Тестони: Energica всё сделает ради спасения MotoE
Короткое замыкание привело к такому пожару, что в Хересе сгорел электропаддок MotoE. В инциденте в ночь на 14 марта, среди прочего, уничтожены 18 гоночных мотоциклов Energica Ego Corsa для первого сезона MotoE. В эти дни шли первые тесты 2019 года.
Технический директор Energica Джампьеро Тестони уверен, это событие не должно сформировать ощущение, что с электричеством связана особая опасность. Гоночная версия Ego в 2018 году прошла дополнительные тесты на безопасность вдобавок к тем, которые прошла стандартная дорожная. По словам Тестони, все пройдены с успехом. Кроме того, серийные Ego никогда не горели.
Ego Corsa не более опасна, чем мотоциклы с ДВС. «Поджигателем» в этом инциденте стал прототип зарядной станции Enel JuiceRoll. Точнее, в передвижной тележке (или рядом) для зарядки 100-килограммовых литий-полимерных батарей мощностью 20 кВт*ч по неустановленной причине возникло короткое замыкание, пламя подожгло батарею в JuiceRoll. Мотоциклы в это время стояли в соседнем боксе «пустыми». Расследование продолжается.
Каков риск возгорания аппарата Energica?
Испытания, которые мы проводили над транспортом, в целом переняты из многолетних испытаний дорожного транспорта, и они отвечают стандартам безопасного использования во всех ездовых ситуациях.
Ни у одного нашего клиента никогда не было таких проблем. За 10 лет деятельности в ЭТ [электротранспорте] у нас не было ни малейших проблем с безопасностью, и даже в Хересе, когда это случилось. Вследствие этого мы спокойны и уверены насчёт уровня безопасности нашего транспорта и на треках, и на дорогах.
Каковы явные угрозы возгорания электричества по сравнению с теплопоглощением?
Как и у всего транспорта, будь он электрическим или теплопоглощающим, риск есть всегда. Подчёркиваю важный факт: в ископаемых видах топлива содержится гораздо больше энергии, чем в батареях.
Существует ли в мотоцикле Energica риск тепловой утечки — ситуации, в которой увеличение температуры вызывает условия, обуславливающие дальнейший рост температуры вплоть до возможности взрыва в самых серьёзных случаях?
Риск тепловой утечки существует в каждой батарее, то есть не только транспорта, но и, например, мобильного телефона. У нас соблюдена вся безопасность во избежание доведения до такого состояния. И мы на самом деле можем подтвердить, что за 10 лет у нас не было ни единого случая тепловой утечки.
Какие меры безопасности приняты для недопущения такой ситуации на мотоцикле?
Внутри батарейного блока есть разные защитные устройства, как и во всём транспорте, во избежание опасных ситуаций. В батарее контролируется уровень и температуры, и напряжения, так что в зарядной фазе электронное управление транспортом не даст транспорту дойти до высокой температуры, которая может причинить ущерб батарее и привести к возможному пожару или тепловой утечке.
В ситуации, когда батарея при использовании превышает определённую температуру, мощность транспорта уменьшается, и следовательно, потребление тока батареи. В этом аспекте мы всегда гарантируем, что до риска тепловой утечки далеко.
У гоночного байка когда-нибудь возникали проблемы с перегревом?
На тестах, которые «Энерджика» проводила в 2018-м с нашими тестерами, гоночный байк всегда оставался в границах использования. Он проехал по трекам несколько десятков тысяч километров. Этот же байк перенял стандарты безопасности, установленные для всего нашего дорожного транспорта, он одобрен и сертифицирован в ЕС и США, у которых за плечами сотни тысяч километров дорожных испытаний. Безопасность всегда была для нас приоритетом №1.
Вдобавок, ради гоночной батареи мы провели совместные испытания с [союзом команд] IRTA, чтобы оценить «доброту» батарейного блока. Они настолько экстремальны, что для дорожного транспорта их даже не требуют. Все испытания завершились с успехом, они превысили всеобщие ожидания, включая наши.
Как идёт процесс зарядки?
Процесс зарядки и на треках, и на дорогах идёт по стандарту CCS — международному сертифицированному и одобренному стандарту автомобильных разъёмов. Ныне «Энерджика» — единственный Дом в двухколёсном секторе, внедривший этот стандарт на своём транспорте.
Это предельно сложный и дорогой протокол, но вследствие этого он предельно безопасен, и его испытывали все основные автомобильные и мировые организации. Стандарт контролирует соединение розетки с транспортом, запуск процесса зарядки. В случае неполадок процесс тут же прекращается.
Что происходит при прекращении процесса зарядки?
Как только зарядка завершилась, контакты батареи отсоединяются и, как следствие, напряжение больше не подаётся.
Какие испытания проводились для гарантии безопасности гоночного батарейного блока на случай падения? Какие результаты они дали?
Мы провели несколько испытаний и на механическую прочность каркаса батареи, и на ударопрочность, большим весом. Результаты превзошли и все наши ожидания, и традиционные тесты, которые проводят с гоночными бензобаками.
Чем занимается команда Energica в э-паддоке?
Наша команда техников поможет с любыми техническими нуждами, или в случае аварии. Мы помогаем командам с любыми нуждами и ситуациями касаемо электроники. Еще команды могут обращаться к нам за любыми советами, которые всегда — и только, — связаны с байками.
Что сейчас предпринимает Energica для повторного изготовления байков, необходимых для соревнований? Что это будет за процесс?
Причинён гигантский ущерб, но уже на утро инцидента мы начали действовать, чтобы снова запустить чемпионат. Для нас это существенные усилия, но мы знаем о своих возможностях и верим в проект, поэтому сделаем всё, чтобы спасти чемпионат. Мы плотно работаем с нашими поставщиками, со спонсорами, Dorna и Enel X над тем, чтобы соревнования дебютировали как можно скорее. Мы сразу показали приверженность MotoE, и эти навредившие события совсем не пошатнули нашу уверенность в силе и важности мирового Кубка FIM Enel MotoE.
Дата: 17.03.19
Источник: Все о мире MotoGP