Michelin приблизился к «экстремальной» передней шине Bridgestone

Michelin, монопоставщик покрышек MotoGP, в 2020-м продолжит работу в прежнем направлении, увеличивая износостойкость и зацеп.

То, что эта работа повышает динамику прототипов и уменьшает времена круга, говорят числа. За сезон 2019 на 7 гонках общее время прохождения дистанции уменьшилось на 18 — 30 секунд, побиты 15 трековых рекордов по времени поул-позиции и гоночного круга. Для Michelin это 2 основных показателя качества — держак и изностостойкость. Компания из Клермон-Феррана удовлетворена обоими.

Для сезона 2020 готова задняя покрышка новой конструкции. Гонщики MotoGP пробовали её в этом году на тестах в Барселоне, Брно, Мизано, послесезонных тестах в Валенсии и Хересе, и даже по ходу Гран-При, когда в Австралии в расписание добавили 20-минутную сессию. Michelin попросил каждого пилота проехать минимум 11 кругов с новой задней покрышкой мягкого или среднего состава. Когда второе время сессии за чемпионом Марком Маркесом поставил Андреа Ианноне из Aprilia (+ 0,167 секунды), это было любопытно. Не исключено, новая резина порадует отстающие команды даже больше сильных, особенно с такими большими проблемами с пробуксовками в наклоне, как Aprilia.

По данным Michelin, задняя покрышка 2020 года ускорит мотоциклы на 0,4 — 0,5 секунды по сравнению с вариантом-2019. Выигрыш будет не только по времени, но и по обратной связи — это стало понятно по положительным отзывам гонщиков. Самое время пускать её в дело, рассказал Motorsport директор мотоциклетно-спортивного дивизиона Michelin Пьеро Тарамассо:

Учитывая хорошие результаты тестов, мы представим новую конструкцию, которую уже тестировали на различных треках в 2019-м. После глубинного анализа всех данных мы просто сообщили их «Дорне» и командам. Мы хотим внедрить её в 2020-м, ведь последние пару сезонов перемен не было.

Мы начинали с проведения динамических испытаний на разных треках, затем выполнили несколько испытаний долговечности по ходу уик-энда на Филлип-Айленде, и на тестах в Валенсии и Хересе. Затем провели несколько внутренних испытаний покрышек, которые прошли уже 20 — 25 кругов.

Они дали положительные результаты, поэтому мы решили, что новая задняя конструкция будет использоваться на всех гонках 2020-го, за исключением Таиланда и Австрии из-за высоких температур, с которыми сталкиваются на этих Гран-При. Но это будут 2 единственных исключения в календаре.

Компания избегает больших изменений — об этом просят сами гонщики. Новая задняя будет цепче и долговечнее, вместе с тем по жесткости не будет отличаться от шины 2019-го. Хотя по гибкости она превзойдёт предшественника, и предложит увеличенное пятно контакта:

В целом, уровень жесткости останется таким же, как у шины-2019. Однако, когда мотоцикл в повороте и наклонён, она сильнее деформируется и обеспечивает лучшее сцепление. Это помогает ездокам раньше разгоняться на выходе из поворота. Также есть маленькое преимущество по тяге. Ездоки говорили нам, связь хороша, потому что у шины гораздо более линейное поведение во всём повороте — это сразу позволило стать быстрее.

Более хваткие и долговечные шины в теории хороши для всех, но не на практике. Выгода или потери сильно зависят от конструкции мотоциклов и ездового стиля пилотов. Например, гонщик Ducati Андреа Довициозо выиграл 4 гонки в 2018-м и всего 2 в 2019-м, во многом из-за того что его превосходное умение продлевать жизнь задней шины потеряло прежнее значение. Зато Маверик Виньялес — один из гонщиков Yamaha, который мучился весь 2018 год из-за скольжений, — выиграл 2 гонки после одной сезоном ранее. «Липкие» боковины задних шин — одна из причин, почему к Yamaha вернулась коронная устойчивость в поворотах.

Независимо от того, каковы потери и приобретения от новой резины, эволюция Michelin не изменит направление. В 2020-м шины станут еще быстрее и выносливее. Кому-то это сыграет на руку, кому-то добавит головной боли. Но приспосабливание мотоциклов под шины — обязательная часть игры, когда чемпионат снабжает единственный производитель:

Даже на уровне зацепа мы видели, что с такими же составами шины расходовались немного медленнее, чем с конструкцией-2019. Еще эта шина больше предлагает в плане держака, поэтому она меньше скользит, и как следствие изнашивается тоже меньше.

На тестах мы в основном использовали мягкие и средние составы, но было видно, что эффект проявляется на всех [в том числе на жестких].

По сравнению с Bridgestone — монопоставщиком MotoGP в 2009 — 2015 годах, — резина Michelin была очень хороша в одном аспекте и собирала критику в другом. Зацеп задних был намного выше — это больше всего ощущалось на добавлении газа при сильном наклоне. Там, где Bridgestone срывало в пробуксовку, Michelin упорно толкал байк вперёд. Толкал настолько хорошо, что передняя шина чересчур разгружалась и теряла контакт с асфальтом. Произошло бесчисленное количество низовок, прежде чем команды поняли, как правильно перенастроить мотоциклы.

С другой стороны, передние Bridgestone хватались за асфальт гораздо лучше и позволяли входить в повороты на торможении при неестественных (как кажется сейчас) углах наклона. Michelin движется в этом же направлении — работает над передней шиной с умопомрачительной цепкостью боковин. Шаг к этому сделан благодаря составам: в 2019-м всё больше гонщиков отлавливали свои байки после почти-падений на входе в поворот. Они всё лучше контролируют предел передней шины, и Michelin собирается отодвинуть этот предел еще дальше, теперь за счёт конструкции.

На тестах этой шины в августе в Мизано ряд гонщиков, которые застали эру Bridgestone, рассказали техникам Michelin, что новая французская покрышка по способностям уже превосходит японскую. Ощутив, какие возможности она даёт, гонщики начали нещадно грузить её на входах в повороты. Об этом Тарамассо упоминал в другом интервью порталу Moto.it:

Этот аспект мы тоже улучшили, отзывы более чем приемлемые. Не только Маркес, но другие ездоки тоже способны восстанавливать контроль над байком после потери передка. С новой передней шиной мы шагнули еще дальше: ездоки могут жестче тормозить даже на входе в повороты, в поворотах могут дольше удерживать тормоз.

[С 2016-го] шины сильно изменились, и сегодня ездоки нам говорят, что мы на уровне предыдущего производителя. А 3 ездока, когда опробовали новую переднюю в Мизано, сказали нам, что она превосходит тех, кто был до нас. Поначалу вообще-то было трудно из-за другого стиля. Они намного сильнее грузили переднее колесо. Все пилоты старались имитировать Маркеса большим давлением на шину.

Ни в 2018, ни в 2019 году Michelin не трогал профиль и конструкцию передней покрышки, основа задней пару лет то же оставалась нетронутой. После нескольких лет улучшения составов, технологии приготовления смесей ради повышения цепкости, стойкости и расширения температурного окна Michelin возвращается к более глубинным переменам. В 2020-м MotoGP перейдёт на новую заднюю, и по ходу сезона будет пробовать переднюю с новым каркасом, чтобы внедрить её в 2021-м.