#фотоGP: аэродинамика MotoGP, что нового?

Первые зимние тесты MotoGP — пока не время бросаться в атаку на круг. Хотя поигрывание мышцами среди производителей уже началось. Участники чемпионата используют закрытые тесты 2 — 4 февраля на Сепанге не только для того, чтобы испытатели проверили надёжность новых прототипов на коротких и длинных выездах. Это шанс пораньше проверить в деле наработки из самой развиваемой области MotoGP последних лет — аэродинамики.

Новую волну опытов над приручением воздуха в 2015 году запустила Ducati. Другие производители подхватили тренд — Honda, Yamaha, Suzuki и КТМ соревновались с Ducati и друг другом по вычурности и размерам аэрокрыльев. Aprilia — вероятно, команда MotoGP с наименьшим заводским бюджетом, — всё это время шла в кильватере грандов. Но не теперь. Её крылатый байк RS-GP 2020 с «автомобильным» передним спойлером стал самым большим новатором тестов в Малайзии.

Спойлер, ради которого обтекателю подрезали щёки — новое аэротечение MotoGP?

Нос Aprilia уже напоминает клюв болида Формулы-1, под который подвешен передний спойлер. Хотя…

… если присмотреться к предыдущему RS-GP, большой разницы нет. Спойлер во всю ширину почти был, нужно было лишь «убрать жир» вокруг воздухзаборника. Нижний ярус крыльев тоже исчез.

Весь облик передней части прототипа задаётся крупной «скамейкой» во всю ширину 600-миллиметрового обтекателя. Как обязывает технический регламент MotoGP с 2017 года, у крыльев не должно быть острых выступающих граней, так что по бокам спойлер замыкается планками с изломом посередине. В тыльной части спойлер загнут кверху, выполняя главное назначение — прижимать к земле переднее колесо на разгонах.

Как рассказывал технический директор Aprilia Racing Романо Альбезиано, автор этой конструкции — Марко де Лука, новый шеф по развитию RS-GP. Де Лука пришел из автомобильной сферы — это бывший аэродинамик Ferrari и McLaren в Формуле-1, а также Mercedes в кузовной серии DTM. Зная об этом, становится понятно, откуда на мотоцикле такая явно автомобильная деталь. У 4-колёсных машин форма кузова намного сильнее пытается овладеть воздухом, так что эти познания могут пригодиться и на байках.

Другие производители MotoGP уже обыгрывали похожее решение, но никто не формировал нос обтекателя вокруг спойлера так явно, как Aprilia. Щёки обтекателя в нижней части настолько сужаются, что примыкают прямо к вырезу воздухозаборника. Тем самым площадь крыла становится больше, нагрузка на колесо — выше. Это результат многочисленных компьютерных тестов в виртуальной аэротрубе — так называемой вычислительной гидродинамики CFD, — и проверок в аэротрубе Toyota в Кёльне.

Для новой Aprilia сгодились прошлогодние крышки для RS-GP 2019

Крышка переднего колеса для направленного обдува тормозных скоб Aprilia RS-GP — это экспериментов Ducati с аэродинамикой (2019)

Yamaha начала играть с обдувом тормозов на тестах в Мизано-2019

В 2019 году Ducati в зависимости от характеристик трека закрывала фартуками одно или оба колеса. Прорезей в них не было, поэтому вероятно, их функция — обтекание воздуха без обдува тормозов

Другая большая деталь фронтальной аэродинамики — наколёсные крышки. Этот тренд задала Ducati в начале 2019 года (для обоих колёс), затем подхватила Yamaha. Вариант Aprilia выглядит самым изящным, особенно по сравнению с аляповатыми треугольными фартуками Ducati. Прорезь в передней части даёт понять, что поток воздуха направляется на обдув тормозных скоб, после чего покидает конструкцию через следующую прорезь.

КТМ — второй по уровню откровенности аэроновинок. Кроме прошлогодней версии — горизонтальная одноэтажная конструкция, которая отходит от носа назад и заканчивается на линии ручек руля, — КТМ проверял альтернативу в виде «усатой» формы по образу и подобию Honda. Любопытно, что у обтекателя края зубчатой формы. Команда явно проверяет, что происходит с потоком воздуха, который попадает на руки гонщика. Если гонщик жалуется, что на 300 км/ч воздух пытается снять его руки с руля, техникам надо подумать еще.

Новинка для зимних тестов — крыло-бабочка, сильно напоминающее прошлогоднюю Honda. КТМ тяжело отнести к новатором аэромоды MotoGP.

Дани Педроса пилотирует на Сепанге новый KTM с прошлогодним обтекателем.

Для зимних тестов 2020-го Honda слегка переделала свои новые усы (или бабочку — кому что больше напоминает). Двухъярусная конструкция смотрится изящнее, чем прошлогодняя — это было видно на осенних тестах, особенно когда на треке рядом с Алексом Маркесом на байке-2019 появлялся Марк на байке-2020.

Мотоцикл, который на Сепанге проверял тест-пилот Штефан Брадль, был в нескольких исполнениях. Из-за многочисленных участков чёрного пластика вперемешку с участками старого обтекателя-2019 он имел весьма лоскутный вид.

Алекс Маркес на Honda 2019

Байк 2020 года Штефана Брадля. Кроме бабочки, которая переехала выше до уровня воздухозаборника, на прежнюю морду RC213V прикрутили новую верхнюю половину

Глава Ducati Corse Луиджи Даллинья — основоположник самой большой аэроволны в истории MotoGP, — на презентации команды Ducati 23 января заметил, что на этот раз ничего серьёзного не будет. Действительно, новый GP 20 тест-пилота Микеле Пирро внешне едва отличался от мотоцикла, который проверялся на осенних тестах. Крылья на щеках обтекателя стали крупнее, также слегка изменилась форма нижнего яруса.

Покажет ли Ducati что-то большее? Возможно. Из 9 тестовых дней перед сезоном 2020 прошли 2,5, так что марка могла попридержать козыри для Андреа Довициозо и Данило Петруччи из заводской команды. Они к работе еще не приступали.

На Ducati 2020 обтекатель слабо отличается от прошлогодней тестовой версии

Таким он был в прошлом году. Верхние грани верхнего ярусы крыльев были менее массивными, нижний ярус не был вдавлен внутрь в центральной секции