Почему Маркесу потребовалась вторая операция? Мнение доктора Коста
Перелом, дважды оперированный за 13 дней — настоящее ЧП для Марка Маркеса. 21 июля в Барселоне хирург/травматолог Ксавье Мир поставил на его полный перелом правой плечевой кости в зоне средней трети титановую пластину, а 3 августа вытащил её и заменил на новую. Напрашиваются два больших вопроса — как так получилось и кто виноват?
Суровая авария на гонке ГП Испании 19 июля — подброс в воздух и мощнейший удар в руку от собственного мотоцикла, — подрывает 6-кратному чемпиону MotoGP всю кампанию-2020. Он не закончил Херес-1, поздно появился и досрочно снялся с Хереса-2, пропустит Брно. Согласно слухам, на августовских гонках на Ред Булл Ринге Марк тоже не появится. Если это так, в 14-этапном сезоне 5 первых у него сгорели.
Доктор Мир так объяснил необходимость извлечения пластины и замену на другую:
Чего не ожидали, так того, что пластины окажется недостаточно. Накопление нагрузок на оперированном участке причинило ущерб пластине, так что сегодня титановую пластину удалили, и заменили новым крепежом.
Сразу после первой операции Марк приступил к плану «Немыслимое»: вернуться в Херес, чтобы набрать несколько очков для чемпионата. В четверг он прошел физкультурный тест (среди прочего, 20 отжиманий), в субботу вернулся на трек и откатал СП-3 и СП-4. Пожаловавшись на слабость в правой руке, он снялся после неполного круга в квалификации.
Затем 27-летний ездок по возвращении домой демонстрировал подписчикам в соцсетях подготовительную работу к ГП Чехии. Двух баранок было более чем достаточно, чтобы защита титула оказалась под угрозой, так что Муравей спешил вернуть силу правой руке и устранить отёк с помощью физиотерапии.
Участие в ГП Андалусии и чрезмерная физкультура показали: голова пилота Repsol Honda явно опережала график тела. После повторной операции, похоже, ближайшие 3 гонки исключены. Марк определённо проиграет чемпионат, но так он выиграл 38 дней до ГП Сан-Марино 13 сентября — правдоподобного момента возвращения.
Трудно сказать, в какой именно момент положение ухудшилось — после езды на прототипе Honda или посещения спортзала. Болей пилот не ощущал, но ни то, ни другое титановой пластине точно не помогло. За рулём 280-сильной ракеты с мощнейшими углеволоконными тормозами пилоты испытывают массу вредных нагрузок — вибрации, тряска, хватание за руль на торможении, разгоне, в поворотах. Короче говоря, почти на всех участках трека.
Главная нагрузочная область в 4,4-километровом Хересе — определённо торможение перед 6 поворотом на заднем прямике. При замедлении с 290 до 90 км/ч на руки Маркеса передовались усилия в десятки килограмм, вдобавок к его собственным 65-и. Так как кости за 4 дня не срастаются, лишь маленькая пластинка не давала правой руке снова развалиться.
Так стоило ли Repsol Honda выпускать своего пилота на трек буквально из операционной? Кто больше виноват — чрезмерно усердный гонщик, или доктор Мир, который воссоединил плечевую кость не лучшим образом? Или директор Альберто Пуч, который должен был сказать Марку чёткое «нет»?
Доктор Клаудио Коста — знаменитый основатель и руководитель Clinica Mobile в 1976 — 2014 годах, — сразу поставил под вопрос детали операции. В частности, на рентгеновских и КТ-снимках перелома его привлекли размеры титановой пластины — на глаз казалось, её толщина 3,5 мм против 4,5 мм, как обычно бывает на таких операциях. Кроме того, 12 винтов/штифтов — это не предел для подобного крепежа.
Маркес мог поспособствовать повреждению пластины, но она сама могла быть недостаточно прочной, считает Коста.
Если бы первую операцию проводил он, выбор пал бы на особый интрамедуллярный гвоздь — титановый изогнутый стержень с отверстиями под фиксирующие винты. В отличие от пластины, гамма-гвоздь вживляется прямо в стержень кости на большую длину. Преимущество этого варианта — мертвая хватка и возможность ранних дозированных нагрузок без всяких последствий. Образно говоря, это кость внутри кости. Гвозь может сохранить её целостность даже при новом падении.
Почему же доктор Мир отказался от гамма-гвоздя — идеального решения в случае Маркеса? Доктор Коста считает, вероятно, другого выхода не было. Гвоздь должен вводиться в кость сверху, со стороны плеча. Увы, с плечом у гонщика уже было не важно — в декабре доктор Мир проводил там профилактическую микрохирургическую операцию, чтобы убрать последствия подвывиха падения на тестах. И это мероприятие было далеко не первым на участке. Эта область должна быть здоровой.
Лучевой нерв в плечевой кости — другой аспект, с которым доктору Миру пришлось считаться, у него не было уверенности, что нерв точно уцелел. На операции через 2 дня после падения Миру пришлось делать большой разрез в этой области, дабы убедиться в его состоянии. К счастью, удар передним колесом мотоцикла пришелся в среднюю треть кости, а не в критическую нижнюю. Нерв не постарадал, подвижность и сила сохранились. Раз уж рука Маркеса уже была разрезана, заодно можно было и пластину поставить — такое предположение делает доктор Коста.
Такой тип переломом требует 2-3 месяца на полное срастание. Для обычных людей пластина более чем подходит — она надёжно удерживает кость, ведь в повседневной жизни сверхнагрузок не бывает.
И наоборот, требования мотогонок выпячивают отрицательную сторону такого решения. Пластина держит перелом с одной стороны, тогда как противоположная остаётся слегка подвижной. Мышечные усилия, вибрация, тряска мотоцикла могут легко пустить всю работу коту под хвост. Из-за «открытой» противоположной стороны перелома пластина деформировалась (либо даже треснула), и части кости немного разошлись. Видимо, заняли положение, когда нормальное срастание невозможно.
3 августа доктор Мир заменил одну пластину на другую — покрупнее, с дополнительным крепежом. Это решение тоже можно считать спорным, рассказал Коста в интервью moto.it. Гамма-гвоздь был бы более надёжным и в первом случае, и во втором. Когда речь идёт о внешнем фиксаторе вроде пластины, кости нужно дать время, прежде чем возвращаться к нагрузкам. Внутренний фиксатор сразу решает вопрос.
Дата: 06.08.20
Источник: moto.it