Суппо про Стоунера в Ducati, Маркеса в Honda, и стимулы Росси
Перед тем, как бывший гранприец и менеджер Дани Педросы Альберто Пуч встал у руля Repsol Honda в 2018-м, самой побеждающей командой современного MotoGP руководил Ливио Суппо. Пуч стал вторым в истории проекта Honda MotoGP европейским руководителем команды, Суппо — первым. До этого компания доверяла только специалистам собственной структуры.
«Правление» итальянца пришлось на 2013 — 2017 годы, и это были времена почти непрерывных успехов компании из Токио. Марк Маркес выиграл личные титулы 2013, 2014, 2016 и 2017 годов, Honda заполучила Тройные короны MotoGP (личный/командный/конструкторский титулы) в 2013, 2014 и 2017 годах.
До вступления в должность шефа Repsol Honda Суппо 3 сезона как директор по маркетингу она отвечал за спонсорские сделки и связи с общественностью. Через год после появления в команде Ливио сделал ей отличный подарок — «похитил» из Ducati Кейси Стоунера. В 2011-м австралиец с первой попытки при поддержке сокомандников Дани Педросы и Андреа Довициозо достал Honda Тройную корону, которой у неё не было с 2006 года.
Суппо не только провернул приход Стоунера в Honda — за 4 года до этого он сделал то же самое в Ducati. Когда в 2006-м он убедил дебютанта MotoGP присоединиться к Красной Армии, это было самое удачное пилотское решение человека, который руководил Ducati Team в 2003 — 2009 годах. Гонщик #27 выиграл чемпионат-2007 с первой попытки и обеспечил фирме из Болоньи Тройную корону. 13 лет спустя он остаётся наиболее успешным ездоком Desmosedici по всем показателям — титулам, победам, подиумам, поул-позициям.
В разговоре с порталом Motorsport ныне пребывающий на пенсии 55-летний ветеран MotoGP вспомнил эти эпизоды своей карьеры, и поделился мнением о событиях, которые происходили в командах после его ухода.
Откуда у вас страсть к моторам?
Трудно сказать, потому что она у меня с детства, так что не помню, если честно. Вероятно, так как мой отец был любителем, он передал эту страсть мне.
Сегодня для новых конструкторов это мечта — попасть на подиум, тогда как у Ducati в первый сезон была победа. Что изменилось за эти годы?
Вообще-то были случаи вроде «Сузуки», которые после возвращения в MotoGP [в 2015-м] почти сразу стали конкурировать. Сегодня технический уровень сильнее уравнялся, учитывая технические правила. Это значит, проще выйти на хороший уровень, но труднее изобрести то, что даст конкурентное преимущество.
С чего Ducati начала переговоры о подписании Стоунера?
Переговоры о том, чтобы привести Кейси в «Дукати», состоялись в Эшториле-2006. Он понравился нам в прошлом году [когда выступал в GP250], и я поговорил с его отцом в Брно-2005, но в то время казалось, что лучшие ездоки MotoGP — те, у которых побольше опыта, и в определённом возрасте: Жибернау, Баррос, Капиросси. Кроме Валентино [Росси], который был моложе, им уже было под 30.
Нас немного пугала идея сажать пацана на MotoGP, так что мы наняли Сете [Жибернау]. Всё пошло не так по нескольким причинам: травмы, невезение…
Кейси дебютировал в MotoGP у Чекинелло [в LCR Honda], и показал большой талант — это нас убедило. Мы, официальная команда, с Капиросси давно были на передовой Мондиале, и предлагали конкурентный байк, чем и привлекли этого молодого человека.
Если б Кейси продолжил, как думаете, Маркес выиграл бы так много?
Не могу сказать, никто не знает. Конечно же, Кейси был страшно талантлив. Если б они пересеклись в MotoGP, фанаты увидели бы великолепные гонки, конечно же.
Трудно сказать, стало бы у Марка от этого меньше титулов. Маркес — еще один феномен, и он бил правда сильных ездоков вроде Дани [Педросы], Хорхе [Лоренсо] и Валентино.
Что пошло не так в браке Росси и Ducati?
Я был в чемпионате, но уже не работал в «Дукати». На этот брак возлагались ожидания, они старались, чтобы сразу всё было как надо. «Дукати» был весьма особенным байком, у которого не было характеристик под Валентино. Так и с Хорхе было какое-то время [в 2017 — 2018]. И у самого Лоренсо были проблемы с «Хондой» в том году.
Иногда ездокам, особенно у которых много опыта, трудно приспособиться, по сравнению с молодёжью, к байку, у которых нет тех ездовых черт, к которым они привыкли.
Вероятно, затем растёт желание пробовать больше необходимого, и в тот момент они начинают всё менять, и вместо улучшения всё портится. В случае успеха это была бы красивая история, однако та история не сработала. У нас есть прошлогодний пример с Хорхе в «Хонде», который еще хуже.
Задним числом ошибочно ли было позволить Довициозо уйти из Honda?
Дови — прекрасный пилот. Он был хорош в «Хонде», но взорвался потом. Его рост в «Дукати» был исключительным. Из хорошего пилота он превратился в чемпиона.
Задним числом легко сказать, что его следовало оставить, но всё-таки «Хонде» еще повезло, что у неё есть такой пилот, как Маркес, который в одиночку выиграл кубок конструкторов [в 2019-м]. Так что когда есть кто-то вроде Марка, думаю, в конце концов и так отлично.
В прошлом году вы бы подписали Лоренсо? Как думате, как обустроили его развод с Honda? Не думаете ли, что это ошибка — отпускать его в Yamaha?
Меня там не было, и я не знаю, в каком они положении. Лично для меня было идеально, когда в команде гонщик вроде Марка и Дани. Как только стало известно, что последний захотел на пенсию, вероятно, я бы поставил на молодого, так как у них был в такой команде — это Марк.
Что касается расторжения договора, примерно то же самое. Надо оказаться в таком положении, чтобы понять, что за оговорки были в том договоре. Не люблю говорить, когда сам не причастен к событиям…
Чудаковатая ситуация. Пилот, который устраивает пресс-конференцию и объявляет, что хочет на пенсию, потому что боится покалечиться, а через несколько месяцев подписывается на тест-пилота и хочет гонять в Барселоне… Это аномально, как минимум. Но повторюсь, надо попасть в то положение, чтобы лучше всё понять.
Как-то раз вы сказали, что у пилота 3 пути: уйти на вершине, покалечиться или продолжать выставлять себя дураком. Куда бы вы отнесли Валентино Росси?
Валентино продолжает веселиться, остаётся конкурентным. Если ему уходить на основе его динамики, тогда на пенсию следует отправить больше половины решетки. Валентино еще силён, и не выставляет себя дураком. То, что он продолжает веселиться и выступать лучше большинства гонщиков, по-моему, подкрепляет факт, почему он еще гоняет.
К тому же, так быстро ездить в 41 — это что-то необыкновенное. Вале еще конкурентен. Затем, продолжать или нет, будет зависеть от динамики, как он говорит. Если в этом году его конкурентность упадёт и он будет вне топ-5, для пилота вроде него, с его прошлым, вероятно, это будет слишком.
Я бы понял, если б он сказал: «Мне больше нет дела до результатов, я просто хочу гонять и веселиться». Тогда можно продолжать. Было бы странно, если б он сказал: «Хочу попробовать выиграть 10 титул, я пойду в Petronas и там попробую». По-моему, тогда это был бы небольшой перебор. Но если он скажет: «Мне 42 года, мне еще очень весело, и я еще вполне конкурентен, чтобы производить хорошее впечатление», почему нет?
Дата: 16.03.20
Источник: Motorsport