Педроса: Я знаю, что байку нужно для победы, а не просто топ-5

KTM RC16 — не та машина, на которой в MotoGP можно кромсать соперников. Но марка-дебютант 2017 года очень хочет превратить её в такую. Когда в конце 2018-го на борт австрийского корабля взошел тест-пилот Дани Педроса, задача стала вполне выполнимой.

Трёхкратный вице-чемпион MotoGP делится с КТМ той массой знаний, которую набрал за 13 сезонов с Repsol Honda. Впереди много работы, но многое за 2019-й уже сделано: предложения Самурая по характеру двигателя, электроники и шасси сделали RC16 более утончённым изделием. Теперь он намного крепче выдерживает траекторию на входе в поворот, отдача двигателя смягчилась, снизился износ задней покрышки.

У КТМ лишь одна большая проблема — MotoGP конкурентен как никогда. Счастье для зрителей, но головная боль для инженеров. В чемпионате, где даже после 40 минут гонки на финиш несётся толпа мотоциклов, разделяемых метрами, каждая тысячная даётся очень тяжело. Прогресс просто не бросается в глаза. Однако в 2019-й лидер КТМ Поль Эспаргаро давал понять, что дело движется: он взял рекордные для КТМ 8 финишей в глав-10, включая пока лучшее 6 место в сухих условиях (Ле-Ман). И пока лучшую 2 стартовую позицию (Мизано).

Без советов Педросы RC16 вряд ли бы достиг такого уровня. У КТМ слишком мало познаний по характеру двигателя, калибровке электроники Magneti Marelli, жесткости/гибкости и форме шасси по сравнению с такими грандами, как Honda, Ducati, Yamaha и Suzuki. Благодаря испанцу, который доехал до 31 победы в MotoGP, их стало больше.

Доводка RC16 — захватывающий творческий процесс, объяснил Педроса в интервью motogp.com. Самое приятное — постоянное улучшение результатов. Так, на второй день февральского теста на Сепанге Дани проехал круг 1:58.662. Это было третье время дня в 0,090 секунды от Фабио Квартараро, и личный рекорд 34-летнего Самурая на его любимом треке:

С пор, как я начал тестировать, байк улучшался, и мы делали изменения, которые понравились другим ездокам КТМ, они подходили разным стилям езды. Это правда важно.

Мы пытаемся немного сильнее приспособить байк под каждое положение, в котором можно оказаться в чемпионате. Не интересно делать байк, который способен на очень хорошие результаты всего в одной гонке или в одной ситуации. Мы хотим байк, который на каждом треке будет делать шаг вперёд.

Одна из общих проблем — обгоны, так что когда начинаешь с тыла решетки, это трудно. Когда они за кем-то едут, видят, как те затрудняются с держаком, но наверное, у них нет нужного преимущества, чтобы оказаться рядом на торможении. Так что мы изучаем, как сделать наш байк лучше, чтобы, когда нехорошо провёл квалификацию, всё-таки можно было получать хороший выход из поворота для проведения обгонов.

Многие вещи, которые мы изменили на байке, получились, потому что мы с КТМ обсуждаем, что не работает. И к тому же я получаю отчёты других ездоков о том, что не нравится: держак, поворачивание, торможение, скорость…

Педроса — самый ценный элемент проекта KTM MotoGP. Разумеется, все лучшие трековые результаты принадлежат Поличчио, но у 29-летнего ездока нет побед в MotoGP. Перед тем, как возглавить зелёный проект КТМ, он 3 сезона был независимым гонщиком Yamaha Tech 3. Другими словами, Поль не очень хорошо представляет, что должен делать байк-победитель и как к этому прийти.

С тех пор, как пришел Педроса, Эспаргаро зажил намного веселее. Вместо того, чтобы на Гран-При самому тестировать бесконечные обновления, он получает части, одобренные Педросой. И они сразу работают. Часть тестовой работы по-прежнему выполняет Мика Каллио, но у финна тот же изъян — он не выигрывал MotoGP и не имеет такого авторитета:

Можно получать гораздо более точные сведения о том, что байку нужно для победы. Не для топ-5, а победы. Потому что ездок, который годами выигрывал, знает, что происходит на передовой, и что нужно, чтобы с этим справляться.

Ментальность и подход чуть-чуть отличаются, особенно в том, как ты миришься или не миришься с тем хорошим и плохим, что делает байк. Иногда просто говоришь: «Извините, это не работает, надо изменить, иначе у вас не будет результатов на самой вершине».

Но правда еще вот в чём: у байка каждого производителя есть фазы. Когда он новёхонький, нельзя ждать от байка немедленной победы. Но ко второй фазе, когда байк уже хорошо разработан, можно начать вдаваться в детали.

Поль Эспаргаро может променять КТМ на Honda — такие слухи ходят последнюю неделю. В таком случае он присоединится к Марку Маркесу — бывшему напарнику Педросы. Потеря Поля для КТМ крайне нежелательна, ведь остальные её пилоты — прошлогодний дебютант Мигель Оливейра и новички Брэд Биндер и Икер Лекуона.

КТМ может заменить Поля, например, на кого-то из непродлённых в Ducati — Андреа Довициозо и Данило Петруччи. И тот, и другой итальянец знают, как выигрывать MotoGP. С другой стороны, замечает Педроса, иногда хорошо, что ездок не имеет понятия о других байках — его можно изначально затачивать под КТМ:

Кое-какие пилоты в команде очень молоды, и у них меньше опыта, чем у многих других. Это может быть отрицательно, например, если у нас чемпионат-спринт [как в этом году], в котором нельзя делать ошибок. С другой стороны, это может и хорошо. Когда ты молод и в голове не так много вещей закрепилось… В общем, наверняка не узнать.

Последние тесты, в которых пока участвовал Дани — частные на Ред Булл Ринге 27 — 28 мая. Следующие намечены на 23 — 24 июня в Мизано — они будут совместными с другими Домами MotoGP.

Пока Педроса не собирается гонять в MotoGP по шальным картам, хотя КТМ предоставит ему такую возможность по первому требованию. Но точно не в этом «коронавирусном» сезоне — в 2020-м гостевые выступления отменены регламентом.