десяток, еще больше… Пускай на некоторых первая часть гонки, пока пелотон не растянулся, это производит впечатление. Жоанн Зарко привёл свой KTM RC16 на финиш 15-м через 15,093 секунды после того, как Андреа Довициозо первым промчался под флагом. Рекордный по плотности топ-15 в истории MotoGP — повод вспомнить, каким чемпионат был до этого.

Катар вошел в MotoGP в 2004-м. Гонка, которую мы увидели в это воскресенье, была 16-й по счёту. Также это 12 катарская гонка в вечернем формате и 14-я, открывшая сезон MotoGP. Она была такой плотной, что даже через 42,5 минуты, когда заезд подходил к концу, нельзя сказать, что пелотон растворился по всему Лосаилу. После взмаха флагом мотоциклы пересекали финишую черту с интервалом 0,1 — 1,5 — 3 секунды. Так было не только впереди. Когда Хорхе Лоренсо перед самой чертой обогнал Андреа Ианноне и выхватил 13 место, в течение 2 секунд за ним финишировало 4 байка.

Самая жара была в голове пелотона. Пусть Данило Петруччи (6 место) и Маверик Виньялес (7 место) провели слабоватый заезд по своим меркам, они попали в 2,4-секундный интервал от победителя, то есть приехали в том же «паровозике» который собрали Андреа Довициозо и Марк Маркес. Валентино Росси опередил и Петруччи, и Виньялеса, стартовав 14-м. Ему не хватило до первого лишь 0,600 секунды. Подиумная группа ехала прямо перед ним, однако в этот интервал попало еще четверо!

Гран-При Катара никогда не был таким плотным. В таблице ниже показано, как сильно сжался чемпионат за 16 визитов. Еще пару лет назад, приближаясь к флагу на расстоянии 0,6 секунды от лидера, можно было гарантированно получить серебро, теперь этого не хватило и на деревянную медаль. Три года назад пилот в состоянии Лоренсо (недостаток наката на новом мотоцикле, болезненная авария за день до гонки) с 14,3-секундым проигрышем мог побиться за 5-6 места. Сейчас это можно обменять только на минимальные баллы.

Отрывы (в секундах) на ГП Катара в 2004 — 2019 годах

Сезон Глав-3 Глав-5 Глав-10 Глав-15 Глав-20
2019 0,320 0,600 9,636 15,093 43,242
2018 0,797 3,821 14,594 23,287 37,641
2017 1,928 7,218 15,069 29,470 47,131 (18*)
2016 2,287 14,083 24,435 54,953
2015 2,250 7,036 17,435 33,625 74,981
2014 3,370 12,159 43,360 74,386 96,085 (17*)
2013 6,201 18,764 44,908 73,600 94,683 (18*)
2012 2,908 17,420 33,665 86,733 111,882 (18*)
2011 5,051 7,358 28,920 37,957 (13*)
2010 1,865 3,903 21,100 40,780 (13*)
2009 16,244 27,623 42,284 60,286 75,028 (17*)
2008 10,600 13,305 38,354 58,930 1 круг (17*)
2007 8,530 17,433 28,456 51,639 57,853 (16*)
2006 1,494 7,575 34,286 82,051 93,818 (16*)
2005 5,536 20,431 44,252 128,642 1 круг (17*)
2004 23,844 31,417 78,518 113,900 (13*)
*Последний финишировавший

Видно, как смены технологических эпох растягивала пелотон. В первую гонку эры Michelin (2016) отрывы за подиумной зоной выросли в 1,5 — 2 раза. По мере освоения шин и улучшения их качества отрывы снова стали уменьшаться, и довольно быстро плотность пелотона превзошла эру моношин Bridgestone (2009 — 2015). Выделяются 2009-2010 годы. В первом случае гонщиков раскидало по Лосаилу так, что они продвигались к финишу в полном одиночестве. За ними и перед ними было по несколько секунд чистой трассы. Годом позже отрывы в разных группах сократились в 2 раза, в 7 раз и даже в 8.

Старт 800-кубовой моторной эры (2007) тоже был намного менее плотным, чем финал 990-кубовой эры. Тогда покрышки Michelin и Bridgestone обеспечивали сравнимую динамику для всех мотоциклов. 990-кубовые Honda, Yamaha и Ducati тоже пришли к схожему уровню динамики. Логично, что исход того сезона наступил в последней гонке в Валенсии. Если бы не победил Ники Хэйден на Honda/Michelin, победил бы Валентино Росси на Yamaha/Michelin, а без них чемпионат бы взял Лорис Капиросси на Ducati/Bridgestone.

800-кубовые моторы уменьшили плотность верхней группы, но немного собрали пелотон в целом. Частные мотоциклы в зоне за глав-10 стали отставать чуть меньше 990-кубовых предшественников. Однажды повезло даже им: в первой гонке 2004-го третьим за Сете Жибернау и Колином Эдвардсом приехал Рубен Чаус, гонщик спутника D’Antin MotoGP. Вице-чемпион WSBK 2003 пришел в MotoGP за руль годовалого Ducati Desmosedici GP3. Дебютный ГП Катара был таким медленным, что испанец и с 24-секундным проигрышем попал на подиум (единственный в MotoGP). С таким же отрывом Тито Рабат несколько дней назад закончил 19-м!

Не стоит буквально судить о ГП Катара по сезонам MotoGP. Разрывы всегда зависели от шин, управляемости, мощности, гоночного мастерства и того, как всё это сочеталось с трассой, температурой и прочим. Например, не все гонки 2009-го были такими разряженными, как Катар. На Лагуна Секе лучшее трио попало в 1,9 секунды. Были и по-другому, когда Кейси Стоунер и Валентино Росси устроили классическую битву на Филлип-Айленде. Из-за них пятый гонщик (Колин Эдвардс) отстал на 35,8 секунд, а 10-й (Тони Элиас) даже не уложился в минуту.

Километровые отрывы в 2012 — 2014 годах тоже имеют своё объяснение. В прошлые годы решетка MotoGP еле собирала 15 гонщиков. Её расширили введением полупрототипов CRT с моторами от супербайков. «Гаражные» изделия были сколь дешевыми, сколь и медленными. На ГП Катара 2012, когда началась эта эпоха, быстрейшим человеком на трассе был Эктор Барбера на Ducati Desmosedici GP12. В гонке он «укладывал стрелку» до 342,3 км/ч. В это же время дебютант Данило Петруччи на полупрототипе Ioda с сердцем Aprilia RSV4 выжимал 301,1. Разница в 41,2 км/ч! Петруччи кружил по трассе примерно на 4 секунды медленнее быстрейших.

CRT умер в 2014-м, уступив удешевленным клиентским прототипам Honda RCV1000 и Forward Yamaha. Через год не стало и их. Сегодня MotoGP наводнён качественной техникой. По трассам больше не ездят недопрототипы или Ducati двухлетней давности, заводская техника стоит почти в каждом гараже. Даже Хафиз Шарин, не имея официального договора с КТМ, гоняет на RC16 2019 года. Фабио Квартараро, хоть и новичок чемпионата, получил Yamaha 2019 с немного придушенным мотором. Honda 2018 Такааки Накагами или Ducati 2018 Тито Рабата рядом с ними уже выглядят немного как б/у. Хотя два этих мотоцикла выиграли 17 из 18 гонок 2018-го…