Йокояма: Мы знали, Марк справится с Honda 2019 года
В этом сезоне погоня за титулом MotoGP закончилась так, как не заканчивалась 14 лет. Марк Маркес после выигранного ГП Таиланда — девятая победа Муравья в 2019-м, — стал шестикратным чемпионом MotoGP, восьмикратным гранприйным чемпионом, если добавить успехи короный GP125 и Moto2. На заключительных этапах в Японии, Австралии, Малайзии и Испании (Валенсии) битвы за чемпионство не будет. Последний раз так рано праздновал Валентино Росси: в 2005 году он выиграл в Малайзии пятый титул MotoGP во второй сезон за заводскую команду Yamaha.
Не считая аварии на ГП Америк (к тому моменту Маркес лидировал с безопасным преимуществом), у чемпиона Repsol Honda в 2019 году не было ни одной плохой гонки. Кроме девяти успехов, он пять раз финишировал вторым. Главным «провалом» испанца стал ГП Нидерландов, где он проиграл Маверику Виньялесу 4,8 секунды. Остальные проигрыши — Катар, Италия, Австрия, Великобритания, — не превышали 0,2 секунды.
Напарники Маркеса показывают совсем другие числа. Кэл Крачлоу из LCR Honda поднимался с ним на подиумы в Катаре и Германии, но чаще всего Крачлоу заканчивает гонки во второй половине десятка. Такааки Накагами бьётся за позиции на границе двух десятков, но и это неплохо по сравнению с новичком Repsol Honda Хорхе Лоренсо. Из-за сильной травмы в Ассене трёхкратный чемпион MotoGP пропустил четыре гонки, и находится на 19 позиции зачёта.
В разговоре с crash.net после триумфа в Таиланде технический директор HRC Такео Йокояма назвал RC213V 2019 «специфически ориентированным» байком. В межсезонье 2018/2019 основные усилия Honda были направлены на усиления двигателя, о чём много раз просил Маркес. В этой гонке вооружений почти всегда ведёт Ducati, но не в текущем году. Красные мотоциклы перестали уезжать от Honda на прямиках. Инженерый штаб Йокояма знал, что за лишние лошадиные силы придётся расплачиваться где-то еще, но эту часть проблемы должен был решить «лучший гонщик на свете».
В модификации 2020 года Honda собирается совместить сильные стороны этих байков — мощь и управляемость. В этом сезоне перекос в сторону мощности был таким явным, что только один заводской гонщик из трёх смог этим воспользоваться. В частности, и Крачлоу, и Лоренсо не доверяют байку из-за нестабильной работы моторного тормоза.
Еще один титул. Как ощущения?
Каждый раз по-разному. Этот год был правда фантастическим. Это был трудный сезон, честно говоря. Я знаю, со стороны люди говорят: «Оу, на вид Марку легко», но было нелегко, правда. Зная, что нигде легко не будет, мы со стороны инженерии старались по-максимуму, и Марк тоже старался по-максимуму со стороны гонщика.
И еще я правда ценю всю команду. Команда Repsol Honda правда фантастически работает, и всё время сосредоточена на деталях. И вот почему сегодняшний результат стал символом всего сезона: мы старались-старались-старались, и затем наконец выиграли гонку. Это фантастика.
В этом году у Марка более мощный двигатель. Его стиль изменился?
Да, именно. Честно говоря, его стиль езды довольно сильно изменился. В зимний период мы постарались вот что сделать: мы знали, у нас лучший гонщик на свете, так что мы дали ему мощность, потому что мощность посреди прямика… Если нет мощи, вы ничего не поделаете. Даже лучший гонщик на свете ничего не поделает.
Так что мы постарались улучшить этот момент, поэтому в зимний период состредоточились, чтобы дать ему как можно больше мощности, зная, что будут какие-то другие проблемы. Но мы решили: ОК, проблемы придут, но опять же, он — лучший гонщик, так что он, наверное, может справиться.
К тому же мы — Honda Motor Company, и мы не можем оставаться за другими производителями в плане мощи двигателя на прямике и разгоне, таких вот вещей. Так что мы решили: давайте в зимний период на этом сфокусируемся и посмотрим, что случится. Марк тут же понял, что у байка изменились характеристики, и он тут изменил стиль езды.
Он много раз говорил, что если у него хороший двигатель, ему не нужно жать на торможении, жать в повороте, и он может экономить шины там, где ему надо, и вот такие вещи. То есть он правда умный, и он тут же понял философию байка этого года. Так что в конце концов у него он правда был хорош. В смысле, это фантастика, когда есть настолько умный гонщик, который тут же понимает замысел байка и приспосабливает ездовой стиль, чтобы брать от байка максимальную выгоду. Это правда была фантастика.
На старте сезона Марк восстанавливался после операции и на тестах не мог ездить на 100%. И всё-таки тут же приспособил свой стиль. Впечатлило?
Мы такого не ожидали, когда начинали тесты на Сепанге. Вообще-то его состояние было гораздо-гораздо хуже, чем мы ожидали. Он перенёс операцию сразу после завершения прошлого сезона. Затем мы ждали, что уже к тестам на Сепанге он будет, может, на 80%, но нет, он был менее чем на 50%, честно говоря. Поэтому он проехал не так много кругов, тогда как мы хотели, чтобы он проехал как можно больше, потому что это новый байк, новый двигатель. Но для этого он был не в форме.
В общем, мы все вместе сели и сказали: ОК, если нельзя извлечь из нового байка максимальную выгоду, давайте попробуем управлять, а потом в то же время давайте попытаемся понять, как извлечь из этого максимум. Но — говорю это с удивлением, — когда мы начали сезон, он уже довольно хорошо понимал, и это правда поразило.
Вы сказали, какие-то вещи, которые он делает, поразили вас. Он до сих пор вас поражает?
Да. В целом, я каждый день удивляюсь, удивляюсь, удивляюсь. Вообще, это одна из причин, почему нам нельзя останавливать работу в мотопромышленности, в моторспортах — потому что мы как инженеры что-то предсказываем, затем что-то делаем, затем внезапно кто-то прибывает с другой планеты или откуда угодно, и запрыгивает на этот байк и делает то, чего мы вообще не ожидали.
Затем мы осознали: ОК, давайте для этого байка сделаем что-то сверху, новую вещь, потому что как мы знаем, он может что-то большее, чем мы ожидали. То есть всегда положительный круговорот улучшений.
По вашему мнению, это у Марка сильнейший сезон?
По статистике да, думаю. Думаю, он еще может поработать ради максимума очков за сезон. По числу побед… Я не очень хорош в статистике, но думаю да. Очевидно, кроме Остина он всегда был на П-1 или П-2, так что один из сильнейших сезонов, конечно.
Марк — единственный гонщик на борту Honda, побеждающий в этом году. Как вам это? Другим нужно шагнуть вперёд?
Ну, как я сказал, я знал, что байк этого года будет чуть труднее прошлогоднего байка, потому что нашей мишенью было взять от двигателя максимальную мощность, потом что как я сказал, мы знали, у нас есть Марк Маркес, который может наилучшим образом управлять любыми трудными моментами байка. Поэтому мы решили так и продолжать, и как мы ожидали, он правда хорошо управлял, лучше чем ожидали. Но мы тогда так же знали, что другим гонщикам, может, было немного сложнее.
Очевидно, к следующему году как минимум постараемся восстановить то, чего байку этого года не хватало от прошлогоднего байка, и это наша цель. То есть байк этого года был немного специфично ориентирован, но может, я надеюсь, байк следующего года станет немного проще в управлении для всех райдеров «Хонды».
Дата: 07.10.19
Источник: crash.net