Заморозка двигателей стала яблоком раздора между KTM и Aprilia

Казалось, в вопросе технического регламента MotoGP на 2020 — 2021 годы поставлена точка. Все производители согласились принять «коронавирусные» правила, чтобы облегчить бремя удара COVID-19 по чемпионату этой весной. Однако у Aprilia свой взляд на проблему…

Апрельские правки гласят, что все 6 марок MotoGP не должны в 2020 году трогать омологогированные области мотоциклов — двигатели и аэродинамику. В 2021-м частично вернутся предыдущие правила — все получат право 1 раз за сезон обновить аэропакет у каждого пилота. Заморозка двигателей останется в силе для марок без послаблений. У Aprilia и КТМ это право будет восстановлено после начала 2021-го.

Вкратце, суть поправок такова: проездить с омологированными в марте 2020-го мотоциклами весь 2020-й и начало 2021-го. В эпоху самого сильного кризиса MotoGP после 2008 — 2009 годов заводы будут рады любой возможности урезать бюджет, но при условии, если то же самое сделают все остальные.

Другая причина — низкая значимость эволюции прототипов в этот урезанный сезон. В чемпионате, который может начаться 19 июля в Хересе, вряд ли будет больше 10 — 12 гонок. Вдобавок, они могут стать сдвоенными — это позволит Dorna провести сезон приемлемой длины всего на 5-6 треках. Зачем тратиться на обновления, если чемпионат закончится всего через 3-4 месяца после начала?

Вопрос закрыт? Не всё так просто. Судя по возмущённым словам директора KTM Motorsport Пита Байера порталу Speedweek, Aprilia решила сыграть по-своему, а именно дорабатывать новый, едва обкатанный двигатель RS-GP 20 до того момента, пока тот не будет омологирован. И это откровенно раздражает KTM, повышает напряжение в союзе производителей MSMA. Настолько, что Байер вычеркнул «Априлию» из своего словаря.

Марка из Ноале использует пробел в новых правилах. Когда в MotoGP прошла мартовская «удалённая» омологация двигателей и аэропакетов (лишь Repsol Honda сумела предъявить на техинспекцию настоящий байк перед ГП Катара), это касалось марок без послаблений. На момент 25 марта регламент не требовал от Apriila и КТМ предсезонную омологацию двигателя.

В середине апреля поправки в регламент уравняли все 6 марок, запретив трогать омологированные части в 2020-м и частично в 2021-м (аэродинамику можно, мотор — тоже, но только Aprilia и КТМ). Здесь и кроется проблема, озвученная Байером: до перезапуска чемпионата Aprilia может делать с двигателем что хочет, ведь тот не омологирован. Это можно расценить и так — марка получает нечестное преимущество:

На заднем плане сих пор идёт довольно ожесточённая дискуссия. Она еще не окончена, потому что 5 из 6 производителей понимают наше соглашение так: все производители замораживают технологии MotoGP по состоянию на катарскиий тест-2020, и двигатели остаются в этой версии и в грядущем сезоне, и в 2021-м тоже.

Однако есть «скидочный» производитель — я не хочу говорить его название, — который иначе толкует наше решение. Этот завод не хочет омологировать двигатель-2020, пока мы не встретимся на первой гонке сезона. Это означает, у этого производителя 5 дополнительных месяцев на разработку и время на стендовые испытания.

В 2019-м MSMA пережила похожий кризис недоверия. В прошлый раз всё началось с Ducati: на ГП Катара производители  (кроме Yamaha) были возмущены внедрением «маятника-спойлера», и даже обратились в суд CAS, желая его запретить. Не вышло. С тех пор поссорившийся MSMA в 2019-м более не собирался.

Коронавирусная проблема вроде бы сплотила марки MotoGP, поправки в регламент были приняты после множества видео-конференций на фоне замороженного сезона. Теперь масла в огонь подливает другой итальянский производитель. Байер убеждён, Aprilia нарушила равновесие MSMA:

Мы согласились заморозить технический статус двигателей в версии Катар-2020. В эту пору кризиса мы хотим придать особую, громадную значимость материалу, изготовленному к ГП Катара в марте 2020-го. Потому что как только первый производитель снова начинает разработку, надо самому разрабатывать и постоянно привозить новые части на трек.

В то же время, придётся отложить законченный дорогой материал в сторону, который вообще-то готов к использованию. Мы с этим безусловно не согласны. Так как производитель сейчас иначе толкует это правило, в MSMA летят искры.

Недовольство КТМ меньше касается производителей без скидок — их двигатели 2020 — 2021 годов в любом случае будут на 100% повторять версию с катарского теста-2020. В то же время КТМ находится в положении, аналогичном Aprilia — австрийцы тоже могут развивать мотор RC16 до перезапуска сезона. Но станут ли?

Байер рассчитывал, двигатель-2020 станет дополнительным источником экономии для бюджета, который сильно похудел на фоне остановки выпуска и продаж мотоциклов. В любом случае, работа над новым байком-2022 останавливаться не будет:

В этом году мы можем тестироваться с Дани Педросой и Микой Каллио, но если с ними и что-то разрабатывать, мы не станем это внедрять в текущие гоночные байки. Это разработки на будущее, потому что настанет день, и в боксы надо будет закатить новый байк-2022. Вот почему нам важен каждый тестовый день, пусть даже находки нельзя внедрять в текущем гоночном сезоне.

Есть достотаточно областей, которые разрабатывать, но было ясное понимание, хотя бы среди 5 производителей, что материалу, разработанный к Катару-2020, следует оставаться нетронутым. Aprilia — член MSMA, и все члены обсуждали на равных правах.

Если занять в этом споре другую сторону, нужно помнить о положении Aprilia в MotoGP. Марка вернулась в чемпионат 2015 году и собирала катастрофические результаты со своим полусупербайком RS-GP 15.

Годом позже Альваро Баутиста и Штефан Брадль подарили марке много финишей в топ-10 на истинном прототипе RS-GP 16. По злой иронии, эти показатели до сих пор возвышаются над 2017, 2018 и 2019 годами. Когда в 2017-м в класс пришел КТМ, Aprilia не поспевала даже за новым конкурентом. Всё это время она занимала последнее место в зачёте производителей.

Новейший RS-GP 20 может выправить положение. Рекрутирование ряда первоклассных специалистов в гоночный отдел в течение 2019-го, чем занимался новый спортивный директор Массимо Ривола, принесло плоды. На зимних тестах Алейш Эспаргаро пришел в восторг уже после первого круга, а сам байк приковывал взгляды крупным передним спойлером, словно от Формулы-1.

Но есть проблема: RS-GP 20 выехал на трек позже всех. Тесты в Малайзии были для него первыми, тогда как все остальные начали проверять черновые прототипы осенью и даже летом 2019-го. Сначала Эспаргаро приходилось делить единственный байк с испытателями Брэдли Смитом и Лоренцо Савадори. На тестах в Катаре подоспел второй экземлпяр.

Именно двигатель оказался ахиллесовой пятой новинки. Команда с огромной неохотой реагировала на просьбы Алейша дать ему проезжать длинные серии кругов. Силовые агрегаты провели на дино-стенде слишком мало часов, что вылилось в несколько поломок по ходу тестов.

Aprilia вынуждена нарушить обещание MSMA, опасаясь, что этот ненадёжный, придушенный агрегат (пока он не перестанет ломаться, Aprilia не будет выжимать полную мощность) станет её проклятием и в этом году, и в начале следующего. В любом случае, речь идёт о самом слабом производителе MotoGP, который с 2015 года ни разу не проходил даже в глав-5.

Кстати, MSMA раздражает не только этот факт. Aprilia — единственная в чемпионате полузаводская команда. Чемпионатная ячейка принадлежит Фасто Грезини, а не заводу. Это приводит к тому, что Aprilia Gresini получает от Dorna ту же ежемесячную помощь, как остальные частные команды MotoGP.

За апрель, май и июнь она заработает 750 000 евро — на подобное не смеет претендовать ни Repsol Honda, ни Ducati Team, ни Monster Energy Yamaha, ни Suzuki Ecstar. Хотя по данным Motorsport, эти деньги получает и заводская Red Bull KTM, используя статус скидочной марки.