Оксли: Кто из независимых гонщиков становился чемпионом?

Его положение драматично изменилось к лучшему посреди сезона на смертоносном уличном кольце Спа-Франкоршам. В ту пору «Король» выиграл 3 ГП и был единственной надеждой «Ямахи» на титул.

«В Спа мой байк просто не ехал, и на последней тренировке я еще не квалифицировался», вспоминает Робертс. «Я заехал в питы, и гоночный директор Yamaha Мицогучи сорвал номера с запасного байка Чекотто и поставил туда мои номера. Помню, как меня заводили с толкача. И я обернулся и увидел, как подъезжает Джонни. Я подумал: «Вот те на, хорошо получится».

«После тренировки Yamaha спросила Джонни, на каком из его байков он хотел в гонку. Затем, когда все ушли спать, мой грузовик и официальный грузовик Yamaha выкатили из паддока в лес, сняли двигатель с запасного у Джонни, и поставили в мой байк».

Через 7 недель на Нюрбургринге Робертс оформил чемпионат.

Триумфатор 1982 года Унчини был последним чемпионом Италии до Валентино Росси

С исторического достижения Робертса, — пожалуй, самого значимого в гоночной истории, — еще 4 ездока незаводских команд выигрывали титул: Марко Луччинелли в 1981-м, Франко Унчини в 1982-м, Эдди Лоусон в 1989-м и Валентино Росси в 2001-м.

Все эти райдеры ездили на заводских байках и имели заводскую поддержку, но они не ездили за заводские команды.

Когда лихой итальянец Луччинелли выиграл для «Сузуки» титул 1981 500, заводской отряд гонял с Рэнди Мамола и Грэмом Кросби. Луччинелли ездил за расположенный в Италии отряд Suzuki Роберто Галлина, выставлявший «квадратные» четвёрки XR35 заводской версии. На следующий год команда Галлина снова выиграла чемпионат, на этот раз с земляком Унчини, ныне офицером безопасности MotoGP.

Лоусон (#1) проносится мимо новичка Дуэна (#27). Ливреи Rothmans у NSR500 одинаковые, но команды разные

7 годами позже действующий король 500 Лоусон потряс паддок, покинув Marlboro Yamaha Team Agostini ради присоединения к Rothmans Honda. Больше всех был шокирован №1 в «Хонде» Уэйн Гарднер, который выяснил это только прочтя газету дома в Сиднее.

Лоусон, обладатель 3 титулов за 6 сезонов с Yamaha, ушел потому что наелся, как он считал, прижимистой манеры Джакомо Агостини, и неспособностью Yamaha исправить давнюю проблему с карбюратором своего YZR500. Еще он безумно стремился поработать Эрвом Канемото — гением с пит-лейна «Хонды».

Сделка Лоусона с Канемото не принесла ему заводскую команду HRC — её уже заполнили Гарднером и новичком Миком Дуэном. Вместо этого проект Канемото был спутником отряда HRC. Но когда Гарднер сломал ногу на третьей гонке, а Лоусон на следующей победил, HRC целиком встала за командой. То, что HRC тем летом делала с Лоусоном и Канемото, помогло Honda найти направление для двигателя и шасси, которое трансформировало NSR500 в доминирующий ГП-байк 1990-х.

Когда Росси выпустился в пятисотки в 2000-м, ему была выгодна та «закладка фундамента», как и продолжаемые НИОКР Дуэна, Джереми Бёрджесса и бесчисленных инженеров HRC.

HRC не сразу подписала Росси в свою первичную команду. По ходу 2000-го и 2001-го он ездил за спутниковую снарягу, расположенную в Италии, управляемую и финансируемую Honda Europe. В снаряге Repsol Honda на её байках были Алекс Кривье и Тору Укава.

2000 год, Кривье (#1) и Росси (#46). Для перспективного итальянца создали отдельную команду, так как в Repsol Honda мест не было

Росси разбился в двух своих первых пятисоточных ГП, потому что отдача мощности у нового NSR500 была слишком острой. Бёрджесс не жаловался в HRC, потому что его ездок был новичком не из заводской команды, поэтому никакого чина у него не было. Само собой, у HRC много не ушло, чтобы всерьёз воспринять Росси. К концу сезона HRC построила свою последнюю 500 — NV4B, — согласно его пожеланиям. В 2001-м, всё еще в своей независимой команде при поддержке Nastro Azzurro, Росси доминировал в последний сезон пятисоток.

Насколько был близок NSR500 Росси к NSR заводской команды Repsol в 2001-м? Ближе некуда, а вероятно, даже лучше, потому что 22-летка очевидно был лучшей ставкой HRC на титул. Насколько был близок незаводской OW35 Робертса к заводскому OW35? Опять же, ближе некуда. Другими словами, ситуации Робертса, Луччинелли, Унчини, Лоусона и Росси были похожи на Квартараро.

Однако более крупные бюджеты, доступные заводским командам, на треке всегда значимы, потому что так устроены гонки.

С другой стороны, могут быть плюсы, когда ты в стороне от бесконечного цикла разработок заводской команды. К примеру, когда Луччинелли выиграл титул в 1981-м, ему точно помогло нахождение вне заводского отряда, который был связан пробами нового двигателя и частей шасси.

В последние годы то же самое было у Petronas SRT и Tech 3. Пока в заводской команде Yamaha выжимали трусы, работая над устранением разных проблем М1, ездоки независимой команды Yamaha могли фокусироваться на своих навыках ради максимального извлечения динамики из того, что было, а не запутывались в пробах ряда разных рам, маятников и других частей по ходу сезона.

В это воскресенье Квартараро гоняет в Брно, а в следующие два воскресенья гоняет на Ред Булл Ринге. То есть он выдвигается с территории «Ямахи» на «Дукати» на треки, где, как недавно сказал Джек Миллер, «Мы дадим нашему байку вытянуть ноги и показать, из чего реально сделан». Как он сочтётся с этими тремя гонками, как справится с крупным довеском по скорости, окажет громадный эффект на исход чемпионата.