Оксли: Зачем Даллинья превратил Ducati в «оборотня»

Данило Петруччи летит по Сепангу. Нет, моноамортизатор не умер. Да, Джиджи снова что-то задумал.

Итальянские инженеры MotoGP доказывают, что их любовь к необычным решениям не знает границ. На предсезонных тестах 2020 года Aprilia и Ducati отличились больше всех: на проверочных тестах в Малайзии Aprilia удивила гоночную публику практически «формульным» передним спойлером на новейшем RS-GP 2020, через несколько недель на катарских тестах внимание сосредоточилось на регуляторе дорожного просвета Ducati.

Строго говоря, регулятор Ducati нельзя назвать новинкой 2020 года. Вечером второго дня на Лосаиле Джек Миллер рассказал журналистам, что любопытная система появилась на его Desmosedici на ГП Таиланда 2019. На стартовой решетке австралиец тогда вдруг заглох и в спешке откатил байк на пит-аллею, где и стартовал. Только в Ducati знали, что Миллер перепутал кнопки, и вместо регулятора нажал кнопку выключения двигателя.

В Малайзии 3 Гран-При спустя гонщик Suzuki Алекс Ринс бился с Миллером и заметил что-то подозрительное. Вражеский Ducati на выходе из поворотов приседал на заднее колесо заметно сильнее обычного. В конце прямиков Миллер катил на «нормальном» мотоцикле, проходил поворот, и снова разгонялся «вприсядку», почти чиркая об асфальт спойлером-лопаткой на маятнике. К концу того сезона систему заметили и другие пилоты.

Главный конструктор Ducati Corse Луиджи Даллинья придумал эту систему на основе готового устройства холшота. Как и холшотка, которая тоже впервые появилась у Джека (ГП Японии 2018), регулятор просвета по команде ездока зажимает заднюю подвеску, занижая центр тяжести, и мешает байку встать на заднее колесо при разгоне.

Главное отличие между «холшоткой 1.0» и «холшоткой 2.0» — окно использования. Если первая версия нужна была только для стартов (гонщик заранее крутил манетку на руле и обрушивал байк, первое же торможение её отключало), второй можно пользоваться весь заезд. И действительно, старт — это не единственный разгон за гонку. Бороться с вили — задиранием переднего колеса в воздух, — на 280-сильной ракете MotoGP нужно с первого до последнего круга.

В это межсезонье эволюционная холшотка появилась на всех новых Desmosedici GP 20 — такими сейчас пользуются Андреа Довициозо, Данило Петруччи, Франческо Баньяйя, и сам Миллер. Не все журналисты и соперники это заметили, но система стояла и на Ducati Петруччи на осенних тестах в Валенсии и Хересе. К моменту катарских тестов мимо неё уже было трудно пройти.

Изобретение инженерного штаба Даллинья не собиралось бросаться в глаза. На руле его мотоциклов по-прежнему есть крутилка-манетка оригинальной холшотки, как и множество кнопок и рычажков. Заметить, что там появилось нового, было непросто. Однако левая ручка давала подсказку — рядом с 3 круглыми разноцветными кнопками ЭБУ Magneti Marelli появились 2 трапецевидные кнопки, которых раньше не было.

Внимательные редакторы французского сайта paddock-gp.com, разглядывая фото осенних тестов, еще 19 января опубликовали статью «Шпионские нравы MotoGP: что скрывается за таинственной манеткой Ducati GP 20 за 20 евро?». В странных кнопках и уходящем в недра мотоцикла тросике они верно углядели ни что иное, как велосипедную блокировку Suntour от японского производителя велокомплектующих.

Устройство Suntour — замок для передней подвески горного велика

Приспособление создано для ограничения хода амортизационной вилки VTT в зависимости от того, что у горного велика под колёсами — ровная поверхность или ухабистая горная тропа. У блокировочного картриджа 3 режима работы — полный замок для особо крутых подъёмов/спусков и спринтов по асфальту, полузамок для относительных крутых подъёмов/спусков, чтобы тряска не отнимала силы, и отключение для остальных случаев.

У Ducati это устройство ставит на замок не переднюю подвеску, а заднюю. Как именно это происходит, пока не ясно. Не исключено, по тому же принципу, что запатентованная система Shapeshifter германского производителя Canyon. На горном велике Strive 2.0 рядом с задним амортизатором стоит маленький цилиндрик, в который втягивается стержень, который является верхней точкой опоры амортизатора. Эта двухконтурная воздушная пружина — не более чем дополнение для стандартного амортизатора.

В «расслабленном» режиме DH ход подвески велосипеда составляет 150 мм. В боевом режиме XC ход сбрасывается до 135 мм втягиванием в цилиндрик связующего стержня. Подвеска ужесточается, лучше глотает ямы и ухабы, и дарит атлету дополнительное сцепление с грунтом. В отлитие от решения Suntour, у Canyon 3 рычажка — по одному для каждого режима, и собственно «дроп» (сброс подвески). После выбора режима и нажатия рычажка сброса воздушная пружина на ближайшем сжатии снимется с предыдущего замка — или стандартного положения, — и изменит геометрию.

Воздушная пружина-замок Canyon Strive 2.0 — связующее звено между маятником и амортизатором

Изобретение Даллинья — нечто среднее между этими велосипедными решениями. Оно не копирует их полностью, ведь прототипу MotoGP не нужно скакать по горам и выполнять прыжки, как в мотокроссе. Однако принцип сохранён — ограничивать/распускать подвеску в зависимости от того, что обеспечит наилучшую динамику.

То, что видно со стороны — это все подробности «холшотки 2.0». Даллинья запретил своей команде говорить о системе хоть что-то конкретное, стремясь оставить соперников без лишних подсказок. «Что это? Ничего, извините!» — рассмеялся Довициозо на тестах в Катаре. «Я не помню… Я не знаю» — улыбался Петруччи. «Люди говорят об этом… Это можно использовать на байке», кратко пояснял управкомандой Давиде Тардоцци.

По примеру Ducati производители обзаводились своими холшотками. Aprilia сделала это в 2019-м путём переноса мотокроссовой технологии — замка на переднюю вилку, Yamaha пошла по пути Ducati и к тестам 2020-го на Сепанге научила М1 перед стартом приседать на заднее колесо, Suzuki пытается успеть к ГП Катара 8 марта. К сожалению для них, это вчерашние новости.

Ducati уже на шаг впереди. Теперь речь идёт не о разовой, а многоразовой холшотке. «Как обычно, у Ducati есть новшество. Мы с гордостью говорим, что как минимум за последние 5 лет это мы ввели все новшества на байках MotoGP», пояснил Тардоцци в Катаре. Он добавил, что команда ознакомила технического директора чемпионата Дэнни Олдриджа с новой системой.