Ривола: Ианноне и Aprilia расплачиваются за то, чего не совершали

Массимо Ривола в заднем ряду крайний справа

К сожалению для Aprilia, новая страница в истории её проекта MotoGP открылась без Андреа Ианноне. Гонщик #29 был вынужден отказаться от обоих февральских тестов на Сепанге — и проверочных, и официальных. Находясь с 17 декабря под дисквалификацией мотофедерации FIM из-за положительной допинг-пробы с ГП Малайзии, Ианноне связан по рукам и ногам: ему запрещено участвовать и в мотогонках, и в любых мероприятиях, которые с ними связаны (в том числе тесты).

На Сепанге Aprilia показала свой революционный байк RS-GP 2020. От прошлой версии у него остались лишь название да похожая внешность. Остальное создано с чистого листа — 90-градусный двигатель V4, шасси, и агрессивный передний спойлер, словно переставленный с гоночного автомобиля. Все, кто опробовал его в деле на Сепанге — Алейш Эспаргаро, тест-пилоты Брэдли Смит и Лоренцо Савадори, — сильно изумились.

За полгода работы на фабрике в Ноале инженеры Aprilia действительно создали что-то очень воодущевляющее. У RS-GP впечатляющая поворотная скорость и проворность. Важно, что у байка, который провёл на гоночном треке всего 6 дней, уже очень неплохая квалификационная и гоночная скорость. Эспаргаро показал 9 время тестов, и провёл настолько конкурентную 13-круговую симуляцию, что всерьёз задумался о подиуме. Хотя бы один в 2020 году должен быть, считает Алейш.

Ианноне присоединился к Aprilia Gresini в 2019 году, и конечно, заслужил лично испытать мотоцикл, в котором есть и его доля труда. Итальянец стал автором лучшего результата «Априлии» в том сезоне MotoGP (6 место на ГП Австралии и 24 секунды лидирования), показав, что даже старый RS-GP небезнадёжен. На знаменитом Филлип-Айленде почти всё решает поворотная скорость, и она у байка была. Инженеры сохранили эту черту в RS-GP 2020, и усилили остальное — устойчивость на торможении, аэродинамику, работу электроники. Правда, мощности для пролёта прямиков как не хватало, так и не хватает. Но и это можно исправить.

4 февраля Ианноне был в Швейцарии, участвовал в первом заседании по своему делу в суде FIM/CDI — в тот же день на Сепанге закончились закрытые проверочные тесты. Так как дисквалификация временно осталась в силе, официальные тесты Андреа тоже «сгорели». Его тестовую программу выполнял Смит, на замену самого Смита Aprilia на всякий случай натаскивала 26-летнего Лоренцо Савадори — своего бывшего пилота из WSBK.

Пилота #29 не хватало на этих тестах, рассказал спортивный директор Aprilia Racing Массимо Ривола в беседе Speedweek:

Само собой [его не хватало], хотя надо сказать, у нас на Сепанге было всего 2 байка. Мы не могли взять и привезти на Сепанг несколько байков, потому что их у нас очень мало — меньше, чем можно представить. В любом случае, мы бы не смогли выполнить плотную программу с 4 байками, но у нас их вот сколько, и надо было постараться использовать их по-максимуму.

Вдобавок, мы не уверены, что будет с Андреа. Мы подумали: ОК, Брэдли знаком с «Априлией», он живо приспособится к байку. И мы спросили Лоренцо Савадори на случай, если нам понадобится тест-пилот, потому что если нам, к примеру, надо будет провести год без Андреа, мы останемся без тест-пилота. У нас правда нет возможности разрабатывать байк, как другие, потому что у них по 2 байка на каждого ездока.

Мы немного отстаём от графика, но мы об этом знали. Когда мы в прошлом мае сказали, что изменим двигатель, аэропакет, шасси, электронику… То, что мы приехали на Сепанг с 2 байками в такой конфигурации — это уже много [улыбается].

После заседания 4 февраля в Швейцарии суд добавил в процесс 10 дней, чтобы сторона обвинения ознакомилась с доказательствами того, что Ианноне сознательно не употреблял запрещённый дростанолон — отчёт туринского Регионального антидопингового центра А. Бертинариа с анализом волоса Ианноне, из которого следует, что с сентября гонщик был чист. А попадание «допинга» в организм объяснимо разовым употреблением обработанного мяса, например, в дни ГП Таиланда. Для животноводства Азии в этом нет ничего удивительного.

Пока Андреа находится в подвешенном состоянии, как и его команда. С таким отчётом шансы гонщика выйти победителем из допингового дела повышаются, но выиграет ли он его? Вилка наказания согласно Антидопинговому своду FIM предельно широка — от нескольких месяцев до 4-летней дисквалификации.

Aprilia готова заменить его Смитом на несколько гонок, объясняет Ривола, но это компромиссное решение. 29-летний англичанин в 2019 году провёл за Aprilia 4 гонки по шальной карте. В двух он финишировал вне очковой зоны, в двух других не финишировал вовсе. Команде нужны ездоки, которые могут биться за результаты. Сейчас в её распоряжении только один такой — Алейш Эспаргаро. Если придётся распрощаться с Андреа, для победителя ГП Австрии 2016 нет равноценной замены:

Зависит от того, что произойдёт с Андреа. Если речь о гонке-другой, у нас будет только Брэдли. Если куда хуже, то надо продумать другое решение, если такое есть, потому что на этой стадии сезона с этим очень трудно.

Как тест-пилот Брэдли очень хорошо работал, он помогал нам предложениями по байку. Конечно, на гонках по шальной карте он не был сверхсильным, но если становишься тест-пилотом, наверное, и психология переключается. Из-за этого потом непросто снова включить гоночный режим. Ему уже не 20, когда идёшь на риск и даже не знаешь, что рискуешь. Да мы и не хотели, чтоб он рисковал. Мы хотим обойтись без аварий, особенно в этой фазе сезона.

Отсчёт с анализом ДНК, который на суде Ианноне предъявил со своим спортивным адвокатом Антонио де Ренсисом — мощный аргумент, убеждён Ривола. Глава Aprilia Racing наслышан о 8 других случаях, когда обвиняемые в допинге спортсмены за счёт отрицательного анализа волоса выигрывали процессы.

Правда, на суде прокурор Ян Стовичек, защищающий интересы FIM, высказался против приобщения этого доказательства, так как основанный на правилах антидопингового агентства WADA свод FIM считает за доказательства только анализы мочи, а не волос. Тем не менее, суд его приобщил.

Группе из 3 судей придётся решить, что весомее — 2 положительные допинг-пробы, обнаруженные в германской лаборатории WADA, или отчёт независимого итальянского антидопингового центра, не имеющего отношение к WADA. В Ривола крепка уверенность, что второе:

Я даже не рассматриваю, если он будет отсутствовать весь сезон, потому что у меня на то крепкие основания. Анализ волоса был отрицательным — значит, можно отмотать на 5 месяцев назад, то есть до сентября. Все эти месяцы результат был отрицательным. Это сразу был хороший знак для Андреа, потому что не каждый спортсмен прибегает к такому типа анализа, ведь он может всё показать. Анализы волос не врут. Люди и спортсмены могут соврать, особенно когда доходит до допинга, но проверка волоса — нет.

В правила WADA включены только образцы мочи, потому что они дешевле и можно быстрее всего получить результат. Есть уже 8 случаев, когда у спортсменов анализы волос тоже были отрицательными. Они подавали апелляцию в CAS после проигрыша в первой инстанции, и выигрывали. Каждый, кто проводил анализ такого рода, выигрывал.

Я вполне расслаблен на счёт того, что Андреа вернётся. Хотя «расслаблен» — неверное слово. Я немного разочарован, потому что он не виновен, и следовательно расплачивается за то, чего не делал. Но и мы тоже расплачиваемся за то, чего точно не делали [вздыхает].

Он нам нужен как никогда, потому что этот мотоцикл построили и на основе его предложений тоже. Он хотел байк, который лучше поворачивал и в целом был плавнее — такие вещи у него были на Suzuki. Его отсутствие нам точно навредило.


Скоро весна, вы подготовились? Купите велосипед найнер, пока цены не взмыли до небес!