Росси назвал 10 своих лучших гонок
Бывший мотогонщик Гран-При Грациано Росси точно не подозревал, что его сына Валентино (и жены Стефании) ждёт настолько продолжительная карьера, что такое трудно вообразить. Никто не подозревал, в том числе весь паддок Гран-При, где маленького кудрявого проныру знали еще до мирового дебюта в 1996 году.
Колёса гранприйной карьеры будущего Доктора закрутились 31 марта 1996 года на малазийском треке Шах Алам. 23 года спустя у 40-летнего сына Грациано за спиной 9 титулов во всех категориях, 115 побед и 23 сезона на момент завершения Гран-При Валенсии 17 ноября 2019-го. В следующем году Росси ждёт минимум еще год в MotoGP по договору с Yamaha — с маркой, для которой он с 4 титулами MotoGP по-прежнему остаётся самым успешным гонщиком в истории Гран-При. Его следующий карьерный эпизод точно будет связан с автоспортом — второй страстью обоих Росси.
Младший Росси давно превзошел старшего: Грациано гонял в 1977 — 1982 годах в классах GP250 и GP500, добился 3 побед и 3 места в 1979 году (когда родился Валентино) в категории GP250. К сожалению, он не смог покинуть мотоспорт на своих условиях. 19 сентября 1982 года он пострадал в кошмарной аварии на кольце Имола во время 500-кубового заезда итальянского чемпионата CIV. 28-летний Грациано рухнул на асфальт почти на 300 км/ч, от удара у него остановилось сердце. Он был спасён только благодаря быстрому вмешательству команды врачей Клаудио Коста — бессменного руководителя гранприйной «Клиника Мобиле» в 1977 — 2014 годах.
Сын Грациано оказался куда более везучим гонщиком, не таким безрассудным. Хотя спортивной агрессии ему хватало. Вспоминая в беседе с Australian Motorcycle News острые битвы с Хорхе Мартинесом в GP125, с Лорисом Капиросси в GP250, с Максом Бьяджи, Сете Жибернау и другими звёздами MotoGP нулевых, Доктор заметил, что сильно изменился. У 40-летнего бывшего чемпиона голова работает намного спокойнее:
Когда я был молодым, был немного сумасшедшим. Очень часто я принимал решения, или так скверно реагировал, что сегодня в 40-летнем возрасте ни за что так не поступил бы. Сегодня чувствую, мой опыт влияет на каждое решение, которое надо принимать. Я реже злюсь, чем раньше, потому что понимаю, это бесполезно. В молодости я не мог сдерживаться. Когда думаю про такие вещи, вижу, как сильно изменился.
Хотя что совсем не изменилось, так это моя страсть к гонкам. Мне её передал отец, когда ребёнком посадил меня на мотоцикл. С тех пор я ни разу не останавливался, и даже сегодня, когда я прыгаю на байк, чувствую ту же страсть и адреналин, как в молодости. С этой точки зрения я — тот же Валентино, который впервые выступил 23 года назад.
Когда 40-летний пилот #46 закончил ГП Валенсии 2019 на 8 месте, это был его 402-й Гран-При. Именно столько стартов в мировом чемпионате минуло с пор, как 17-летний Росси поставил свою 125-кубовую Aprilia решетке Шах Алама 31 марта 1996-го. 402 старта — это 42,6% всех 942 МотоГран-При, что прошли за 71 год.
Разумеется, далеко не все выступления знаменитого итальянца вошли в историю. Журнал Australian Motorcycle News попросил его назвать 10 самых дорогих сердцу. Особенно близки Валентино победы, добытые на последнем круге.
Валентино, ты их все помнишь?
Не все, помню только красивые… Ну, нет, это не правда — даже несколько плохих гонок. Хотя у меня хорошая память на байки.
Люди говорят, если тебе просто назвать название и дату ГП, ты без колебаний правильно назовёшь подиум?
Да. Я бы и на ТВ-шоу мог пойти. Если б такое было про MotoGP, у меня был бы хороший шанс выиграть.
402 гонки — поразительное число. Какие 10 гонок больше всего характеризуют твою карьеру?
С первыми 3 всё очень ясно. Самая важная — первая победа на «Ямахе» в Южной Африке-2004. Это тогда миф — наверное, плохо так говорить, — но там взорвался миф о Валентино Росси.
Я покинул «Хонду», которая тогда была лучше всех байков, гораздо лучше, чем сейчас. Настолько лучше, что люди говорили, если у тебя не было «Хонды», ты не сможешь выиграть. И я ушел в Yamaha, которая тогда правда была в беде. Поразмыслив, я правда поступил как сумасшедший, дурак [смеётся]. Это было не очень умно.
Ты бы снова так сделал?
Очень даже сделал бы так снова, потому что это самая важная вещь моей карьеры. Выигрывать дальше с «Хондой» — это было одно дело. И иногда я жалел, говорил себе: блин, сколько гонок я бы выиграл, если б остался еще на 5 лет? Может, я бы и Агостини еще побил.
Может, в Yamaha я меньше выиграл, но они были лучшими. В общем, я правильно поступил. В то время я был… Не то что бы сумасшедшим, но очень смелым.
До сих пор такой?
Да, но тогда я был гораздо более дерзким. В общем, эта победа [в Южной Африке] — коронное достижение первой части моей карьеры. Это лучший момент, и он заканчивается в конце 2005-го периодом, когда я доминировал: 10 — 12 побед за год, на 100 очков в чемпионате впереди.
Затем пошел спад. В 2006 и 2007 я не выигрывал титул, и обычно когда ты больше не выигрываешь после того, как уже выиграл 5 чемпионатов MotoGP, ты всё. Люди говорят: «Ну вот, Валентино закончился. Его карьера состоялась, он выиграл 7 чемпионатов в общем, он сравнялся с Миком Дуэном. Он всё».
Но ты был не всё….
Второй гонкой в моём глав-списке поставлю Лагуна Секу 2008-м, потому что в 2007-м на сцене появился тот, кто меня заменял — Кейси Стоунер, «новый Валентино Росси», который побил меня на Ducati. Но в той точке я сделал еще одну ставку после Yamaha: «Если вы мне тоже дадите шины Bridgestone, его я тоже обдурю, пусть он и моложе». Лагуна Сека была расплатой Стоунера, из-за той гонки я выиграл чемпионат.
В тот уик-энд на Лагуна Секе Кейси был на 0,5 секунды быстрее всех. На тренировках он был очень силён, он доминировал, стартовал с поула. Я его там побил, и это правда была вершина моей карьеры.
И из того года я выберу еще одну, но она не относится к топ-3 — Китай. Потому что я вернулся к победам после долгого периода, и это была моя первая победа на Bridgestone. Первые 3-4 гонки сезона были так себе, все говорили: «А, вот-вот, видите? Козёл он, даже на Bridgestone проигрывает».
И потом, был Лоренсо, у которого еще стояли Michelin, и он взял 3 поул-позиции в 3 первых гонках, и победил в Португалии. «Валентино конец, кроме Стоунера, его преемником будет Лоренсо», говорили люди. Но я победил в Китае, и там у всех начался полностью другой сезон.
Дата: 22.12.19
Источник: Australian Motorcycle News