Доменикали: Производителю не выгодно, когда побеждает один гонщик
Накануне начала сезона MotoGP 2020 Ducati, несмотря на рывок 3 последних лет, остаётся производителем с единственным выигранным чемпионатом (2007). В прошлом сезоне, позапрошлом и позапозапрошлом компания из Болоньи оставалась в тени Honda. Её прототип RC213V и чудо-оружие под названием Марк Маркес три раза подряд выиграли Тройную корону MotoGP — личный, командный и марочный титул. Лидер Ducati Андреа Довициозо — трижды вице-чемпион, первый призёр марки после чемпиона Кейси Стоунера, однако за вторые места в любом спорте титулы не положены.
Вне мотоспорта у Ducati нет особых причин переживать за результаты. За 2019 год марка продала 53 183 мотоцикла против 53 004 единиц годом ранее. В той или иной степени в каждом мотоцикле, который собирают на фабрике в Борго Панигале — районе Болоньи, — есть частичка MotoGP. Президент компании Клаудио Доменикали на презентации команды Mission Winnow Ducati Team 23 января особенно подчеркнул значимость трансфера технологий между миром гонок и миром гражданских мотоциклов.
В 2020-м Ducati представит миру свою самую большую гордость — супербайк Superleggera V4 из так называемого «проекта 1708», задуманного в 2017-м. Сверхлёгкая (всего 152 кг, на 5 кг меньше минимального веса прототипов MotoGP) версия флагманского мотоцикла Panigale V4 c 224-сильным двигателем будет самым карбоновым спортбайком в истории, предназначенным для продаж: в нём стоит углеволоконная фронтальная рама, подрамник, колёса, и обтекатель с антикрыльями от прототипа Desmosedici 2016. Марка заявляет, что на скорости 268 км/ч их прижимная сила достигает 50 кг. Всё это — эхо инженерных исследований на поле прототипов.
В гонке за титулами MotoGP им не удаётся занять ведущее положение, тогда как в гонке за технологиями Ducati впереди, заметил Доменикали, намекая на соперника №1 — Honda. За 2019 год японский конкурент кроме всех возможных титулов выиграл 12 гонок, все с Маркесом. Ближайшим к испанцу пилотом на RC213V стал Кэл Крачлоу — без побед и на 9 месте личного зачёта. 3-кратный чемпион MotoGP Хорхе Лоренсо, составивший компанию Маркесу в Repsol Honda, потерпел крах и завершил карьеру. Он не смог добиться ни единого финиша в топ-10.
Довициозо принёс красной команде 2 победы, 1 добавил Данило Петруччи. Вместе с Джеком Миллером из спутника Pramac марка заполучила 17 призов за сезон, поставив свой новый рекорд в MotoGP. Доменикали горд, что Ducati может построить машину, предоставляющую большие возможности нескольким пилотам, тогда как самый побеждающий завод MotoGP, по его мнению, настолько зависим от одного гонщика, что это вредит развитию его технологий:
У Ducati есть бюджет для предельно важной спортивной части. В прошлые годы мы делали важные вложения в гонщиков. Нельзя говорить, что мы не добивались результатов из-за того, что не вкладывались в гонщиков.
Правда, конкуренция есть всегда, но я предлагаю всем задуматься над ценностью участия в гонках для каждой марки. Победы — это важно, само собой, но думаю, производители, которые всегда побеждают только с одним гонщиком, тогда как их второй гонщик на таком же байке с трудом держится в топ-10, не получают такой прибавки к ценности марки, как «Дукати». Для нас это самое важное качество. Все энтузиасты мотоциклизма могут видеть, что «Дукати» технически способна делать доступные технологии, которые потом можно приобрести.
В 2019-м мы были единственными, кто побеждал с обоими ездоками, тогда как производитель, который выиграл чемпионат, испытывал затруднения не только с официальной командой, но и со спутниковыми. Внимательный фанат может усомниться в том, сколько заслуг в конкурентности относится к байку, сколько к гонщику.
Но сколько технологий MotoGP затем доходит до серии?
Это сильно разнится согласно типу изделия. На Panigale, вероятно, более 50% от того, что мы узнали в MotoGP. На Multistrada, Diavel и Monster этот перенос заметно ниже. Каждое наше изделие — это самый спортивный байк своего сегмента. Любой, кто покупает Ducati, знает, что они покупают волнующий продукт, хотя мы и работаем, чтобы эта спортивность была «лёгкой». По этой причине, например, у нас есть ABS для поворотов, которая обеспечивает высочайшую безопасность на торможении, когда байк наклонён. И потом, само собой, контроль тяги. Высокие технологии одновременно с поддержанием спортивности.
Этот перенос технологий важнее безусловной победы?
Я предпочитаю финишировать вторым, показав, что на нашем байке могут побеждать все гонщики, чем раз за разом выигрывать с одним гонщиком, тогда как другие даже не близко. В каком-то смысле это демонстрация того, что динамика критично связана с этим конкретным ездоком. У ездока необыкновенная спортивная динамика, но она менее важна, чем технологии марки.
Мы делаем вывод, что в конце 2020-го или раньше Ducati не будет где-то еще присматривать райдеров?
Конечно нет. Мы как команда всегда должны стараться заполучить себе лучшего райдера, но предостерегаю вас, потому что если лучший райдер каким-то образом предельно затрудняет другим показывать их наилучшую динамику, может, это не лучшее положение и для команды, и для марки.
В таком случае никуда не деться от 2018-го. На ум приходит Хорхе Лоренсо. Вы не чувствуете, что немного виноваты в его уходе? Если б он остался в Ducati, может, еще был бы на треках.
Уход Лоренсо зависел от него. Это был личный выбор ездока… Да и потом он калечился… Я предпочту поговорить о 2020-м. В 2018-м у нас были хорошие гонки, но мне больше нравится думать о том, что надо сделать, а не о том, что сделано.
Дата: 24.01.20
Источник: GPOne