Янссен: Шасси NTS сильно изменилось к новому сезону
Вряд ли что-то удержит Kalex от дальнейшего доминирования в категории Moto2. С тех пор, как Марк Маркес принёс швейцарскому ателье Suter победу в чемпионате 2012 года, больше ни у кого не получалось бросить вызов германскому Kalex.
Превосходство этого шасси над соперниками менялось от заметного до подавляющего. К примеру, в 2015 году пилоты Kalex выиграли 17 заездов из 18, а в 2016-м — все 18. Появление австрийской компании КТМ в средней кубатуре в 2017-м пошатнуло положение доминитора. В сезоне 2018 Kalex пусть и выиграл 6 кубок конструкторов подряд с 11 победами, его сильно поджимал КТМ, взяв 6 побед.
На следующий год КТМ оступился, создав плохоуправляемое шасси, и Kalex вернул ситуацию под контроль: еще один личный и конструкторский титул. После этого проект КТМ Moto2 был закрыт.
Последние 2 сезона за этими битвами издалека наблюдала NTS RW Racing GP. Это не только единственная голландская команда во всём Гран-При, но и единственный клиент NTS — производителя шасси Moto2 из Японии.
Любопытно, что это даже не мотоциклетная компания. Инженерное предприятие из префектуры Фукусима фокусируется на высокоточной металлообработке, работая в авиационно-космической сфере, изготавливая морское и медицинское оборудование. Moto2 для NTS — еще одна сфера, где можно показать свои навыки компьютерного проектирования.
Компания начала «разогрев» с европейской серии Moto2 CEV и эпизодических выступлений в мировом Moto2 в 2014 — 2017 годах, и в 2018-м полноценно дебютировала в Moto2 с байком NH6. В той кампании NTS оказался последним производителем в зачёте конструкторов, лучшими результатами стала пара 13 мест от южноафриканца Стивена Одендаала и американца Джо Робертса.
В 2019 году положение не изменилось: почти всю очковую зону занимали Kalex, KTM, Speed Up и MV Agusta, NTS снова досталась последняя строчка командного зачёта. Высшими результатами версии NH7 снова стала пара 13 мест, теперь от голландца Бо Бендшнайдера и швейцарца Жиско Раффина.
NTS сталкивается с той же проблемой, которая ждёт любого «постороннего» производителя шасси — недостатком опыта. Чтобы понять, как изобрести чемпионское шасси и покорить класс Moto2, нужны годы участия и быстрые, грамотные гонщики. У японской компании нет ни того, ни другого.
2020 год — это 3 полный год для мотоцикла, который теперь называется NH8. В распоряжении команды — 21-летний Бендшнайдер (чемпион кубка Red Bull Rookies 2015), и 23-летний Раффин (чемпион Moto2 CEV в 2014-м и 2018-м). К сожалению для NTS RW Racing GP, никто из них не выигрывал гонки Гран-При. К элитным гонщикам их отнести нельзя, тогда как после ухода КТМ вся элита снова сосредоточилась в лагере Kalex.
На ГП Катара — пока единственной гонке этого сезона, осложнённого коронавирусом COVID-19, — победил Тетсута Нагасима из Red Bull KTM Ajo, за ним финишировало еще 4 пилота Kalex. Впрочем, на том этапе было кое-что обнадёживающее и для NTS: Бендшнайдер на новом, сильно переработанном NH8 защитил 11 место, что является рекордом NTS в Moto2.
Бывший гранприец Ярно Янссен, управляющий NTS RW Racing GP, объяснил Speedweek, что это — результат кропотливой инженерной работы в это межсезонье:
В ноябре мы в Валенсии протестировали 2 шасси — то были прототипы. Ездоки приняли решение, в каком направлении двигаться. Затем ребята в Японии всё проанализировали, и на тесты в Хересе в феврале мы наконец-то приехали с чем-то полностью новым.
Большое отличие — в твёрдости. Шасси сильно изменилось. В прошлом году было видно, как мы сильно начали с 3 заокеанских гонок, но потом у нас пошли проблемы с новыми шинами. Преимущество нам это не принесло.
Кампания-2020 началась положительно, однако в 2019-м было то же самое. NTS RW Racing GP набирала очки в Катаре, Аргентине и США, после чего урожаи надолго засохли. За следующие 16 этапов у NTS было всего 2 результативных выступления.
Любопытно, что у Лоренцо Балдассари из Flexbox HP40 было нечто похожее. Итальянец выиграл 3 гонки из первых 4, затем Dunlop внедрил на ГП Испании — первом европейском этапе, — более широкую заднюю шину, и для Бальды это стало началом бедствия. На подиуме он больше не появлялся:
Думаю, у него поначалу тоже были проблемы с новой шиной. После Хереса он вдруг перестал ехать.
У Янссена было полно забот и без шин. Чехарда со вторым пилотским местом совсем не помагала:
У нас не было устойчивой пилотской пары. Только Бендшнайдер откатал весь сезон. Мы многих меняли — Раффин, Одендаал, Корси, потом опять Раффин. Было трудно. Всё-таки ездоки всегда указывали на ту же поблему. Для нас это было очень важно. Надеемся, сейчас мы стали чуть лучше.
Янссен уточнил, какую проблему имел в виду:
По ощущениям, мотоцикл очень устойчив, он был очень хорош в быстрых поворотах, но на нём было трудно делать перекладки в медленных и крутых поворотах.
Бывший гонщик MotoGP Алекс де Анджелис в 2019 году совмещал участие в электрокубке MotoE с ролью ездового тренера команды. Санмаринец поездил на NTS, и повторил выводы менее опытных коллег:
Да, он лично ездил и подтвердил, что на нём трудно.
Янссен надеется, в этом сезоне NTS стал немного лучше. Но больших шагов от японо-голландской команды ждать не стоит. На решетку Moto2 только она выставляет эти редкие мотоциклы. Дополнительная команда пригодилась бы NTS для сбора данных о динамике байка, чтобы иметь более точное представление о том, как его разивать. Как бы ни было, Ярно надеется, направление и так верное:
Надеюсь на это. Мы хотим сделать шаг, но само собой, нам всегда трудно, потому что у нас всего 2 байка. У нас всего 2 парня, которые могут нам рассказать, что нам поменять. Но они уже очень хорошо выступали и хорошо работали. В мотоцикле многое изменилось. Со стороны не видно, но изменения есть.
Итальянский строитель шасси Speed Up в 2019 году был в таком же положении — у него не было команды, кроме собственной. В 2020-м у них появился клиент — испанская Aspar Team Хорхе Мартинеса, которой понадобилась техника после сворачивания проекта KTM Moto2:
Вероятно, у нас тоже есть возможность оборудовать вторую команду. Это для нас было бы важно, но это займёт какое-то время, потому что в Moto2 стало очень трудно.
NTS — весьма неплохой мотоцикл, считает Янссен, опираясь на отзывы Бендшнайдера и Раффина. И всё же ему не хватает отточенности повадок. Даже маленькая неуверенность в ездовых пределах мотоцикла может дорого стоить в таком плотном чемпионате. На деле, NTS надо трудиться даже больше Kalex, если они собираются не только не отстать, но и догнать:
Сейчас мы вроде как сделали шадок вперёд. Ребята очень позитивные, Бендшнайдер очень позитивен, но нам надо работать, потому что все работают как сумасшедшие. Нам тоже так надо. Нам надо убедиться, что мы не потеряем то, что есть сейчас.
Затем, если у него будет чуть больше уверенности, Бендшнайдер тоже может шагнуть вперёд на старте гонки. Это очень важно. ГП Катара был хорош, но мы видели, что он слегка осторожничал на старте и потерял 3-5 мест. Затем он ехал на 11, 12 или 13 месте, но после 10 кругов он был одним из быстрыейших. Теперь надо поработать, чтобы он мог всегда оставаться впереди.
Кроме того, NTS NH8 тяжеловат. Он стал легче проошлогоднего NH7, но можно сбросить больше. В техническом регламенте Moto2 действует правило — общая масса мотоцикла и пилота не должна быть меньше 217 кг:
Мотоцикл полегчал почти на 4 кг — это большой шаг, но мы и так в 7 кг над минимальным весом. Его очень трудно скинуть, поверьте мне. Мало кто укладывается в вес. Проблема еще в комбинезонах с аэроподушками и прочим. Вероятно, они на 2 кг тяжелее прошлогодних, но у всех так.
Дата: 24.03.20
Источник: Speedweek