Неделя до марафона Suzuka 8 Hours: почему не стоит его пропускать

28 июля — дата следующей битвы японских мотопроизводителей за статус короля знаменитой трассы Suzuka International Racing Course. Наиболее престижный в мире кольцевой двухколёсный марафон на выносливость Suzuka 8-Hours закроет сезон мирового Endurance World Championship. Делать это летом — новая традиция. До 2017 года чемпионат продолжался августовскими «8 часами Ошерслебена» в Германии, сентябрьскими «24 часа Ле-Мана» во Франции, и другими этапами.

Подготовительная часть марафона резко изменилась. До 2019 года команды не ограничивали в тестах: кроме двух официальных в июле, были частные в июне и июле. Проекты с заводской поддержкой пользовались этим по максимуму: например, Red Bull Honda год назад в течение июля проработала на Сузуке около 10 дней. Команды второго-третьего уровня такого позволить не могли, поэтому лишались шанса состязаться с первыми. Чем больше дней на треке, тем больше возможностей настроить мотоцикл так, чтобы он удовлетворил запросы всех трёх пилотов команды.

Отныне июль становится «замороженным». Официальным пилотам — это не только заводские отряды, но и постоянные участники EWC, гонщики из MotoGP, WSBK, и национальных чемпионатов, — дозволено поучаствовать только в двух сессиях. Первая шла с 9 по 11 июля, вторая, как обычно, идёт на неделе марафона, 24-25 июля. Чем ближе «день Х», тем тяжелее будет гонщикам и командам. Разовые сессии начнут сливаться в одну большую, пока не наступит очередь самой важной, восьмичасовой… Перед марафоном участники откатают субботнюю квалификацию Top-10 Trial, практики и предварительные квалификации в пятницу, и последние тесты во вторник и среду.

Итак, чем интересно 42 издание Coca-Cola Suzuka 8-Hours Endurance Race?

 

Главные игроки

#21 Yamaha Factory Racing Team

Пускай Yamaha R1 восьмого поколения еще не добралась до вершины World Superbike, на «8 часах» этому мотоциклу равных нет, как только он появился. Заводской отряд Yamaha в 2015-м первым уложился в восьмичасовую метку, и с тех пор команду никто не может опередить.

Состав-2019 аналогичен двум предыдущим. Экипаж #21 Yamaha состоит из Михаэля ван дер Марка и Алекса Лоуса, партнёров по супербайковской команде Pata Yamaha WorldSBK Team, и Катсуюки Накасуга, восьмикратного действующего чемпиона японского Супербайка, также известного по выступлениям в MotoGP как испытатель прототипа M1.

R1 постарел еще на год, однако и в 2019-м ставить против его победы рискованно. Сила экипажа не только в отлично подготовленном мотоцикле, но и в гонщиках. За четыре года никто из них — кроме трёх перечисленных, это были Брэдли Смит и Поль Эспаргаро из MotoGP, — не подводил своих. Соперники из Kawasaki, Honda и Suzuki могли только мечтать о том, что экипаж #21 где-то споткнётся и отдаст лидерство так, чтобы потом его не забрать. Пока такого не было.

С 1996 года Yamaha не удавалось вернуться на вершину Suzuka 8-Hours, но с 2015-го всё складывается как нельзя лучше. Решение вернуть на марафон заводские коллектив и мотоцикл впервые с 2002 года окупается не по первому разу. Ныне команда целится в новый рекорд — пять побед подряд. Год назад она побила и своё достижение, и достижение Team Cabin Honda (2000 — 2002) как отряда с тремя последовательными успехами.

Yamaha побеждает не только сильно, но и красиво. На прошлом марафоне красно-белый R1 напоминал о 20-летнем юбилее любимого многими спортбайка вообще и об одной из его первых ливрей в частности. В 2019-м #21 Yamaha в голубой расцветке будет посвящением мотоциклу-дедушке — спортбайку FZR750 1985 года.

В тот раз марка впервые вышла на марафон с заводской командой Tech 21. Хотя в её составе был трёхкратный чемпион GP500 Кенни Робертс и команда боролась за первое место, всё закончилось техническим сходом за полчаса до финиша. Tech 21 добилась первого успеха в 87-м, и с тех пор марка побеждала еще семь раз.

 

#10 Kawasaki Racing Team

Kawasaki близко подобралась к первой с 1993 года победе, но неприятности Джонатана Рея отбросили экипаж на третью позицию на марафоне 2018-го. Теперь завод взялся за дело обеими руками. Команды Kawasaki Team Green с заводским статусом — ею с 2014 года заведовало отделение Kawasaki Motors Japan, — на «8 часах» не будет. Вместо неё — полностью официальная Kawasaki Racing Team.

Это супербайковский проект с головы до пят. Его руководитель — никто иной как Гуим Рода, директор заводской команды WSBK. Её база — каталонская Provec Racing, на которой лежит вся техническая подготовка в Супербайке. Подход Kawasaki весьма нетипичен — вместо иностранных гонщиков в домашней команде завод выставит иностранцев в иностранной команде. В этом есть смысл: он как обладатель всех личных и командных титулов WSBK с 2015 года желает максимально эффективно использовать потенциал европейской базы.

Марка отступила от классической схемы Suzuka 8-Hours с японскими и неяпонскими пилотами в пользу трио из WSBK — Джонатана Рея, Леона Хэзлама и Топрака Разгатлиоглу. Рей и Хэзлам — дуэт Kawasaki Racing Team WorldSBK, а звезда Turkish Puccetti Racing Рацгатлиоглу, вероятно, рано или поздно туда попадёт (в сезоне 2019 турок уже набрал cемь подиумов). Kawasaki отправляет ударную бригаду, ведь у англичан на двоих три победы Suzuki 8-Hours. Что касается Топрака, он только дебютирует на соревновании.

ZX-10RR заводской команды на тестах ездил под #11, только в гонке будет иначе. Счастливый номер (с ним марафон различные команды выигрывали 9 раз) занят французской командой Kawasaki France, постоянной участницей EWC. Это постоянный номер коллектива Жиля Стафлера, который возглавляет зачёт чемпионата накануне «8 часов». Заводской проект KRT подумал, и выбрал близкий #10.

 

#33 Red Bull Honda

27 побед за 41 год участия — рекорд для марафона. Тем не менее, Honda не нравилось смотреть, как Yamaha бьёт её на её собственном треке. В прошлый раз Honda впервые с 2008 года (тогда дуэт Карлоса Чека и Рюичи Кийонари обеспечил триумф №22) вернула заводской проект, чтобы отобрать «Сузуку» у первейшего соперника. Заводской байк #33 CBR1000RRW хорошо послужил команде — она стала второй благодаря Такааки Накагами, Такуми Такахаси и Патрику Джейкобсену, — однако всё задумывалось не ради второго места. В 2014 году марка последний раз выиграла «8 часов», и ей очень хочется ещё.

Отряд обновлён на две трети. Лишь Такахаси, японский супербайкер и трижды чемпион «Сузуки», сохранил место в отряде #33. Делить с ним мотоцикл будет тестер MotoGP Штефан Брадль и трёхкратный победитель марафона Рюичи Кийонари. Накагами мог снова стать частью трио, но гранприец уговорил HRC не включать его, так как ему важно сосредоточиться на сезоне MotoGP (он гоняет за LCR Honda вместе с Кэлом Крачлоу). Заменой стал Штефан. Германский ездок мог приехать на этот марафон уже с опытом, однако дебют 2017-го в F.C.C. TSR Honda не состоялся из-за воспаления внутреннего уха прямо накануне гонки.

В отличие от прошлого раза, больше нет «случайных» гонщиков вроде Джейкобсена (американца позвали из частного коллектива TripleM Honda World Superbike Team в WSBK). Брадль — заводской испытатель команды MotoGP, Такахаси — заводской гонщик японского Супербайка, Кийонари — заводской гонщик Moriwaki Althea Honda Team в WSBK.

Директор Honda Racing Corporation Тетсухиро Кувата стоит во главе Red Bull Honda. Как и Kawasaki, Honda поставила на высший пост человека из мирового чемпионата: вместе с управляющим Repsol Honda Альберто Пучем Кувата направляет деятельность самой сильной команды MotoGP последних лет, за которую выступает пятикратный чемпион Марк Маркес. У основной команды Kawasaki чёткий супербайковский аромат, тогда как проект Honda ближе к миру MotoGP. Чей подход окажется эффективнее?

 

#12 Yosimura Suzuki Motul Racing

Какие же «8 часов» без Yoshimura Suzuki? Коллектив Хидео Йошимура (коллеги по-дружески его звали Pops, или Батя) вошел в историю как первый победитель марафона (1978), всего за ним 4 победы Suzuki из 5. Наличие этой команды на стартовой решетке важно для «правильного» ощущения Suzuka 8-Hours. Байк #12 придаёт марафону примерно такой же вкус, что Scuderia Ferrari для Формулы-1.

Увы, марка не желает кидаться в погоню за Honda, Yamaha и Kawasaki. Yoshimura по-прежнему может рассчитывать на официальную поддержку, но речь идёт лишь о полузаводском статусе команды.

Кроме того, у неё возрастной состав: испытателю Suzuki MotoGP Сильвену Гвинтоли 37 лет, Юкио Кагаяма — 45, Кадзуки Ватанабе — 28. Рассматривая кандидатуры 22-летнего британца Брэдли Рея и 34-летнего японца Такуя Тсуда, спортивный директор Yoshimura Suzuki Йохеи Като решил, что их участие вряд ли поднимет шансы. Команда очень недовольна, что Тсуда трижды падал на последних пяти 8-Hours. Ей нужны пилоты, которые смогут отстреляться без ошибок. За ошибки Тсуда в этом году сослан из «Йошимуры» в TK Suzuki Blue Max — под такой вывеской поедут пилоты Кагаяма.

Любопытно, что знаменитый японец будет соревноваться против собственной команды. Собранная для японского Супербайка в 2011-м Team Kagayama запомнилась зрителям «8 часов» по трём бронзам подряд в 2013 — 2015 годах, причём в первом случае этот результат добыл в том числе легенда MotoGP Кевин Шванц (в боевые годы американец уже участвовал в марафоне, но не выиграл). 54-летний Шванц был менеджером Team Kagayama в прошлом году. Японский ветеран является победителем марафона — он в составе «Йошимуры» принёс Suzuki победу в 2007-м. А его команде тем временем предстоит седьмой визит на знаменитый марафон.

Yoshimura приходится быть изобретательной, чтобы противостоять заводам. К сожалению для команды, марафон сейчас не тот, каким был 5-10 лет назад. Частникам тяжело соперничать с богатыми заводскими проектами. Пускай Team Kagayama давались подиумы в 2013 — 2015 годах, а Yoshimura в 2016-м вернулась на подиум «8 часов» с третьим результатом после вторых в 2013-м и 2014-м, ветер дует в другую сторону. В последний раз пьедестал оказался занят только заводскими командами (Yamaha — Honda — Kawasaki). У Suzuki нет такого же вооружения, и простая рокировка гонщиков вряд ли восполнит этот пробел.

#634 Musashi RT HARC-PRO Honda

Лучшая частная команда «8 часов» недавнего прошлого ушла в тень. Триумфатор 2010, 2013 и 2014 годов при поддержке завода делал победителями таких гонщиков, как гранприец Такааки Накагами (2010), и супербайкеры Леон Хэзлам (2013, 2014) и Михаэль ван дер Марк (2013, 2014).

Казалось, новые звёзды в составе — двукратный чемпион MotoGP Кейси Стоунер в 2015-м, чемпион MotoGP Ники Хэйден в 2016-м, — смогут продлить путь побед, но этого не произошло. Технические неисправности выбивали команду из претендентов. В этой команде Стоунер провёл последнюю на данный момент профессиональную мотогонку. Она оставила его с травмой.

В составе экипажа #634 снова Доминик Агертер, ездок мирового Moto2. За пять лет участия швейцарец трижды побывал на подиуме Suzuka 8-Hours. В 2014-м он был третьим за рулём Suzuki проекта Team Kagayama, на следующий год повторил это в FCC TSR Honda, и затем еще раз в 2017-м. В 2018 году Агертер вошел в состав Musashi RT HARC-PRO Honda. Неудачный дебют: вскоре после экватора дистанции #634 Honda сошла с дистанции, когда коллега Рё Мизуно при падении сломал руку.

Вместо Рэнди де Пюнье в команду призван Чави Форес, гонщик с опытом мирового Супербайка за плечами (в этом году его дом — British Superbike). Рё Мизуно, как и Агертер, сохранил место в отряде #634.

Наличие в марафоне собственной заводской команды Honda в 2018-м сделало из Musashi RT HARC-PRO простых частников, каких на решетке большинство. Груз ожиданий не так сильно давит на отряд #634, но и возможности у него уменьшились. С тремя заводскими коллективами рассчитывать на топ-3 тяжело, но среди независимых команд «Мусаси» выглядит фаворитом.

 

Битва за титул EWC 2018/2019

Для европейских команд взять штурмом Suzuka 8 Hours — задача непосильная. Ни одна из 41 попыток не принесла им успеха — всё забирали японцы. На уровне чемпионата мира положение противоположное: до 2018 года все титулы мирового Эндуранса оставались в Европе, пока команда Масакадзу Фудзи F.C.C. TSR Honda France не обошла действующих чемпионов GMT94 Yamaha.

Послечемпионский сезон F.C.C. TSR Honda France не так хорош: накануне «8 часов» у команды 109 очков и третье зачётное место, тогда как у Suzuki Endurance Racing Team (SERT) 127 и второе, а у Team SRC Kawasaki France — 132 и первое. Это классический мировой Эндуранс — за корону снова спорят две команды из Франции. Лучшая команда в истории этого спорта SERT целится в 16 (!) титул EWC, тогда как Kawasaki France может отвоевать первое чемпионство с 1996 года. Если удастся, команда станет семикратной чемпионкой мирового Эндуранса.

В сезоне 2018-2019 победы распределились следующим образом: 24-часовую гонку открытия Bol d’Or в сентябре взяла F.C.C. TSR Honda France, следующий удар на «24 часах Ле-Мана» в апреле нанесла Kawasaki France, затем YART Yamaha победила на «8 часах Словакии», и наконец, F.C.C. TSR Honda France вернулась на вершину со второй победой сезона.

Интрига этим не ограничивается. Так как на грядущем марафоне очки будут начисляться в полуторократном размере, победитель сможет за раз упрочить положение на 45 очков вместо 30. Это значит, что математический шанс на корону есть даже у YART Yamaha (88 очков) с пятым зачётным местом. Правда, для этого понадобятся тонны везения: без краха соперников австрийцам второй после 2009-го мировой титул никак не взять.

 

Полный список участников Coca-Cola Suzuka 8-Hours Endurance Race 2019

Если PDF-файл не загружается, перейдите по ссылке ниже

Увеличить/скачать PDF-документ: ссылка