Как выглядел независимый чемпионат MotoGP 2019

Независимый чемпионат MotoGP 2018

Главная битва MotoGP 2019 года завершилась гораздо раньше последней отмашки клетчатым флагом. Группа сильнейших до конца продолжала распределять призовые позиции зачёта, но без участия Марка Маркеса. Для Муравья всё закончилось в Таиланде победной гонкой №9 и титулом MotoGP №6. Андреа Довициозо стал вице-чемпионом в Австралии, Маверик Виньялес выиграл бронзовую медаль FIM на финале в Валенсии.

Ни в одном спорте завершение титульной погони за 5 этапов до конца сезона не назовут увлекательным моментом. К счастью, этажом ниже, в битве за независимый титул MotoGP всё было интереснее. Давайте присмотримся, что происходило на поле боя частных команд.

Этапы 1 — 9

Пилот Мотоцикл КТР АРГ США ИСП ФРА ИТА КАТ НИД ГЕР
Квартараро (192) Yamaha 2019 6 3 3 Сх 3 3 1 1 Сх
Миллер (165) Ducati 2019 Сх 1 1 Сх 1 Сх 2 4 2
Крачлоу (133) Honda 2019 1 6 Сх 2 3 2 Сх 3 1
Морбиделли (115) Yamaha 2019 4 Сх 2 1 2 Сх Сх 2 3
Накагами (74) Honda 2018 2 2 5 3 Сх 1 3 Сх 6

Этапы 10 — 19

Пилот Мотоцикл ЧЕХ АВТ ВЕЛ СМР АРА ТАИ ЯПО АВС МАЛ ВАЛ
Квартараро (192) Yamaha 2019 3 1 Сх 1 2 1 1 Сх 2 1
Миллер (165) Ducati 2019 1 Сх 3 3 1 6 4 2 3 2
Крачлоу (133) Honda 2019 2 Сх 2 Сх 3 5 2 1 Сх Сх
Морбиделли (115) Yamaha 2019 Сх 4 1 2 Сх 2 3 6 1 Сх
Накагами (74) Honda 2018 4 5 9 9 5 3 8


Пускай с 2017 года в MotoGP аж 6 заводов выставляют мотоциклы, обустройство верхних этажей чемпионата не изменилось с 1983 года, когда феноменальный 20-летний ездок Honda Фредди Спенсер в последней гонке сезона в Имоле с 2-очковым преимуществом побил 3-кратного чемпиона, земляка-американца Кенни Робертса из Yamaha.

За следующие 36 лет сюжет больших битв королевского класса почти не менялся. Чемпионом становилась либо Yamaha, либо Honda. Третьего не дано. Разовые успехи Suzuki и Ducati не имели продолжения. В 2019 году Марк Маркес и Фабио Квартараро позаботились о том, чтобы традиция не нарушилась.

Гонщик на #93 Honda заработал 12 побед и 6 вторых мест по пути к титулу MotoGP и невероятному числу 420 — новому рекорду очков за сезон, вместо 383 у Хорхе Лоренсо в 2010-м. Гонщик на #20 Yamaha в битве за чемпионат не участвовал, но свою войну выиграл. 20-летняя звезда Квартараро с 1-го захода получил в MotoGP 7 подиумов и 6 поул-позиций. Пускай это меньше 16 подиумов и 9 поул-позиций, с которыми 20-летний Маркес выиграл первый титул в 2013-м, с тех пор ни один дебютант так сильно не начинал, как Квартараро.

Если эти числа не кажутся вам впечатляющими, вот еще: 334 очка и 2 место в квалификационном зачёте BMW M Award (против 384 у победившего Маркеса), и 73 лидирующих круга (следующий показатель сезона после 264 у Маркеса). На ГП Сан-Марино Квартараро провёл лидером значительную часть дистанции (23 круга из 27), а в Таиланде почти 100% (25,5 из 26).

И не забудем, он делал себе имя на необновляемом M1 2019 года нового спутника Petronas Yamaha SRT с придушенным на 500 оборотов двигателем, против полностью заводского RC213V, которым располагал Маркес. В 2013-м испанец сел на байк, благодаря Кейси Стоунеру и Дани Педросе выигравший 12 гонок 2012-го, вместе с титулами лучшей команды и конструктора. Квартараро сел на байк, выигравший в 2018-м 1 гонку (ГП Австралии) под управлением Маверика Виньялеса. Разные стартовые точки, но одинаково впечатляющие показатели.

Впрочем, Фабио начал с недоразумения: за секунды до начала прогревочного круга ГП Катара его М1 заглох, пришлось перемещаться на пит-лейн и дожидаться, пока пелотон построится на решетке. Новичок начал первый в жизни заезд MotoGP позади всех. С непрогретыми шинами он бросился догонять пелотон, и весьма преуспел. Его финишная позиция была 16-й из 20, в 15,9 секунды от победителя Андреа Довициозо. Быстрейший круг Квартараро 1:55.039 стал быстрейшим для всего заезда.

Как видно из таблицы, первую треть сезона Фабио был в одинаковом положении относительно прямых соперников — Джека Миллера из Pramac Racing, Кэла Крачлоу из LCR Honda, и соседа по гаражу SRT Франко Морбиделли. В Аргентине, США, Франции и Италии француз занимал 3 места в независимом зачёте.

Ему было до слёз обидно раньше времени покинуть гонку ГП Испании, которую он сенсационно начал с поул-позиции. У Маркеса ушло 2 попытки на выигрыш квалификации, Квартараро сделал это с 4-й, однако стал самым молодым поулистом в истории MotoGP в возрасте 20 лет 14 дней (кстати, на ГП Таиланда он отобрал другой рекорд Марка — самый молодой обладатель 4 поул-позиций премьер-класса в 20 лет 168 дней). Его заезд завершился на 14 круге из-за КПП, застрявшей на 3 передаче. В этот момент перед его М1 наблюдался только Маркес.

Большая авария на 2 круге ГП Каталонии, в которой упавший Хорхе Лоренсо «вынес приговор» Маверику Виньялесу, Андреа Довициозо и Валентино Росси, подарила Фабио шанс впервые ступить на подиум MotoGP, заодно выиграть 1-ю независимую гонку. Поулист Квартараро отбил притязания Данило Петруччи на 2 позицию, и оказался на подиуме с Маркесом. Барселона-Каталунья стала 1-м подиумом француза из 7, и 1-й гонкой из 5, где дуэт Маркес-Квартараро приземлялся на позициях 1-2.

За остальные 2/3 сезона Эль Дьябло еще 6 раз уезжал домой призёром. Это число соответствует подиумам Виньялеса — лучшего ездока Yamaha этого сезона, — и на 6 превышает «успехи» Росси и Морбиделли. Более того, с ГП Каталонии и до конца сезона Квартараро собрал больше призов, чем вице-чемпион Андреа Довициозо (5). Его обогнал только Маркес (13).

Безусловно, никогда не бывший чемпионом мира Квартараро стал откровением сезона. В Японии он за 4 гонки до конца стал новичком сезона (с ним состязались Жоан Мир, Франческо Баньяйя, и Мигель Оливейра), в Валенсии побил Миллера за статус лучшего независимого ездока. Он поставил точку в году с ощущением выполненного долга. И удовлетворением от победы над скептиками:

В 2018-м многие говорили мне, я не заслужил место в MotoGP, и что я был не готов, или что слишком рано. Думаю, в этом году я доказал 7 подиумами и 6 поул-позициями, что был готов, как и шагами во 2-й половине сезона.

Мы правда счастливы, потому что мы, во-первых, взяли и командный, и титул независимого гонщика, так что меня очень радует этот год, и думаю, вся команда может гордиться тем, что мы сделали.

Если будем так продолжать, победа придёт. Мы работаем ради подобных результатов. Сезон прошел более чем хорошо. Если победы не было в этом году, то в следующем будет.

Это не первый новичок Yamaha, который так хорошо обжился в MotoGP. Бэн Спис (2010), Поль Эспаргаро (2014) и Жоанн Зарко (2017) в прошлом спутнике Yamaha Tech 3 выигрывали независимые титулы MotoGP с 1 попытки, опытные Колин Эдвардс (2008, 2009), Андреа Довициозо (2012) и Кэл Крачлоу (2013) тоже били всех соперников на М1. Дружелюбный, устойчивый прототип Yamaha — лучшее оружие для новичка MotoGP, даже если не заводской. Статистика последнего десятилетия это потверждает.

20-летний Квартараро снял корону с 29-летнего соотечественника Жоанна Зарко, лучшего частника MotoGP предыдущих 2 лет, а Petronas Yamaha SRT сделала то же самое с Pramac Racing. Спутник Ducati в 2018 году выиграл только что учреждённый чемпионат независимых команд с Миллером и Петруччи. Это был первый титул Ducati со сказочного 2007 года с Кейси Стоунером (если не считать маленькую победу в независимом классе Open 2015 года).