Виттевеен: 90-градусный V4 — оптимальное решение для MotoGP
Бывший (1989 — 2004) главный конструктор гоночных Aprilia Ян Виттевеен приветствует решение технического главы Aprilia Racing Романо Альбезиано переделать двигатель RS-GP для сезона MotoGP 2020. История «узкого» агрегата V4 уже законилась, его преемник — V4 с 90-градусным развалом блока цилиндров по образу и подобию Ducati, Honda и КТМ.
Этот прототип вышел на трассы чемпионата в 2016 году, за 3 сезона он ни разу не позволил своим гонщикам (Альваро Баутиста, Штефан Брадль, Алейш Эспаргаро, Сэм Лоус, Скотт Реддинг, Андреа Ианноне) финишировать выше 6 места. Среди недостатков постоянно переделываемой инженерным штабом Альбезиано конструкции была развесовка — марке никак не удавалось «поймать» оптимальную. Это прямо отражалось на износе шин — лишний вес впереди портил на торможениях переднюю, лишний вес позади портил на разгонах заднюю. Катастрофически неудачный RS-GP 2018 года свёл эти недостатки вместе. В RS-GP 2019 удалось воспроизвести баланс качеств 2017 года, хотя повторение старого прототипа прогрессом явно не назовёшь.
У прототипа 2019 года неверная развесовка проявлялась на торможении в прямом положении — заднее колесо задиралось в воздух и удлиняло тормозной путь. Лучшие результаты RS-GP показал на извилистых треках с многочисленными замедлениями в наклоне: в Арагоне Алейш Эспаргаро финишировал 7-м в 10,4 секунды от победы, на Филлип-Айленде Андреа Ианноне сумел даже недолго полидировать и добился 6 результата, проиграв 15,2 секунды. Однако Aprilia в MotoGP не ради таких результатов.
Конструкция RS-GP дошла до предела возможностей в том числе из-за двигателя. Виттевеен объяснил изданию Speedweek, что в нынешнем моторе с 72-градусным развалом изначально не было большого смысла. Оптимальное число для MotoGP — 90 градусов, то есть прямоугольное сочленение блоков. Хотя двигатель получается более широким, на самом деле он компактнее — между блоками появляется больше места для воздухокамеры (эйрбокса), которую в узком моторе приходится уменьшать и втискивать. Чем лучше дышит мотор, тем больше мощности может выдать.
В прошлый раз Aprilia покинула MotoGP после 2004 года, закрыв неудачный проект RS³ с рядным 3-цилиндровым двигателем (его конструировал нынешний директор Ducati Corse Луиджи Даллинья, преемник Виттевеена на посту шефа Aprilia Racing). Иного опыта по технике королевской категории у неё не было, так что истоками прототипа RS-GP 2016 года были «прототипы-супербайки» Aprilia ART (2012 — 2014) и RS-GP (2015). Их агрегаты являлись слегка переделанными бойцами RSV4 из WSBK с 65-градусными V4. Крошечное увеличение развала до 72 градусов показало тупиковость такой ветви развития. В 2020 году у Aprilia впервые появится «нормальный» прототипный двигатель MotoGP. Вокруг него изменится и весь остальной байк:
90-градусный развал цилиндров — это оптимальное решение, потому что даёт возможность рационализировать область впуска. Во-первых, можно оптимальнее спроектировать и расположить впускные каналы. Во-вторых, можно поставить воздухокамеру большего объёма. Весь двигатель становится компактнее.
Когда развал цилиндров менее 90 градусов, приходится идти на уступки в области впуска. Из-за этого воздухокамера уменьшается, и таким образом уменьшается эффективность впуска. Поток [воздуха] тоже слабее. Вот почему давно ясно, что сегодня 90 градусов — это лучшее решение, потому что улучшает наполнение.
У Aprilia с апреля 2016-го в MotoGP 72-градусный развал цилиндров, но ясно, что 80 градусов лучше 72, а в 85 градусах больше смысла, чем в 72. А оптимальными считаются 90 градусов. У «Хонды» развал V даже 92 градуса. Так как двигатель не очень длинный, Honda использовала шатуны покороче, что опять же влечёт другие недостатки.
RS-GP следующего поколения появится на глазах публики не ранее февральских тестов в Малайзии. Aprilia не успела подготовить байк к осенним тестам в Валенсии и Хересе, чем весьма разочаровала Эспаргаро и Ианноне. Завод из Ноале отстаёт от всех 5 заводов MotoGP в подготовке нового прототипа. Соперники Aprilia к этому моменту уже испытали в деле черновые варианты новых двигателей, шасси, и прочих деталей.
Дата: 01.12.19
Источник: Speedweek