Шеф-механики MotoGP: кто и с кем в 2020 году
Движение специалистов на рынке шеф-механиков MotoGP примерно соответствует переходам гонщиков от производителя к производителю. В 2019 году рынок гонщиков после бурного 2018-го закрылся, значительных перемен не было. В течение сезона лишь Жоанн Зарко искал новый дом: после ГП Сан-Марино француз покинул Red Bull KTM, провёл 3 гонки в LCR Honda, и после финала сезона приземлился в Avintia Racing. Рынок главных бригадиров ответил тем же: накануне 2020-го там осталось практически всё как и было.
На грядущий сезон MotoGP заявлены 22 пилота 11 команд. 17 спарок гонщик/шеф-механик соответствуют 2019 году. По-прежнему нерушим самый прочный союз MotoGP: Марк Маркес и Санти Эрнандес выиграли 6 титулов за 7 сезонов, теперь идут за новым. Вторая по «древности» спарка также трудится в Honda: Кэл Крачлоу и глава бригады #35 Кристоф «Бифи» Бургиньон готовятся к 6 сезону в LCR Honda. Данило Петруччи ни разу не менял шеф-меха с тех пор, как попал в Ducati. Вместе с Даниеле Романьоли он проработал 4 сезона в Pramac Racing, пока не перешел в официальную Ducati Team.
Второй самый эффективный дуэт MotoGP на 3 года младше первого. Андреа Довициозо и Альберто Гирибуола за 4 совместных сезона трижды становились вице-чемпионами. Оба итальянца почти равны по возрасту (гонщику 33 года, шеф-меху 35), и похожи спокойным характером. Для распада связки нет никаких причин, если только Довициозо не решит покинуть MotoGP.
9 спарок, которые образовались за прошлый сезон, изменений не претерпят. Тогда в MotoGP пришли 4 дебютанта (Фабио Квартараро, Франческо Баньяйя, Жоан Мир, Мигель Оливейра), один гонщик потребовал сменить шеф-механика (Yamaha приставила к Маверику Виньялесу Эстебана Гарсию, соавтора его титула Moto3 2013, вместо Рамона Форкада), двое гонщиков при переходе не смогли забрать из команды своих и получили новых (Хорхе Лоренсо при транзите Ducati/Honda, Франко Морбиделли при транзите Honda/Yamaha), полную встряску провела Aprilia, у одного забрали шеф-меха ради нового коллеги (Такааки Накагами остался без Рамона Орина, приставленного к Лоренсо, и получил Джакомо Гвидотти — брата Франческо, управкомандой Pramac Racing ).
Всего 2 действующих шеф-механика MotoGP сменили гонщиков, причём остались внутри своих марок. Новичок Repsol Honda Алекс Маркес проведёт первый в жизни совместный сезон со старшим братом Марком, и поддержит традицию Honda формировать полностью испанские составы ездоков и и главных бригадиров. Рамон Орин возьмёт шефство над младшим Маркесом, действующим чемпионом Moto2. Предыдущие клиенты 54-летнего испанца — Хорхе Лоренсо, Такааки Накагами, Джек Миллер и Дани Педроса. За 2 десятка лет в Honda он так же работал с чемпионами MotoGP Алексом Кривье и Ники Хэйденом.
Николя Гойон традиционно воспитывает молодёжь в команде Tech 3 Эрве Поншараля. Сейчас француз — шеф-механик Икера Лекуона, дебютанта ГП Валенсии 2019 в Red Bull KTM Tech 3. До этого Николя встречал в MotoGP таких пилотов, как Хафиз Шарин (2018), Йонас Фольгер (2017), Поль Эспаргаро (2014).
Без перемен | ||
Марк Маркес (Honda) | Санти Эрнандес (2013 — …) | |
Кэл Крачлоу (Honda) | Кристоф Бургиньон (2015 — …) | |
Данило Петруччи (Ducati) | Даниеле Романьоли (2015 — …) | |
Андреа Довициозо (Ducati) | Альберто Гирибуола (2016 — …) | |
Поль Эспаргаро (KTM) | Пол Треватан (2017 — …) | |
Алекс Ринс (Suzuki) | Хосе Мануэль Касо (2017 — …) | |
Джек Миллер (Ducati) | Кристиан Пупулин (2018 — …) | |
Тито Рабат (Ducati) | Ярно Поластри (2018 — …) | |
Алейш Эспаргаро (Aprilia) | Антонио Хименес (2019 — …) | |
Андреа Ианноне (Aprilia) | Фабрицио Чеккини (2019 — …) | |
Маверик Виньялес (Yamaha) | Эстебан Гарсия (2019 — …) | |
Такааки Накагами (Honda) | Джакомо Гвидотти (2019 — …) | |
Фабио Квартараро (Yamaha) | Диего Губеллини (2019 — …) | |
Франко Морбиделли (Yamaha) | Рамон Форкада (2019 — …) | |
Франческо Баньяйя (Ducati) | Кристиан Габбарини (2019 — …) | |
Мигель Оливейра (КТМ) | Ги Кулон (2019 — …) | |
Жоан Мир (Suzuki) | Франческо Каркеди (2019 — …) | |
Перестановки | ||
Сейчас | Ранее | |
Икер Лекуона (KTM) | Николя Гойон | Хафиз Шарин (КТМ) |
Алекс Маркес (Honda) | Рамон Орин | Хорхе Лоренсо (Honda) |
Новые/вновь шеф-механики | ||
Сейчас | Ранее | |
Валентино Росси (Yamaha) | Давид Муньос | Николо Булега (Moto2, 2019) |
Жоанн Зарко (Ducati) | Марго Ригамонти | Андреа Ианноне (MotoGP, 2018) |
Брэд Биндер (KTM) | Серджио Вербена | Штефан Брадль (MotoGP, 2015) |
Любопытно, что среди «первоклашек» в 2020 году оказался Валентино Росси. Доктор сделал сброс, решившись на новое начало. Так закончился его союз с Сильвано Гальбусера, просуществовавший с конца 2013-го по конец 2019-го. 63-летний специалист с опытом в MotoGP и WSBK устал от напряженного темпа чемпионата, тогда как Росси зашел в тупик. 9-кратный гранприйный чемпион надеется, что появление 41-летнего Давида Муньоса со свежим взглядом на настройку #46 YZR-M1 устроит ему психологическую встряску накануне 20 сезона MotoGP. Для Муньоса, соавтора титула Франческо Баньяйя в Moto2 (2018), это дебют в MotoGP.
В премьер-класс вернулись 2 специалиста, которые имеют опыт управления бригадой MotoGP. В «Лигу шеф-механиков» возвратился Марко Ригамонти, бригадир Андреа Ианноне в 2013 — 2018 годах в Ducati и Suzuki. В 2019-м связка ликвидировалась, так как при переходе в Aprilia Ианноне не смог взять с собой Ригамонти (Suzuki его сделала техническим координатором команды). 3 года спустя Марко вновь на орбите Ducati. Его клиент в этом году — Жоанн Зарко, команда — Avintia Racing.
Новичок Red Bull KTM Брэд Биндер получил в шеф-механики итальянца Серджио Вербена. В 2015 году Вербена был шефом бригады Штефана Брадля в командe Forward Racing, до этого — там же у Колина Эдвардса и Алекса де Анджелиса. Насколько ценен прежний опыт Вербена — большой вопрос. Итальянец не возглавлял бригаду MotoGP 4 года. За этот срок прототипы превратились в нечто совсем другое — на них стоят шины Michelin вместо Bridgestone, и унверсальная электроника Magneti Marelli, внедрённая в 2016-м. Серджио придётся набирать знания вместе с Брэдом.
Несколько звёздных шеф-механиков в 2019 году ушли в тень, и вероятно, в этом году под свет софитов не вернутся. Рамон Форкада, 3-кратный чемпион MotoGP вместе с Лоренсо, был убран из бригады Виньялеса, чтобы взять шефство над Морбиделли. Франки занял 10 место в том сезоне, последнее среди Yamaha. В отличие от Лоренсо и Виньялеса, перспективы ветерана MotoGP (он пришел в чемпионат 30 лет назад) вернуться к победам с Морбиделли сомнительны.
Кристиану Габбарини тоже нелегко. Ducati поручила ему большую роль — сделать из Баньяйя кандидата в заводскую команду. 2-кратный чемпион MotoGP с Кейси Стоунером и победитель 3 гонок с Лоренсо пока не преуспел. Пекко очень тяжело дебютировал, у него лишь 15 место в зачёте. Тогда у новичка был прошлогодний Ducati 2018, теперь будет актуальный Ducati 2020.
Впрочем, нужно посмотреть, сработает ли «правило второго года Габбарини». Самые успешные клиенты итальянского специалиста на второй сезон совершали прорыв: Стоунер выиграл MotoGP в 2007 году на Ducati после невнятного дебюта с LCR Honda, Лоренсо трижды побеждал на Ducati в 2018-м, хотя за год до этого число побед было нулевым. Джек Миллер добился в 2016-м единственной победы в MotoGP (Ассен) так же на второй год работы с Габбарини в Honda.
Дата: 31.01.20
Источник: Все о мире MotoGP