Все мотоциклы, побеждавшие на Suzuka 8-Hours
Знаменитый испытательный трек «Хонды», более известный как Suzuka International Racing Course, каждый июль (несколько раз это был август) становится местом встречи этой марки, тройки других японских мотогигантов Yamaha-Suzuki-Kawasaki, и команд поменьше — как из Японии, так и из Европы. «Хонда» одержала большинство побед с 1978 года, и хотя её основные соперники тоже представлены уймой экипажей, восьмичасовой марафон Suzuka 8-Hours является этаким спортивным пикником на заднем дворе компании под эгидой мотофедерации FIM.
При учреждении марафона подобрали дату, чтобы не допускать пересечений с важными шоссейными чемпионатами. Подход обеспечивал присутствие многих заокеанских звезд, и на них приходили смотреть массы людей. Гонка была суперпопулярна: посещаемость стартовала с 70 000 зрителей на первых «8 часах» в 1978-м и выросла до 160 000 в 1990 году. Затем начался отток зрителей — это была реакция на уменьшение числа и калибра приглашенных участников. В 2000 году цифра составила 80 000, и на пороге 2010-х зафиксировалась на отметке 55 000 — 65 000, где находится поныне. Данные относятся только ко дню гонки, не считая зрителей в предыдущие дни, и зрителей, которые собирались на холмах за пределами трека. Таким образом, в лучшие годы Suzuka 8-Hours собирала на гоночной неделе далеко за 200 000 человек.
Еще на падении посещаемости негативно отразилось уплотение календаря MotoGP. В 90-х число июльских гонок выросло с одной до двух, и потом стало еще сложнее, особенно после добавления в 2005-м американского Гран-При на Лагуна Секе. Июльские гонки съехали на середину-конец месяца — как раз на время проведения подготовительных тестов или самого марафона. Супербайковские календари с одним июльским этапом были удобнее, поэтому мировые пилоты уровнем пониже Валентино Росси и Кейси Стоунера продолжали ездить в Японию, потому что в их контрактах оставались договоренности по участию в этих соревнованиях.
Иногда договоренности носили принудительный характер, и избавиться от них можно было, только если выиграть. Вот почему некоторые райдеры — например, Росси — участвовали только до победы и прекращали. Это интересный опыт, но для уровня чемпионата мира такая нагрузка может быть запредельной, особенно если гонщик сосредоточен на титуле. Кому «не повезло», в июле предстояло отработать на двух Гран-При, на двух официальных тестах перед «8 часами» (не считая частных) и проехать марафон в жару при убийственной влажности. По приезду домой времени отдохнуть почти не было — в августе начинались вторые половины чемпионатов, и следующая возможность расслабиться выпадала на зиму.
За 80-е и 90-е годы Suzuka 8-Hours посетила почти вся элита MotoGP и WSBK. Одни ездили более-менее часто, другие реже — многое зависело от договоренностей и того, продолжал ли пилот выступать за японские команды, потому что при переходе к европейцам визиты на Остров прекращались. Такие чемпионы мира, как Уэйн Гарднер и Колин Эдвардс, побеждали несколько раз. Мик Дуэн, Эдди Лоусон и Скотт Рассел первыми были в одном случае, и есть большое количество персон, которым не повезло с покорением высоты — Карл Фогарти, Фредди Спенсер, Кевин Шванц, Джои Данлоп, Кейси Стоунер, Ники Хэйден, старший Кенни Робертс. В такой тяжелой гонке нулевой результат может прийти на любой стадии и по многим причинам — через полчаса после старта и за полчаса до финиша, из-за аварии пилота либо его напарников, или по технической причине, когда мотоцикл уже ни к чему не годен. Чтобы стать №1, чаще всего требуется много-много попыток, пота и расстройств. Например, Уэйн Гарднер четыре раза побеждал и пережил четыре схода подряд в 1987 — 1990 годах.
Среди неяпонских ездоков лучший в истории марафона — это четырехкратный Гарднер, хотя у него нет одного приятного достижения — чемпионата мира и марафона в один год. Такое есть у Скотта Рассела (WSBK, 1993), Валентино Росси (MotoGP, 2001) и Колина Эдвардса (WSBK, 2002). После них это никому не удавалось по старой причине — прекратились визиты сильных пилотов не из Европы. К середине нулевых марафон утратил почти всю прежнюю звездность. Среди более-менее известных персон в это время были, например, супербайкеры Крис Вермюлен (второе место в 2005) и Карлос Чека (первое в 2008). В остальном — японские гонщики самого разного уровня, от звезды британского Супербайка Рюичи Кийонари и звезды японского Супербайка Тору Укава до неизвестных местных райдеров. Европу в основном представляли британцы. Много раз ездил Джонатан Рей (первый в 2012 и 2019), продолжает ездить Леон Хэзлам (первый в 2013, 2014 и 2019).
Самая глубокая яма в истории «8 часов» пришлась на 2009 — 2010 годы, на эхо экономического кризиса 2008-го. После этого немного росла посещаемость, и японские марки снова стали привозить интересных иностранцев. В 2011 — 2013 годах в составе экипажа Honda TT Legends гонял Джон МакГиннес, в 2013-м сенсационно вернулся бывший чемпион MotoGP Кевин Шванц, в 2015-м было много обсуждений участия Кейси Стоунера, в 2016-м второй визит после 2003-го нанес Ники Хэйден. Увы, этим гонщикам не особенно повезло: Шванц участвовал дважды и добился с командой третьего места в 2013-м, МакГиннесу было далеко до первых позиций, мотоциклы Стоунера и Хэйдена ломались. Положительный момент: их присутствие вернуло звёздность на Suzuka 8-Hours, что потянуло с собой всё больше и больше гонщиков не из Японии.
Что касается технического оснащения, в 1978 — 1993 годах допуск получали спортбайки по правилам мирового чемпионата TT Formula 1 — предшественника WSBK. Максимальная кубатура равнялась 1000 см3 , в 1984-м ее сократили до 750 см3. «Формульный» допуск сняли в 93-м и привели правила в соответствии с Супербайком, хотя четырехцилиндровые 750-кубовые байки продолжали брать главные награды. Honda VTR1000 (2000) стала первым литром-победителем после Suzuki GS1000 (1983), и все следующие мотоциклы тоже вернулись к максимальному рабочему объему.
28 июля гонка прошла в 42 раз. Действующим победителем является экипаж Kawasaki, принесший марке вторую победу в истории «8 часов».
Наиболее успешные по состоянию на 2019 год | |
Марки | Пилоты |
Honda (27) | Т. Укава (5) |
Yamaha (8) | У. Гарднер, Ш. Ито, Р. Кийонари, К. Накасуга, М. ван дер Марк (4) |
Suzuki (5) | К. Акийоши, К. Эдвардс, М. Болдуин, А. Слайт, Т. Окада, Т. Такахаси, Л. Хэзлам (3) |
Kawasaki (2) |
1978
#2 Suzuki GS1000
Уэс Кули | Майк Болдуин
1979
#6 Honda CB900F
Тони Хаттон | Майкл Коул
1980
#12 Suzuki GS1000R
Уэс Кули | Грэм Кросби
1981
#1 Honda RS1000
Майк Болдуин | Дэвид Элдана
1982
#27 Honda CB900F
Сигео Идзима | Шиньи Хадживара
1983
#6 Suzuki GS1000R
Ришар Хюбен | Эрве Ману
1984
#1 Honda RS750R
Майк Болдуин | Фред Меркел
1985
#3 Honda RVF750
Уэйн Гарднер | Масаки Токуно
1986
#4 Honda RVF750
Уэйн Гарднер | Доминик Саррон
1987
#21 Yamaha YZF750
Кевин Маги | Мартин Виммер
1988
#3 Yamaha YZF750
Кевин Маги | Уэйн Рейни
1989
#2 Honda RVF750
Доминик Саррон | Алекс Вьейра
1990
#21 Yamaha YZF750
Эдди Лоусон | Тадахико Таира
1991
#11 Honda RVF750
Уэйн Гарднер | Мик Дуэн
1992
#11 Honda RVF750
Уэйн Гарднер | Дэрил Битти
1993
#1 Kawasaki ZXR-7
Аарон Слайт | Скотт Рассел
1994
#11 Honda RVF750
Аарон Слайт | Дуг Полен
1995
#11 Honda RVF750
Аарон Слайт | Тадаюки Окада
1996
#45 Yamaha YZF750
Колин Эдвардс | Нориюки Хага
1997
#33 Honda RVF750
Шиничи Ито | Тору Укава
1998
#33 Honda RVF750
Шиничи Ито | Тору Укава
1999
#4 Honda RVF750
Алекс Баррос | Тадаюки Окада
2000
#4 Honda VTR1000 SPW
Дайдзиро Като | Тору Укава
2001
#11 Honda VTR1000 SPW
Валентино Росси | Колин Эдвардс
2002
#11 Honda VTR1000 SPW
Дайдзиро Като | Колин Эдвардс
2003
#71 Honda VTR1000 SPW
Юкио Нукуми | Манабу Камада
2004
#7 Honda CBR1000 RRW
Тору Укава | Хитоясу Изуцу
2005
#7 Honda CBR1000 RRW
Тору Укава | Рюичи Кийонари
2006
#778 Honda CBR1000 RR
Шиничи Ито | Такеши Тсудзимура
2007
#34 Suzuki GSX-R1000
Юкио Кагаяма | Кёсуке Акийоши
2008
# 11 Honda CBR1000 RRW
Карлос Чека | Рюичи Кийонари
2009
#12 Suzuki GSX-R1000
Касуки Токудоме | Дайсаку Сакаи | Нобуацу Аоки
2010
#634 Honda CBR1000 RRK
Рюичи Кийонари | Такааки Накагами | Такуми Такахаси
2011
#11 Honda CBR1000 RRW
Рюичи Кийонари | Шиничи Ито | Кёсуке Акийоши
2012
#11 Honda CBR1000 RRW
Джонатан Рей | Тадаюки Окада | Кёсуке Акийоши
2013
#634 Honda CBR1000 RRW
Леон Хэзлам | Михаэль ван дер Марк | Такуми Такахаси
2014
#634 Honda CBR1000 RRW
Леон Хэзлам | Михаэль ван дер Марк | Такуми Такахаси
2015
#21 Yamaha YZF-R1
Поль Эспаргаро | Брэдли Смит | Катсуюки Накасуга
2016
#21 Yamaha YZF-R1
Поль Эспаргаро | Алекс Лоус | Катсуюки Накасуга
2017
#21 Yamaha YZF-R1
Михаэль ван дер Марк | Алекс Лоус | Катсуюки Накасуга
2018
#21 Yamaha YZF-R1
Михаэль ван дер Марк | Алекс Лоус | Катсуюки Накасуга
2019
#10 Kawasaki ZX-10RR
Джонатан Рей | Леон Хэзлам | Топрак Разгатлиоглу
Дата: 29.07.19
Источник: Все о мире MotoGP