Суппо: Стоунер и Маркес — два величайших таланта последних лет
Самая горячая несуществующая команда MotoGP — вероятно, так можно назвать Repsol Honda 2013 года из параллельной вселенной. Новичок Марк Маркес присоединился бы к 2-кратному чемпиону Кейси Стоунеру. Австралиец был одним из главных вдохновителей испанца в «рулении» задним колесом. Посмотреть на одного гонщика в 2 версиях определённо было бы интересно всем.
Repsol Honda не смогла осуществить этот проект. В 2012-м Стоунер твёрдо решил завершить карьеру после всего 7 сезонов в премьер-классе. Австралиец больше не выносил давление гонок, спонсорские обязательства, назойливость прессы, и остальные аспекты жизни пилота MotoGP.
27-летнего гонщика — Маркес сейчас в таком же возрасте, — так и не переубедил ни спортивный (тогда) директор команды Ливио Суппо, ни сам вице-президент HRC Шухеи Накамото. Напарником новой легенды Repsol Honda в течение 6 сезонов был Дани Педроса.
С другой стороны, в 22-летней гранприйной карьере Суппо было намного больше завоёванных побед, чем упущенных. Как управленец он 6 раз был чемпионом MotoGP — в 2007 и 2011 со Стоунером, в 2013, 2014, 2016 и 2017 с Маркесом. В 2017-м 53-летний итальянец ушел из MotoGP, когда Repsol Honda вновь завоевала Тройную корону с Маркесом и Педросой. Трудно пожаловаться на такой финал.
У Honda всё хорошо, следующие 2 чемпионата команда тоже закрывала с Тройной короны. У предыдущей команды Суппо всё не так гладко: у неё по-прежнему выигран 1 чемпионат, как и в 2009-м, когда менеджер ушел работать в Honda.
Что может предпринять компания из Болоньи против гиганта из Токио? Ничего, отметил Суппо в разговоре с журналом Motosprint. Между Ducati и титулом препятствие, которое невозможно обойти — Марк Маркес. Даже если гоночным проектом руководит, вероятно, самый изобретательный инженер MotoGP — Луиджи Даллинья. Андреа Довициозо доказал это вице-чемпионствами 2017 — 2019 годов, проигрывая одному и тому же сопернику. Договор Марка с Honda на 2021 — 2024 годы тем более не сулит бывшей команде Суппо ничего хорошего.
Вашу управленческую карьеру MotoGP можно разделить на 2 части: одна в Ducati, следующая в Honda. Вы работали с 2 пилотами, сумевшими оставить след в своих эрах — Стоунером и Маркесом.
2 величайших таланта последних лет. Я бы сказал, они диаметрально противоположны. Марк очень солнечный, Кейси тянуло сильнее отгораживаться, что ни возьми, он переживал сильнее. Марку удаётся проживать жизнь, а не только спорт, с неимоверным позитивом, и по-моему, в этом его главная сила.
У вас есть особенные воспоминания об обоих? Начнём со Стоунера.
С Кейси помню вечер в Мотеги-2007, когда он стал чемпионом мира. Мы были на ужине, и он наслаждался бокалом красного вина — единственный бокал алкоголя за весь день. Он мне говорил, что начинает осознавать, что выиграл Мондиале, и еще что заработал много денег. Тогда он был 21-летним пацанёнком, и вместо того, чтобы весь вечер тусоваться как сумасшедший, он был очень тихим.
А о Маркесе?
Про Марка помню, когда мы подписали первый договор в 2011-м, я ему сказал, что ценю его за милость и спонтанность, но [я подумал] вероятно, с течением времени из-за денег и успеха он станет другим.
Когда я покинул MotoGP, он уже выиграл 4 титула за 5 лет, и абсолютно не изменился. Это ценно, когда пилот, который за считанные годы стал богатым и знаменитым, не улетает в облака.
Представим их друг против друга. Кто выиграет титул?
Думаю, у Марка будет преимущество именно из-за способности с позитивом преодолевать трудные моменты. Если бы Кейси с меньшей тоской встречал трудности, он бы выиграл больше. Если б в 2008-м на Лагуна Секе он сохранял спокойствие, не желая любой ценой показывать, что очень быстр, он бы выиграл титул [у Валентино Росси].
По уровню таланта было бы здорово увидеть их вместе, и если бы Кейси не ушел в конце 2012-го, они бы вместе гоняли в «Хонде».
Можно ли Маркеса представить когда-нибудь на Ducati?
Маркес будет хорошо смотреться на любом байке. У него уникальный талант быстро приспосабливаться. Как и в случае Кейси: он перешел с «Дукати» в «Хонду» и тут же очень сильно поехал.
Как думаете, Маркес рано или поздно сменит байк?
Он только что подписал 4-летнее продление. Значит, он намерен всю жизнь оставаться в «Хонде». Если б хотел сменить, вероятно, сейчас был бы правильный момент, кто знает…
Вы работали в Ducati. Какой вам запомнилась та обстановка?
Лучшее воспоминание — мы были правда мелкой компанией, а Ducati Motor не была экономически такой мощной. Затею с MotoGP мы выстроили с [техническим директором] Филиппо Прециози и [управляющим директором Ducati Corse] Клаудио Доменикали.
Еще помню, как Филиппо с полной приверженностью работал в 2000-м, когда мы решили идти в MotoGP. Он попал в происшествие, которое приковало его к инвалидному креслу. Как только смог, он вернулся в офис и работал с 9 утра до 9 вечера. Для человека в таком физическом состоянии это поистине чудовищная приверженность.
Мне очень жаль, что после периода Валентино в Ducati [2011 — 2012] это ему пришлось платить по счетам. Филиппо повсеместно признавали гением — в 2007-м он был словно богом в MotoGP, — а забыли моментально.
Как думаете, чего сегодня Ducati не хватает для победы?
Того же, чего не хватает Yamaha, Suzuki… Последние 3 года Андреа Довициозо заканчивал на 2 месте, то есть впереди всех остальных. Проблема в том, что в такие годы при Марке не выиграешь. Когда есть пилот, в котором чего-то больше, чем у других, он гоняет сам с собой. И если посмотреть на результаты других «Хонд», значимость Маркеса становится еще очевиднее.
Какой пилот воплощал ваше идеальное понимание гонок?
Ники Хэйден. Мы дружили, и он слишком рано ушел [в мае 2017-го]. У него и его семьи был поистине абсолютно гоночный образ жизни. Ники был маниакален. Если он видел, что Стоунер ездил быстрее на том же байке и думал, что проблема в весе, он делал всё, чтобы сбросить несколько кило, был почти одержимым.
Это был особенный человек, настоящий джентльмен. Он выиграл Мондиале [в 2006-м] настойчивостью и самопожертвованием. Когда он дебютировал в MotoGP в 2003-м, он в начале на Сепанге уступал 2 секунды с круга, а потом стал чемпионом мира.
Когда вы последний раз виделись?
Когда он заменял Дани Педросу на Филлип-Айленде в 2016-м. В воскресенье вечером он подарил мне один из своих шлемов со словами: «Спасибо, что всегда стояли в моём углу». Было приятно. Я всегда любил Ники. Это я хотел его в «Дукати».
Дата: 14.06.20
Источник: Motosprint